Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Пекшинская средняя
Общеобразовательная школа Петушинского района
Владимирской области
Центр образования
естественно-научной
и технологической направленности
Точка роста
Интегрированное внеурочное занятие «Я грамоте финансовой учусь» 6 класс
Составители:
Учитель истории и обществознания
Пилипенко Людмила Александровна,
учитель математики
Тумашова Ирина Валентиновна
д. Пекша 2023 г.
Внеурочное занятие «Я грамоте финансовой учусь»
«Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет»
Цель: финансовое просвещение учащихся, развитие компетенций, необходимых для грамотного поведения в финансово-экономической сфере.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятиями «семейный бюджет», «расходы», «доходы», «дефицит бюджета», «профицит бюджета».
- Развивать умение применять сформированные знания в ходе игры.
- Развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы о планировании семейного бюджета.
- Развивать умение самостоятельно предотвращать угрозы кибермошенников.
- Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
- Повысить интерес к обучению финансовой грамотности.
Учитель: Ребята, вы уже поняли, о чём сегодня пойдёт речь, исходя из названия внеурочного занятия. Мы попросили ребят разделиться на две группы. Ребята получили задания (домашняя заготовка). У каждой группы должно быть название. Группа (команда) должна себя представить. Пожалуйста, ребята, вам слово.
1 команда (Финансисты): Мы отличные ребята,
Мы ребята хоть куда,
Мы в финансах разберёмся,
И поможем вам всегда.
2 команда (Эрудиты): Жить с финансами дружить,
Нам легко даётся
Головоломки разгадать
Всегда удаётся.
Учитель: Сегодня знания расширим
Всё, что знаем закрепим,
Пройдя финансовым маршрутом
Все пробелы удалим.
Учитель: Ребята, мы предлагаем вам пройти маршрут из 4 станций.
1 станция – «семейный бюджет»
Учитель: Как сложить доход в семье каждый знает. А расход? Он ключевую роль играет. Кто не знает? Разберёмся в терминах бюджета.
Семейный бюджет в переводе, «семейный кошелёк» или «денежный кошелёк».
Вопрос: Из чего состоит «семейный бюджет»?
Ответ: Из доходов и расходов всей семьи.
Учитель: Ребята, вам предоставлен перечень доходов и расходов семьи.
В колоночку запишите доходы, в другую расходы.
Зарплата, квартплата, пенсия, одежда, транспорт, гонорар, прибыль, образование, детское пособие, выигрыш в лотерею, ремонт автомобиля, посещение театра.
Учитель: Сейчас вы можете дать определение, что такое доходы и, что такое расходы. Ученики дают определение.
Учитель дополняет:
- По доходу и расход.
- Расход должен быть всегда разумный, чтобы избежать конфликтов.
- И не довести семейный бюджет до дефицита.
Учитель:
Расходы есть постоянные и переменные.
В большом семейном кошельке они находятся.
Команды должны выбрать и записать в одну колонку постоянные расходы в другую - переменные:
Ипотека, интернет, одежда, бензин, продукты, телефон, подарки, материалы для ремонта квартиры ./ Команды дают объяснение переменным и постоянным расходам./
Учитель: Почему стоит заниматься финансовым планирование в семье?
Объяснение команд.
Учитель: Слышали такое выражение «дефицит бюджета»? Попытайтесь объяснить.
Ответ: Расходы выше доходов. /ответ ребят/.
Учитель: Когда заходит речь о «семейном бюджете» всплывают два понятия: потребности и желания. Найдите разницу./ Участники игры объясняют/.
Задача, посчитайте реальные доходы и расходы семьи:
Доход семьи Ивановых состоит из заработной платы родителей: В копилке монеты по 5 и 10 р. Десятирублёвых монет больше половины. Четверть десятирублёвых монет выпущена в 2010 году. Таких монет 5. Какой может быть максимальная сумма денег в копилке?
папа получает 32600 рублей, мама - 30200 рублей, пенсия бабушки- 18200 рублей. В семье двое детей: старший сын - студент, который учится на платном отделении в Вузе (стоимость обучения - 96000 рублей в год, оплата производится ежемесячно), дочь ходит в детский сад (оплата составляет 2850 рублей в месяц). На работу родители ездят на машине и завозят дочь в детский сад и забирают обратно. На бензин у них уходит 4800 рублей в месяц. Машина взята в кредит, ежемесячный платеж составляет 13800 рублей. Сын ездит в институт на автобусе (до института и обратно). Стоимость 1 поездки – 25 рубль. Обучение в вузе - 5 дней в неделю ( в месяце 4 недели). На питание семья тратит 40% бюджета, на оплату коммунальных услуг- 12% бюджета. Раз в месяц семья ходит в кино. (Стоимость билета в кино 250 рублей.).
Посчитайте доходы и расходы семьи.
1. Доходы: 32600; 30200; 18200
Всего 81000 рублей
2. Расходы на питание: 81000: 100 *40= 32400 рублей
3.На коммунальные услуги: 81000/100*12=9720 рублей
4 На проезд сына: 50*5*4=1000 рублей
5. На обучение сына: 8000 рублей
6. На посещение кинотеатра: 250*5=1250 рублей
7. Расходы: 32400; 9720; 1000; 1250; 8000; 2850; 4800; 13800
Всего 73820 рублей
Какие расходы не учли?
Как можно поступить с разницей между доходами и расходами?
2 станция – «Магазин»
В магазине происходит обмен денег на товар
Докажите, что у вас есть знания
Купить правильно товар.
Учитель: Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в магазине.
Выложить продукты из тележки.
Получить сдачу.
Проверить сроки годности.
Выбрать продукты
Проверить чек.
Оплатить покупки.
Занять очередь в кассу.
Взять тележку.
Ответы: 84376251
Задачи, посетим магазин и совершим покупку:
Мама пошла в магазин и увидела, что чашка, которая стоила 90 рублей, продаётся с 10%-й скидкой. Мама решила купить 6 таких чашек и отдала кассиру 1000 рублей. Сколько рублей сдачи она должна получить?
3 станция – «Функции денег»
Предыдущие этапы вы уверенно прошли
До третьего дошли
Усложнили мы вам путь
Попытайтесь-ка взглянуть
На эти задачи:
Осилите без неудачи?
Результатов ждём от вас.
Разнообразные функции денег
Наведи порядок в них
Соотнеси букву с цифрой
И нам результат огласи
Задания: Найти соответствия между примерами и функциями денег, видами экономической деятельности.
Примеры денег: Функции денег:
А) Руслан оплатил 1) Обмен на необ-
Кофе в автомате ходимый товар (услугу)
Б) Пакет молока 2) Мера стоимости
Стоит 55 рублей количественное измене-
В) Инна отложила ние ценности товара (услуги)
5000 рублей на по- 3) Накопления
купку подарка своей (сбережения)
сестре
Г) Саша купила брюки за
1200 рублей
Ответ: 1231
Примеры: Виды экономической деятельности:
А) Покупка продуктов. 1) Производство
Б) Приготовление обеда. 2) Распределение
В) Уборка дома. 3) Обмен
Г) Начисление зара-
ботной платы повару
Ответ: 3112
Чтобы потратить деньги, нужно их накопить.
Задача:
В копилке монеты по 5 и 10 р. Десятирублёвых монет больше половины. Четверть десятирублёвых монет выпущена в 2010 году. Таких монет 5. Какой может быть максимальная сумма денег в копилке?
4 станция – «Телефонные пираты»
Звонок (громкая связь)
Учитель: Зазвонил телефон. Кто говорил: Он?
Местоимение предлагает нам услугу оказать.
Он, она, все они, телефонные пираты
Их делишки вороваты
Попытаемся сейчас выдать постулаты,
Чтоб не понести никогда утраты.
Рассмотрим ситуацию:
Полина Д. собиралась снять наличные деньги с карты в банкомате. В какой-то момент она обратила внимание, что молодой человек, который стоял в очереди за ней, подошел очень близко и внимательно следит за тем, что она будет набирать при снятии денег.
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Полины Д.? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Закончилась игра:
Учитель: Чему вас научила?
Ответы команд:
- Считать семейные доходы
- Контролировать расходы
- Финансовой культурой обладать
- Потребности от желаний отличать
- Решать задачки про финансы
- И всегда сводить балансы
Учитель: Спасибо, всем за хорошую игру!
Молодцы!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат