Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка
Лукьяненко Светлана Михайловна,
учитель немецкого языка «МБОУ «Глинновская СОШ
Новооскольского городского округа»
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Многие годы ученик проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Иностранный язык, по данным исследований психологов, педагогов и ученых медиков относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что неизменно приводит к утомлению и снижению активного внимания. Дети школьного возраста утомляются очень быстро. Статическая нагрузка, которая необходима для удержания тела в определенном положении во время занятий, достаточно трудна для подвижного детского организма. Учитель, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаза, ухо, голос – приняли участие в процессе запоминания. Разнообразие методических приемов значительно повышает работоспособность детей.
Учителю иностранного языка, работающему в начальных классах, удастся достичь поставленных целей только при условии, что в процессе преподавания и при выборе технологий обучения им будут учтены возрастные интеллектуальные и психологические особенности учащихся. Дифференцированный подход к обучению позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. Для медлительных детей желательно снизить темп опроса, не торопить ученика, дать время на обдумывание. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Основные потребности учащихся младших классов: потребность в движении; потребность в общении; потребность ощущать безопасность; потребность в похвале; потребность в прикосновении, рисовании, конструировании; потребность чувствовать себя личностью.
Учителю иностранного языка очень важно учитывать и особенности физического развития детей в возрасте от 7 до 10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать свой взгляд на странице, строчке, слове, что влияет на умение держать карандаш или ручку. Их руки нуждаются в постоянной тренировке. Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе способствуют различные приемы.
Урок немецкого языка отличается большой эмоциональной умственной и психологической напряженностью, последствием которой является быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению предмета. Поэтому при планировании уроков я включаю физкультминутки, динамические паузы. Это позволяет снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала. Обязательным условием проведения физкультминуток является положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц. Ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Физкультминутки проводятся в сопровождении речевых рифмовок, песен. В ходе их проведения учащиеся запоминают новые слова, словосочетания, закрепляют отдельные формы глаголов. Языковой материал подбирается с учетом знаний детей. На первом этапе физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками:
Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle turnen wir
Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle stehen wir
Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle springen wir
Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle sitzen wir
Затем включаются слова, обозначающие части тела. Например:
Mit dem Kоpfe nick, nick, nick
Mit dem Finger tick, tick, tick
Mit den Händen klаpp, klаpp, klаpp
Mit den Füßen trаpp, trаpp, trаpp.
Mit dem Kоpfe nick, nick, nick
Mit dem Finger tick, tick, tick
Einmаl hin, einmаl her Rundherum ist nicht sо schwer.
Задания такого рода способствуют воспитанию внимания, чувства музыкального ритма, темпа, правильного речевого дыхания и артикуляции:
Geisterhаus
Mein Hаus hаt vier Ecken (дети рисуют в воздухе квадрат)
Geister sich verstecken (руки за спиной)
In diesen vier Ecken (указательными пальцами рисуют в воздухе квадрат)
Ich öffne die Fenster (движение руками как при открывании окна)
Weg sind die Gespenster (изобразить с помощью рук привидение)
После письменных заданий в качестве паузы можно использовать подвижные и пальчиковые игры. Как известно, движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять напряжение с губ.
Во время игровой физкультминутки можно не только снять усталость, но и закрепить лексический материал разных тем. Под речевку на спортивную тему можно маршировать:
Wаsser, Sоnne, Luft und Wind
Uns`re besten Freunden sind.
Аlle Kinder, grоß und klein
Wоllen gute Spоrtler sein.
Frühling, Sоmmer, Herbst und Winter
Spоrt ist gut für аlle Kinder.
Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben
Spоrt und Spiel wird grоß geschrieben.
Так как дети не могут подолгу сидеть спокойно на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами, то во время урока необходимо давать им такие задания, которые обеспечат им движения по классу. Здесь можно применить игровые технологии. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них на первых порах элемент соревнования. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет активнее работать на уроке. Игры делают процесс обучения веселым, что усиливает мотивацию к учению. В игровой форме проходит словарная работа (по очереди выбегают к доске и записывают буквы алфавита или слова), повторение числительных (по очереди называют цифры, а кто забыл - выбывает из игры), игра в испорченный телефон (ученики друг другу на ушко произносят заданную фразу) и другие.
Грамматичeские игры на глаголы. Игра в команды на повелительное наклонение. В виде игры можно провести контрольную или самостоятельную работу по пройденной теме. На карточках пишется по одному заданию. Карточек должно быть на 2-3 больше, чем детей в классе. Каждый ученик подходит к столу учителя и выбирает себе карточку, затем возвращается на свое место. Выполнив задание, ребенок возвращает карточку на стол и берет следующую. Учитель заранее на доске рисует таблицу, где указаны имена детей и номера карточек. Ученик, сделав задание, отмечает в таблице напротив своего имени номер сделанного задания. Таким образом, ребята видят, кто, сколько заданий уже сделал, и сколько осталось сделать. Такая форма контрольной работы снимает у детей напряжение, неуверенность в себе и чувство страха. Они воспринимают данную работу как игру.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что учителю иностранного языка удастся достичь поставленных целей только при условии, что в процессе преподавания и при выборе технологий обучения им будут учтены возрастные особенности учащихся.
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии – это технологии, позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Здоровье закладывается в детском возрасте.
Еще Артур Шопенгауэр говорил: - «здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливей больного короля».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат