Воспитание экологической культуры у младших дошкольников.
Проблема экологического воспитания детей в последнее время выходит на первое место, так как деятельность человека в природе часто бывает безграмотной, что может привести к нарушению экологического баланса. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что дети воспринимают природу очень эмоционально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Целью экологического воспитания младших дошкольников является формирование доброго, правильного отношения к природе, воспитание детей любящими природу и умеющими бережно распоряжаться её богатствами. Задачами экологического воспитания являются:
1. Обогащение представлений малышей о, животных, растениях, человеке, об объектах неживой природы в ближайшем окружении. 2. Развитие эмоциональной отзывчивости и разнообразия переживаний детьми в процессе обращения с природой. 3. Вовлечение малышей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению свойств объектов неживой природы. 4. Привлечение малышей к посильному труду по уходу за растениями уголка природы и на участке в ДОУ.
Изучив методический материал по экологическому направлению, работу мы начали с организации развивающей среды в группе. Мы оформили пространство, где находятся: мини-макеты леса, фермы, бабушкиного двора, фигурки животных, муляжи овощей и фруктов, коллекции семян, орехов, шишек, камней, предметы для ухода за растениями, для экспериментирования, игры дидактического характера. Имеется календарь природы, который оформляется в с соответствии с временем года, что помогает малышам запомнить некоторые характерные особенности разных сезонов.
Комплексно реализовать ряд задач экологического воспитания помогает использование разнообразных методов и приёмов, которые условно можно разделить на две большие группы: методы, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой и методы косвенного ознакомления с природой. К первой группе относятся следующие действия: наблюдения, несложные опыты, элементарный труд в природе, продуктивная деятельность и игры с использованием природного материала. Ко второй группе можно отнести демонстрацию материалов (рассматривание альбомов и иллюстраций и т.д.), рассказы, беседы, чтение художественной литературы, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивно-строительные и др.), продуктивная деятельность по экологической тематике. Основным методом ознакомления младших дошкольников с природой является наблюдение. Дети не только знакомятся с объектами природы, но и учатся правильно вести себя, слышать, видеть и чувствовать природу в действительности. Например, зимой наблюдаем, как растет лук в воде, какой длины выросли у него корни, как появились зеленые перышки. Огромный интерес у малышей вызывает процесс посадки лука, петрушки, разных овощей. Дети учатся наблюдать за результатом своего труда. Узнают о пользе растений, которые вырастили сами и о том, что без воды, света и тепла растение не выживет. Труд в уголке природы развивает практические умения взаимоотношения с природой. Дети вместе с воспитателем проводят эксперименты с водой: льют, процеживают через сито, переливают из сосуда в сосуд. Опытным путем узнают, какие предметы тонут в воде, из какого песка можно лепить, а какой песок не подходит для этого. А процесс превращения прозрачной воды в цветную просто завораживает детей! Малыши опытным путем устанавливают, что вода может быть разной: и прозрачной, и цветной. Так же мы проводили эксперимент со снегом и цветной гуашью. Это дало возможность познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается. Труд в уголке природы, уборка сухих листьев, веточек, очистка участка от снега, мы рассматриваем как один из основных методов ознакомления дошкольников с природой. Демонстрационный метод заключается в показе детям макетов, игрушек, предметов природы или их изображений. Данный метод мы используем чтобы уточнить, обобщить и систематизировать знания детей о предметах и явлениях
Театрализованная деятельность, как и чтение, выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. А
в результате применения разнообразных игр дидактическая задача становится понятнее, доступнее и привлекательней, что делает процесс обучения интересным для ребёнка. Поэтому мы широко используем разнообразные игры: дидактические, экологические, настольно-печатные, игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные. Очень показательным для ребенка является участие родителей в озеленении придомовых территорий, изготовление кормушек и скворечников, а так же участие в субботниках на территории ДОУ
Таким образом, дети учатся определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями. Систематическое участие в выращивании цветов, овощей, подкормка птиц зимой это необходимое условие для выработки у детей основ заботливого, гуманного отношения ко всему живому. Опыт работы показывает, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников занимательной, интересной форме, помогает малышам увидеть всю красоту природы, раскрыть ее тайны и законы, воспитывает в детях доброту, добросовестное отношение к окружающей действительности.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат