Пути логопедической коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста
Авторы: Жиглова Мария Николаевна, Ревкуц Ирина Викторовна
В статье подробно рассматривается определение и пути коррекции дизартрии у дошкольников.
Анализ проблемы. В настоящее время дизартрия — одна самых распространённых патологий у детей дошкольного возраста.
Первое упоминание о нарушениях речи типа псевдобульбарной дизартрии дает Литтль в 1853 г. Он описывает речевые расстройства, связанные с нарушением речевых мышц [1].
Сам термин «дизартрия» предложил терапевт А. Куссмауль в
1877 г., под которым он понимал все нарушения фонетической стороны речи у детей и взрослых [2].
Изучение дизартрии как речевой патологии и системы коррекционной работы связаны с именами Е. Н. Винарской,
Е. Ф. Архиповой, Е. М. Мастюковой, Е. Ф. Соботович, Л. И. Белякова, Г. В. Чиркина, Л. В. Лопатина и др. исследователями.
Согласно последним данным отечественных и зарубежных учёных из общего количества детей с речевой патологией на долю дизартрических нарушений приходится 60–70 % [3].
Определение. Дизартрия — нарушение звукопроизношения и просодики речи из-за недостаточной иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов).
Выделение типов дизартрии у детей младшего школьного возраста является условным, поскольку у них крайне редко встречаются локальные поражения мозга, связанные с четко определенными синдромами двигательных нарушений [4].
Большинство исследователей выделяют следующие формы дизартрии [5] [6]:
Бульбарная. Очаг поражения — ядра или стволы IX, X, XII. Избирательные вялые параличи артикуляционных мышц — глотки, языка, губ, дыхательных и мышц, поднимающих челюсть. Голос слабый, глухой. Гласные и звонкие согласные оглушены. Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку Э.
Артикуляция согласных упрощена: смычные и Р заменяются щелевыми, доминируют глухие плоскощелевые звуки. Речь замедленная и мо
нотонная, её плавность нарушена.
Псевдобульбарная. Очаг поражения — центральные двигательные
кортико
-бульбарные
и пирамидные пути. Мышечная атрофия отсутствует, однако, наблюдается гипертрофия языка: он обычно подтянут кзади, спинка его закруглена и закрывает собой вход в глотку. Голос слабый, глухой, затухающий. Речь замедленная, её плавность нарушена. Смычные звуки артикулируются в щел
евые, а щелевые в плоскощелевые.
Корковая
апраксическая
постцентральная дизартрия. Очаг поражения — нижние отделы постцентральных полей коры доминантного полушария мозга. У больных наблюдается смешения признаков согласных способу и месту образования, по глухости — звонкости, по мягкости — твердости. При тяжелой степени на фоне увеличения длительности всех звуков пауза перед трудным согласным часто сочетается с удлинением гласного предшествующего слога и увеличением времени произнесения самого согласного, а иногда и его п
олным или частичным искажением.
Корковая
апраксическая
премоторная
дизартрия. Очаг поражения — нижние отделы
премоторных
полей коры доминантного полушария мозга. Для больных характерны замедленный темп речи и её напряженность, бедность активного словаря. Щелевые согласные в составе слога заменяются на смычные, звонкие — на глухие, мягкие — на твердые; аффрикаты расщепляются на составные звуки;
Подкорковая дизартрия. Очаг поражения — экстрапирамидные пути их связь со структурами мозга. Голос глухой и напряженный. Плавность отсутствует, как и стабильность в построении фразы. Произношение отдельных звуков сохранно. При
резких спазмах речь невозможна.
Мозжечковая дизартрия. Очаг поражения — мозжечок и его связь со структурами мозга. Речь монотонная, темп медленный, голос имеет однообразную громкость. Некоторые больные делают
резкие или равные ударения на все слоги слов. Наблюдаются неточная артикуляция согласных и искажения гласных, увеличенная длительность звуков и пауз. Логопедическая работа по коррекции дизартрии должна проводиться с учётом дидактических принципов, структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии и индивидуально-психологических особенностей детей младшего школьного возраста. На коррекционных занятиях необходимо уделять особое внимание состоянию речевого развития детей в области лексико-грамматического строя и особенностей коммуникативной функции речи.
Результативность логопедической работы зависит от соблюдения следующих дидактических принципов: индивидуального подхода, последовательности и систематичности, сознательности и активности, прочности и связи теории с практикой. Очень важно согласовать комплексное сочетание логопедических занятий с лечебными мероприятиями.
Основные направления логопедической работы при дизартрии [7] [8]:
1. Обучение навыкам самообслуживания. Необходимо обучить ребенка простейшим навыкам самообслуживания: застегиванию пуговиц, шнурование обуви и т. д. Чтобы оказать детям помощь, следует, например, использовать нескользящие миски-ковшики со срезанными краями для детей с нарушениями мышечного тонуса, а для ограничения проливания жидкости использовать чашку со съемной крышкой и носиком. Для стимуляции лицевых мышц проводится массаж лицевой мускулатуры: легкое постукивание ладонью по щекам, пощипывание по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной и глоточно-нёбной мышцам. А для снятия напряжения применяют поглаживание кожи лица, растирание и разминание. При проведении гимнастики ребёнок должен научиться следить за нужным положением артикуляционных органов. Постепенно механическая помощь должна уменьшаться, чтобы дать ребёнку возможность научиться без помощи логопеда выполнять и удерживать достигнутое положение.
2. Развитие физиологического и фонационного дыхания. Вдох и выдох ослаблены из-за слабости дыхательной мускулатуры, вследствие чего детям не хватает силы воздушной струи для проговаривания звуков, к тому же им сложно на одном выдохе произносить фразы, что приводит к нарушению плавности. На коррекционных занятиях работа проводится над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, что осуществляться в процессе двигательных упражнений: сначала без речи — формирование физиологического дыхания, а затем и с речью — формирование речевого дыхания. Цель упражнений — научить ребёнка координации носового и ротового дыхания и рациональному использованию выдоха во время речи, увеличить объем выдыхаемого воздуха, сформировать нижнереберный тип дыхания.
Развитие мелкой моторики. Детям сложно овладеть навыками самообслуживания, заметна моторная неловкость рук. Они не могут самостоятельно выполнять движение по подражанию. До 5–6 лет дети не умеют играть с мелкими игрушками и собирать паззлы.
Развитию мелкой моторики способствуют:
1. Массаж пальцев и кистей рук;
2. Игры с мелкими предметами: паззлы, нанизывание бус, мелкий конструктор;
3. Пальчиковая гимнастика;
4. Занятия с пластилином и бумагой;
5. Работа с прописями, графические диктанты.
Развитие фонематического восприятия.
Дети с дизартрией плохо выделяют и различают слова близкие по звуковому составу, что приводит к искажению смысла. Они не могут выполнять в уме фонематический анализ, у них не формируются фонематические представления.
Этапы логопедической работы по развитию фонематического восприятия:
Узнавание и различение неречевых звуков. На самых первых детям предлагается послушать звуки за окном: Что гудит? (Машина). Кто смеется? (Девочка).
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Например, детям показывают музыкальную игрушку и демонстрируют, когда звук находится близко (громко) и когда далеко (тихо). Далее дети должны отгадать самостоятельно;
Различение слов, близких
по звуковых составу
. Логопед показывает детям картинку с изображением автобуса и даёт инструкцию: «Я буду называть картинку то правильно, то неправильно. Внимательно слушайте и хлопайте в ладоши, когда я сделаю ошибку». Дети должны на слух опред
елить ошибку и хлопать в ладоши.
Дифференциация слогов. Произносятся несколько слогов, например,
ма
-
ма
-
ма
-на. Дети должны на слух определить, какой слог является лишним;
Дифференциация фонем. Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который дети должны выделить среди других (например, хлопнуть в ладоши). Упражнение повторяется до тех пор, пока звук не будет точно выделяться ребёнком;
Развитие навыков элементарного звукового анализа. Для начала детей учат определять количество слогов в слове путём
отхлопывания
двух и трёхсложных слов. Далее проводится работа по обучению анализу гласных и согласных звуков.
Нормализация просодической стороны речи: развитие и коррекция голоса, ритма и интонации. Удетей отмечаются недостаточная громкость голоса, гнусавость, монотонная речь, однообразие интонационной стороны. Н. П. Мещрякова, Е. В. Зубович выделяют следующие этапы в работе над просодической стороной речи у дошкольников: Работа над речевым дыханием, силой и высотой голоса, формирование темповой и ритмической сторон речи; Формирование представлений об интонации в целом; о вопросительной интонации, повествовательной и восклицательной, их дифференциация; Формирование повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации в экспрессивной речи.
Формирование коммуникативных и социальных компетенций. У детей должны быть сформированы следующие группы компетенций: На основе теории речевой деятельности можно выделить коммуникативные умения, наиболее значимые для детей дошкольного возраста:
Умения, связанные с восприятием: умение дослушать и выслушать; умение учитывать эмоциональное состояние партнера. Для этого можно применять приём создания речевых ситуаций.
Критерии: 1) Значимость этих ситуаций для детей;
2) Опора на жизненный опыт детей старшего дошкольного возраста;
3) Частота, ясное и конкретное содержание ситуаций.
Умения по ориентации в ситуации общения: умение учитывать особенности собеседника, умение учитывать ситуацию общения.
Логопед показывает детям изображения с мимикой и просит детей угадать, какая эмоция на картинке.
Умения, связанные с воспроизведением: учет в собственной речи эмоционального состояния партнера, умение согласовывать действия, мнения с потребностями партнеров и корректировать их. Педагог обращает внимание детей на людей, с которыми они общаются: что в них особенного и что они для этого делают (вежливая речь, умение понять человека и т. д.);
Умения, связанные с участием в разговоре: умение поддерживать беседу как со взрослыми, так и с детьми, умение отбирать материал, интересный для собеседника. Учитель просит детей придумать диалог, например, между кошкой и мышкой, между вороной и лисой.
Литература:
А. С. Марченко. Особенности
звуко
-слоговой структуры слова у младших дошкольников с
дизартрией [Электронный ресурс]
//: научая эл. Библиотека URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=2881
8579 (дата обращения: 22.03.2023
)
Лекция 1. Дизартрия [Электронный ресурс] //
Логопроект
Архиповой URL: https://arkhipovaef.ru/dizartriya-lekcziy
a-1/ (дата обращения: 22.03.2023
)
Зайцева Л. А., Зайцев И. С.,
Левяш
С. Ф.,
Ясова
И. Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека URL: https://pedlib.ru/Books/4/0434/4_0434–32.shtml#book_page_top (дата обращения:
20.03.2023
)
Белякова Л. И.,
Волоскова
Н. Н. Логопедия. Дизартрия [Электронный ресурс] — с. 112
Пятница Т. В. Логопедия в схемах [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека URL: https://pedlib.ru/Books/4/0275/4_0275–8.shtml#book_page_top (
20
.0
3.2023)
Винарская
Е. Н. Дизартрия [Электронный ресурс] — 6–7 с.
Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Осно
в
ы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. — Москва:
Эксмо
, 2017. — 99–103 с. (дата обращения:
21.
0
3
.202
3
)
Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия [Электронный ресурс]– с. 8
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат