МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ БАЗОВЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ АРНИС
Иванов Михаил Константинович,
педагог дополнительного образования,
ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского», г. Москва
Аннотация: Начальный этап обучения спортивному арнис предполагает освоение ряда технических приемов, таких как стойки, передвижения, удары и защиты. Предлагаемая методика обучения позволяет изучить данные приемы и подвести учеников к пониманию их места в тактике поединка.
Типовая последовательность изучения технических приемов состоит из трех этапов:
1. Ознакомление
2. Разучивание
3. Совершенствование
Конкретное содержание этих этапов описано в учебниках по фехтованию и является общим для всех видов фехтования и типов оружия [6].
Технические приемы — это специализированные положения и движения, отличающиеся характерной двигательной структурой, взятые вне тактической ситуации.
На начальном этапе обучения происходит освоение основных положений (хват оружия, стойки и позиции, перемены позиций) и передвижений. Вначале отдельно, а затем в комбинации друг с другом [4].
Основными упражнениями являются передвижения различными способами, сохраняя основные параметры боевой стойки в сочетании с фиксированными позициями и их сменой, передвижения с игрой оружием. Эти упражнения могут выполняться как без партнера, в виде «боя с тенью» (каренза), так и с партнером. Во втором случае передвигаться следует все время сохраняя положение лицом к партнеру и поддерживая сверхдальнюю дистанцию.
На этом же этапе происходит знакомство с траекторной базой (экис и круз), дистанциями и способами защиты (маневр, лакас и палис).
Затем следует перейти к изучению ударов и соответствующих им защит. Наиболее рациональным является изучение удара, от одного до трех способов защиты от него и ответа тем же ударом.
По мере освоение технической базы ударов и защит можно переходить к атакам, ответам и контратакам несколькими видами ударов.
Изучение и совершенствование технических приемов, в наиболее общем случае, проходит следующие стадии [1, 3]:
1. Выполнение приема «на воздух» за тренером.
2. Выполнение приема «на воздух» самостоятельно.
3. Выполнение ударов по мишеням (палка партнера, лапа, покрышка, боксерский мешок, «балда» и т.п.).
4. Выполнение приема с партнером в упражнениях со взаимопомощью.
5. Выполнение приема в простейших вариантах циклических упражнений (сомбрада).
6. Выполнение приема в упражнении «маятник».
7. Когда изучено несколько приемов их следует отрабатывать в усложненных вариантах упражнений сомбрада, палит-палит и защиты-ответы.
8. Совершенствование приема в «контрах».
9. Выполнение и совершенствование приема в спарринговых играх в манере 1-1.
10. Выполнение приема с партнером в свободных передвижениях.
11. Совершенствование приема в учебно-тренировочных боях технической направленности.
12. Совершенствование приема в вольных и соревновательных боях.
Следует отметить, что перечисленные стадии не обязательно должны строго следовать друг за другом. В зависимость от уровня освоенности приемов, некоторые упражнения можно вводить раньше или, наоборот, задержаться на какой-то стадии для лучшего закрепления учебного материала.
Существует два подхода к обучению начинающих спортсменов. Согласно первому, происходит ознакомление с максимально широким спектром технических приемов без их детальной проработки. Во втором случае выбирается небольшое число основных приемов, которые изучаются и осваиваются до уровня навыка, как минимум, до уровня «устойчивого умения». Практика показывает, что второй подход позволяет новичкам более уверенно себя чувствовать на первых соревнованиях, что сказывается и на результатах. Первый же закладывает базу для овладения широким техническим и тактическим арсеналом на более поздних стадиях обучения [5].
Наиболее рациональным представляется промежуточный подход, при котором происходит глубокое освоение небольшого количества технических приемов (и боевых действий на их основе) с параллельным ознакомлением учащихся со всем техническим арсеналом школы.
Основными техническими приемами, которыми должен владеть спортсмен на начальном этапе обучения являются [2]:
1. Базовые способы передвижений.
Сюда входят, в первую очередь, все способы прямолинейных передвижений, а также знакомство с приемами бокового маневрирования.
2. Основные траектории и углы атаки — траектории экис и круз и базовые 5 углов атаки на дальней дистанции (ларго).
3. Основные типы ударов — инерционные, реверсивные, колющие.
Рекомендуется ограничиться ударами лабтик, планчада, редондо серрада. В качестве дополнительных техник можно познакомить учеников с ударами витик серрада, сонкити абьерта, абанико ларго.
Все эти удары следует изучать как поодиночке, так и в связках по два и по три удара.
4. Базовые способы разрыва дистанции (ретирада) — ретирада Кабальеро, ретирада Илюстрисимо, ретирада лутанг, ретирада пасабад и уходы по «мужскому» треугольнику.
6. Базовые защиты от атак по основным углам. В первую очередь, это способы защиты палкой от атак верхнего уровня (в комбинации с передвижениями) — так называемые «блоки подставки», а также система «двух блоков».
Предложенный комплекс технических приемов доступен практически всем начинающим спортсменам и позволяет максимально быстро и полноценно подготовиться к первым соревнованиям.
Список литературы
1. Иванов М. К. Комбат арнис: основы техники соло бастон / М. К. Иванов. — [б.м.]: Издательские решения, 2020. — 228 с.: ил.
2. Иванов М. К. Начальное обучение спортивному арнис. Методическое пособие \ М. К. Иванов. — [б.м.]: Издательские решения, 2018. — 66 с.: ил.
3. Кузнецов С. Короткая палка. Основы палочного боя: Конспект семинара ОБК «Сфера». — М., 2020 — 28 с.
4. Мовшович А. Д. Фехтование. Начинающему тренеру. Методическое пособие / А. Д. Мовшович. — М.: Академический проект, Мир, 2011. — 112 с.
5. Никоноров Б. Н. Методические рекомендации по обучению боксеров-новичков / Б. Н. Никоноров. — М.: Федерация бокса, 1995. — 48 с.
6. Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры / Под редакцией Тышлера Д. А. — М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — 366 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат