Китова Алёна Владимировна, учитель-логопед высшей категории
МБОУ «СШ № 23 города Димитровграда Ульяновской области»
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сегодня актуальность значимость использования учителем- логопедом в коррекционно-развивающей работе информационно- коммуникационных технологий обусловлена рядом причин:
1 причина - широкое введение в образовательную практику различных современных методов и приемов развития, обучения и воспитания детей, среди которых компьютер и компьютерные программы являются одними из ведущих. Это связано с тем, что компьютеры стали естественной и неотъемлемой частью жизни современного человека, начиная с самого раннего детства;
2 причина - поиск современных средств, позволяющих оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, мотивировать и заинтересовывать детей в активной работе на логопедических занятиях;
3 причина - поиск универсальных и продуктивных методов и средств коррекционно-развивающей работы в условиях интеграции деятельности специалистов и дистанционных форм работы с детьми.
Рассматривая проблему использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, необходимо, в первую очередь определить само понятие. Согласно В.И. Загвязинскому, ИКТ – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и мультимедийные средства(кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры,т елекоммуникационные сети) для работы с информацией [3].
В общем виде данная технология заключается в рациональном и логичном использовании компьютерных средств при решении обучающих,развивающих и коррекционных задач.
Опираясь на работы Ю.Ф. Гаркуши, Л.В. Ковригиной, Л.Р. Лизуновой[1, 2] и собственный опыт работы можно определить следующие положительные аспекты применения ИКТ: -повышают мотивацию детей к занятиям; - позволяют в интересной форме закреплять материал; -одновременно с речью развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление; - снимают негативизм от многократного повторения материала; - развивают зрительно-двигательную координацию; - активизируют мыслительную деятельность детей и их поисковые действия.
На занятиях с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать полученные результаты. Решая проблемную ситуацию, заданную компьютерной программой, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.
Учитывая данные положения, указывающие на преимущества использования ИКТ в работе с детьми, мною была создана методическая разработка «Актуализация знаний по теме «Имя существительное и его постоянные признаки», которая позволяет корректировать, развивать и совершенствовать грамматические представления об имени существительном иего основных признаках и умения их применения в речевой практике.
Основными задачами работы с детьми по этой теме являются: -актуализировать знания о постоянных морфологических признаках имени существительного; - совершенствовать умение определять род, число, склонение имен существительных; -формировать знания о постоянных признаках существительных; -развивать умения работать с опорой на признаки существительного; -развивать речевые умения, восприятие, память, внимание, мышление; - воспитывать интерес к занятиям.
Система работы над темой «Имя существительное» представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений,которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.большинства имен существительных род определяется по окончанию. Но младшим школьникам так род определить трудно, поэтому учим распознавать его путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя, мое, или путем замены существительных личными местоимениями он, она, оно.
Чтобы определить род с помощью местоимений, учащиеся должны в своей речи правильно употреблять местоимения. Используем устные упражнения на замену существительных местоимениями (портфель - он, тетрадь - она) уже в период обучения грамоте.
Специальные уроки отводятся для наблюдений над родовыми окончаниями. Признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова. Нарицательные и собственные - это разделение существительных по особенностям значения.
Использование таких видов интерактивных игр как:игры-путешествия, игры-экскурсии, игры-спектакли позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей,усвоить знания, снять напряжение.
Схема описания:
- Название моей игры: АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ЕГО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ».
-Цели игры:
-Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи.
-Развивать умение работать с опорой на морфологические признаки имени существительного, умение находить род существительного.
- Развивать речь, память, внимание учащихся.
- Воспитывать интерес к изучению предмета.
- Материал (изображение): предметы и изображения, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО?
- Действия в игре: после объяснения учителя, дети самостоятельно пытаются расставить слова по домикам, определяя при этом род, склонение и т.д. Дети принимают активное участие, выкрикивают, пытаются ответить первыми. Детей увлекают предметы, которые передвигаются,смысл задания они улавливают очень быстро.
Таким образом, опыт собственной работы показывает, что ИКТ является достаточно эффективной и перспективной технологией коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися.
Прежде чем разработать интерактивную игру, я разработала дидактический материал, который используют учителя начальных классов Галубничая Елена Викторовна и Романова Елена Геннадьевна.
А на основе моей игры-путешествия мы с Галубничей Е.В. разработали закрепление материала на основе кластера.
Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Данный приём оказался достаточно эффективным при систематизации и обобщении учебного материала.
Галубничая Елена Викторовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СШ № 23 города Димитровграда Ульяновской области»
Сегодня в школу поступает много детей с нарушениями устной и письменной речи. Поэтому необходима тесная взаимосвязь в работе учителя и логопеда. Учитель-логопед нашей школы Китова Алена Владимировна показывает нам логопедические приемы, которые отрабатывает на своих занятиях. Я решила на основе ее разработки по теме: «Имя существительное» создать свою опорную схему-кластер «Имя существительное».
В этом нам помогло путешествие в страну «Имя существительное», показанное в виде презентации, и работа с интерактивной доской. Каждый ребенок принимал участие в путешествии и определении грамматических категорий имени существительного.
Имя существительное одна из самых главных частей речи. Начиная путешествие, дети видели связь существительного и местоимения, и понимали, что все грамматические признаки соотносятся с полом. Наборы окончаний у существительных разного рода отличаются [4].
Одушевленные и неодушевленные предметы определяются по их лексическому значению: живая и неживая природа. Поэтому у имени существительного вопросы кто? или что?
В процессе наблюдений мы выяснили, что имена нарицательные – это группа предметов, которые нас окружат. Собственные существительные имена единичные, которые даются именам нарицательным.
Распределяя существительные по домикам - склонениям, дети замечали, что существительные в каждом склонении имеют свое окончание. Путем наблюдений за именем существительным мы создали кластер: - Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? - Имя существительное может быть одушевленным или неодушевленным. - Имя существительное является именем нарицательным или собственным. - Имя существительное имеет род. - Имя существительное имеет склонение. Создав кластер, ребята сразу на практике пробуют свои силы в определении постоянных морфологических признаков имени существительного. Дети с нарушениями учебной деятельности работают с опорой на дидактический материал, разработанный Китовой Аленой Владимировной.
Романова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СШ № 23 города Димитровграда Ульяновской области»
Я хочу поделиться своим опытом работы по данной теме. Сначала хочу пояснить, на какие теоретические основы данной педагогической технологии опираюсь в своей работе. Русский язык, пожалуй, один из наиболее сложных предметов в курсе средней школы. Но это и один из наиболее необходимых предметов! С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя- сделать речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересе
Итак, как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка ? Это игра!
Цель игры-пробудить интерес к познанию. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра- это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника[5,6].
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Уже не первый год мы сотрудничаем с учителем – логопедом Китовой Аленой Владимировной.
Материалом служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом.
Игровая форма работы помогает детям преодолеть трудности. Ценность таких игр и приемов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения.
Каждый ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. А учитель, в свою очередь, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Одной из основных тем 3-4 класса является изучение частей речи. Учащиеся при изучении имени существительного, имени прилагательного и глагола, испытывают трудности. На данном этапе проводится работа с именем существительным. После таких уроков у детей надолго остаются в памяти каждое разобранное на уроке слово, последовательность выполненных операций, правила, способы проверки слов. В будущем учебном году мы планируем с Аленой Владимировной продолжить аналогичную работу с именами прилагательными и глаголами.
Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации его взаимодействия с другими участниками воспитательного и коррекционного процесса. Компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях делать то, что без компьютера сделать чрезвычайно сложно, сделать то, чего не делали раньше ,по-новому и более качественно сделать то, что делали раньше.
Библиогрфический список:
1.Гаркуша Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе/ Ю.Ф.Гаркуша, Н.А.Черлина, Е.В. Манина// Логопед.-2004.-№4.-С.22-28.
2.Лизунова Л.Р. Компьютерная технология корреции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/Л.Р. Лизунова.-Пермь :ПОИПКРО,2005.- 60с.
3.Педагогический словарь/авт.-сост.: В.И.Зягвязинский [и др.];под ред. В,И. Зягвязинского, А,Ф,Закировой.-:Академия,2008.-343с.
4.Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения:
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред.
М.С.Соловейчик. - Изд.3-е. - М.: Академия, 1997 - 383 с.
5.Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у
школьников: коррекционно - педагогическая работа при общем недоразвитии
речи в массовой школе/ Е.П.Фуреева и др. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006 - 208
с.
6. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся
начальных классов общеобразовательной школы. - М., "Аркти", 2000,- с 120
7.Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ/ А.В.Ястребова.-М.: АРКТИ.1997.-196с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат