Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский)
Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте.
В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования.
Главной мотивацией является развитие интереса. А интерес часто возникает во время игры, так как она является ведущей для детей младшего возраста. В период раннего детства маленький человек активно познает мир. И основная задача – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-путешествия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: «чувствовать-познавать-творить» гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии и своего воображения.
Ребёнок живет в игре и задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок - игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей. Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.
Дети с удовольствием поддерживают игровую ситуацию, предложенную в начале дня. Это могут быть игры по рассказам и сказкам Л.Н.Толстого, по русским народным сказкам, вовлечение в различные сферы: «Магазин», «Почту», «Больницу», праздничные даты: «День Матери», «День Семьи», «Пасха и др.
На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.
Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом. Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.
Воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
Роль воспитателя:
• воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.
Какие качества формируются у ребенка в процессе игры?
— Произвольное поведение, познавательные процессы. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.
— В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
— В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям. Это важно для воспитания воли.
Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искренним интересом.
Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к детской выдумке, созданному ребенком образу. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в каждой игре ребенок всегда добивается какого-то предметного результата.
Для поддержания интереса дошкольников необходимо соблюдать «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»:
1.Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее.
2.Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3.Игра должна всесторонне охватывать все стороны духовной и физической деятельности ребенка. Так же игровая деятельность способствует накоплению социального опыта детей.
4.Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т. е. создание предметно-игровой среды.
Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит – успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.
Благодаря игре вы узнаете много нового и интересного о ваших детях, что поможет вам сохранить отношения с ними в настоящем и будущем, а в ребенке развить инициативность, творческую личность.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат