Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование коммуникативных умений при помощи двигательных импровизаций у детей дошкольного возраста с ОНР . Работа №54858

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование коммуникативных умений при помощи двигательных импровизаций у детей дошкольного возраста с ОНР
Работа:

Формирование коммуникативных умений при помощи

двигательных импровизаций у детей дошкольного возраста с ОНР

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

На сегодняшний день большое количество детей, поступающих в детские сады, имеют различные речевые нарушения. Увеличилось число детей с (ОНР). Такие дети испытывают трудности в общении. В первую очередь это связано с низким развитием речи у этих детей, с недоразвитием их эмоционально-волевой сферы. Речь у детей с ОНР появляется значительно позже и характеризуется специфическим недоразвитием всех ее компонентов. Из-за нарушений речевых высказываний нет качественной коммуникативной функции, нет полноценного навыка общения. Все это сказывается и на всех других видах деятельности. Ребенок становится некоммуникабельным, замкнутым, у него снижается познавательная активность, в речи использует стандартные, известные речевые конструкции, часто проявление агрессивности при решении конфликтных ситуаций. Нарушения общения не способствуют успешной социальной адаптации. Ребенок плохо проявляет самостоятельность при общении, с трудом устанавливает контакты с людьми, неуверен в себе, ощущает беспокойство. Такое состояние становится причиной конфликтов, разногласий. Создаются серьёзные проблемы на пути их развития и обучения.

Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Таким образом, общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Особенно важную роль играет общение в дошкольном возрасте, являясь одним из главных условий успешного личностного развития ребенка.

Начиная активную жизнь в обществе, ребенок сталкивается с множеством трудностей. Они связаны не только с недостатком знаний об этом мире, но и с необходимостью научиться жить среди себе подобных, то есть комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться.

В общении развиваются все важнейшие стороны личности и деятельности ребенка, в том числе и его речь. Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Речь возникает лишь как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения ребенка со взрослым, которые встают перед дошкольником на определенном этапе развития его коммуникативной деятельности и вытекают из более широких жизненно важных для ребенка проблем, связанных с типом ведущей деятельности.

У детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и само может рассматриваться как особый вид деятельности. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Общение в психическом развитии ребенка имеет решающее значение, так как обогащает содержание детского сознания, способствует приобретению ребенком новых знаний и умений. При недостаточном общении ребенка с взрослыми и сверстниками темп развития его речи и других психических процессов замедляется.

Содержание и форма коммуникации определяется когнитивной деятельностью и социальными условиями. Недостаточность одного из этих компонентов приводит к искажению процесса коммуникации за счет смещения иерархии целей и возможности последовательно их осуществлять.

Дефект речевого развития детей оказывает существенное влияние на формирование и становление деятельности общения. Специфика употребления детьми с ОНР как языковых, так и невербальных средств общения, обусловлена недоразвитием языкового компонента.

Смещение целей коммуникации приводит к тому, что ребенок, имеющий ОНР, игнорирует собеседника, так как ему важно не рассказать что-либо, а просто высказаться, не интересуясь, понятен ли его рассказ слушателю.

Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования в области общей и специальной педагогики. Все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности, как нормального ребенка, так и ребенка с особыми потребностями, на создание условий, способствующих их социальной адаптации. Для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе большое значение имеет своевременное овладение правильной речью.

Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи.

Недостатки коммуникативной способности детей с ОНР: употребление слов в неточном значении; использование в самостоятельной речи неадекватных грамматических форм; многочисленные повторения, возвращения к ранее сказанному; шаблонность, т.е. использование заученных формулировок; изобилие необоснованных пауз в речи; единичность случаев активной вербальной коммуникации; отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации, применение демонстративных и «силовых» действий; неспособность оценивать высказывания других детей; замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности; специфика или трудности в употреблении невербальных средств общения – выразительных движений, мимики, жестов.

Кроме того, коммуникативные речевые нарушения носят нерегулярный характер, зависящий от условий протекания речевой деятельности и от внешней мотивации, задаваемой окружающими авторитетными взрослыми.

Без специального обучения представления у дошкольников с нарушениями речи о невербальных средствах общения характеризуются слабой обобщенностью, фрагментарностью, обеднённостью, носят ситуативный характер.

Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога), особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом. Развитие средств общения, уровень которых у детей с речевой патологией отличается от нормы, требует соблюдения следующих психолого-педагогических условий: определения сущности и выявления уровня использования средств общения детьми в коммуникативном процессе, разработки и проведения систематической коррекционной работы с учетом принципов поэтапности и последовательности предъявления заданий, достаточной сформированности психологической, психомоторной и просодической сторон речи.

И. М. Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Двигательная импровизация – это одно из средств формирования коммуникативных умений, которое заключается в создании движения какого-либо образа непосредственно в процессе его выполнения без предварительной к этому подготовки.

Двигательные импровизации – начиная с задаваемых образов (образы зверей) и заканчивая импровизациями, направляемыми внутренним импульсом ребенка.

Важно развивать у детей умение общаться не только словесно, но и с помощью невербальных средств. Развитие неречевых средств общения у ребенка происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Система неречевых средств общения, выработанная человечеством, очень богата. В работе с детьми с ОНР первостепенное внимание следует уделять обучению тем общепринятым внешним проявлениям эмоций, которые повышали бы взаимопонимание.

В этой связи особое значение приобретает выработка навыка преодоления у детей с ОНР двигательного автоматизма.

Выразительные движения слагаются из жестов, мимики и поз. Их необходимо сначала отрабатывать в отдельности. Обучение новому движению начинается с выполнения его сопряжено с педагогом, затем ребенок выполняет движения за педагогом (отраженно), потом по словесной инструкции, а затем самостоятельно. Закрепление и отработку выразительных движений лица и тела целесообразно осуществлять в этюдах и в играх. Все выполняемые детьми выразительные движения следует сопрягать с речью, т.е. соединять с соответствующими словами.

Педагогу надо добиваться осознания ребенком того, что между мыслями, чувствами и поведением человека существует прямая связь. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Педагог способствует постепенному, осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

Основным источником моторных образований у детей с нарушениями речи является непосредственный показ нового движения и требование выполнить его в хорошо организованных условиях (доброжелательная обстановка, комфортное освещение и др.).

Начинать обучение мимическому воспроизведению различных эмоциональных состояний целесообразно с положительных эмоций (радость, удовольствие, любовь, удивление), потому что они, как правило, распознаются легче, чем отрицательные (печаль, гнев, отвращение). На этапе обучения важно правильно организовывать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью всех анализаторов. В качестве наглядных пособий могут выступать картинки, сам педагог.

Знакомя детей с жестами и позами педагогу необходимо использовать прием сопряженных действии, который помогает детям правильно принять нужную позу. Все жесты, позы, выражения лица, с которыми педагог знакомит детей, необходимо четко выражать словами.

Прежде чем разученные выразительные движения ребенок сможет включать в практическую деятельность, они должны пройти определенный путь упражнений и усовершенствований в его игровой деятельности. В игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения.

Правильное соотношение между усвоением новых движений в специальных упражнениях и их развитием в подвижных и творческих играх составляет одну из основных задач организации коррекционной работы по формированию неречевых средств общения.

Прием театрализации помогает детям с ОНР оставить свои привычные движения, жесты, что невыгодно их отличает от остальных детей, и усваивать общепринятые манеры, постановку головы, движение рук, позы. Из различных форм развития у детей невербальных средств общения театрализованная деятельность является одной из наиболее удачных и доступных детям деятельностей для развития эмоциональной сферы, чувств, переживаний. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к театрализованной деятельности, вместе с тем у них не сформирована готовность к самостоятельной театрализации. Следовательно, для того, чтобы достичь высокого уровня развития невербальных средств общения необходимо помочь детям организовать театрализованную деятельность.

Многие исследователи указывают на то, что формирование коммуникативных умений детей возможно в различных видах деятельности. Возможность развития коммуникативных умений обеспечивает игровая деятельность.

Отечественной психологией и педагогикой признано, что сферой социального творчества ребенка, в которую закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. Именно в совместных играх дети старшего дошкольного возраста овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни.

Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию, друг друга. Одним из видов группового взаимодействия являются двигательные импровизации.

Игры, в которые можно играть вдвоем с ребенком, - с двигательных диалогов - импровизаций в паре. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Оба участника в процессе игры или ее повторения должны побывать и в той и в другой роли.

Тактильные взаимодействия в игре создают атмосферу особой доверительности и, минуя слова, сообщают участникам игры об их доброжелательности друг к другу, готовности к поддержке и участию.

В играх - двигательных диалогах эффективно развивается эмпатия, сопереживание партеру по игре, умение определять эмоции другого, подстраиваться к его ритмике, пластике, настроению. Эмпатия - важное качество, необходимое в общении. Проявляя эмпатию в общении, отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние и тем самым устанавливаем с ним активную обратную связь. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией. Этот навык вырабатывается в играх-диалогах, играх-"зеркалах", условием которых является точное копирование позы партнеров. Яркий в эмоциональном отношении, интересный для детей музыкальный образ вместе с игровой ситуацией поможет вовлечь ребенка в процесс внимательного наблюдения за позой партнера по игровому общению, подстраивания к его жестам, пластике, проникновения в его эмоциональное состояние через собственные телесные ощущения в процессе копирования движений.

Игры-импровизации направлены, прежде всего, на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка будет связано со способностью к естественным, раскрепощенным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие переживаемым эмоциям, а главное, удовольствие, получаемое ребенком от движения, - верный показатель его эмоционального благополучия.

Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная "пружина", заложенная в ребенке самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка - одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий.

Таким образом, двигательные игры-импровизации могут служить одним из эффективных путей развития коммуникативных умений. Этот вид игр привлекателен для детей, помогает детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими. Эта деятельность должна быть специально организована с учетом своеобразия психической деятельности воспитанников и их потенциальных возможностей.

 

Список литературы

1.Богуславская Н. Е. Этикетные речевые ошибки и принципы обучения речевому этикету на уроках русского языка в школе / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина // Детская речь и пути ее совершенствования: Межвузовский сборник научных трудов. – Свердловск 1989. – С. 66-74.

2.Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – С. 20-21.

3.Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А Калягин, Т.С Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.

4.Кузьменкова Н.Ю. Особенности коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия.– 2005. -№4. С.35-37.

5.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения /Науч.-исслед. Ни-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР.-М.: Педагогика, 1986. -9с.

6.Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. Л 69 пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- М., 1998.-680 с.

7.Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. – М., 1996. – 288с.

8.Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989.

9.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. Изд. центр «Академия», 2002 -232с.

10.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×