Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Игровые обучающие ситуации как инновационный подход в обучении детей среднего дошкольного возраста правилам безопасного дорожного движения. Работа №54940

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Игровые обучающие ситуации как инновационный подход в обучении детей среднего дошкольного возраста правилам безопасного дорожного движения
Работа:

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ

КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Пономарева Татьяна Александровна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №46 «Калинка» комбинированного вида» г. Северодвинска.

В статье рассматривается вопрос о применении такой инновационной игровой технологии, как игровые обучающие ситуации, которые обеспечивают эффективное обучение детей среднего дошкольного возраста правилам безопасного дорожного движения.

Ситуация в обществе складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве, взаимодействия дошкольного учреждения с общественными организациями. Актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих (Б. Мишин, В. Сапронов, А. Смирнов и др.). Специалистами разных научных направлений отмечается, что такой механизм должно дать образование (Н. А. Едимская, Г. Казанцев, М.А. Котик, Л. А. Михайлов, Ю.Н. Мотин, В. Немсадзе, С. А. Проскурин, В.П. Соломин, И.А. Щеголев и др.). Данная подготовка такого плана должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О. Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети чаще всего гибнут из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, а также незнания самими ребятами элементарных правил дорожного движения. Поэтому так важно привлечь внимание самих детей, как участников дорожного движения, и познакомить их с правилами дорожного движения, как средством сохранения своего здоровья.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые в сочетании с повышенной любознательностью и любопытством, стремлением к самостоятельности зачастую приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, связанных с дорогой.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения через создание игровых обучающих ситуаций.

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна: она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач - обучение.

Оптимальная форма использования игры в процессе изучения правил дорожного движения – игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на занятиях и разных мероприятиях повседневной жизни. В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр, игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом занятия. Благодаря ей, решаются основные воспитательные и образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость.

Комарова И. А. в своих исследованиях показала, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Ею выделены три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС - путешествия.

Мы перенесли эти типы ИОС природоведческого характера на решение дидактических задач по изучению детьми пятого года жизни правил безопасного дорожного движения. Мы уверены, что ИОС - инновационная, оптимальная форма использования игры в процессе изучения правил дорожного движения.

Первый тип строится на использовании игрушек-аналогов, изображающих машины, дорожные знаки, фигурки людей, дома, мосты и др. Главный смысл использования игрушек такого рода – сопоставление объектов в конкретно предлагаемой игровой ситуации, взятой «из жизни», ее обыгрывание с неживым аналогом. Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению реального объекта с его игрушечным изображением по внешнему облику и способу действия.

Второй тип ИОС с использованием кукол, изображающих персонажи литературных произведений, хорошо знакомых детям. Героев полюбившихся сказок, рассказов и мультиков дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Персонажи сказок, мультфильмов (Баба Яга, Лунтик, Карлсон, Вупсень и Пупсень, Красная Шапочка и др.), опираясь на их «литературную биографию», можно с успехом использовать на занятиях, активизируя с их помощью познавательную деятельность дошкольников и решая дидактические задачи программного содержания. Куклы из сказок – это персонажи, которые развлекают детей, со своим характером и настроением, своей манерой поведения, проистекающей из сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых неожиданных ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев: Вупсень и Пупсень (герои мультфильма «Лунтик») очень часто чего-то не знают и по этой причине попадают в сложное положение, и тогда необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дети начинают их учить – объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, малыши превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.

Третий тип игровых обучающих ситуаций – игра в путешествия. Это и целевые прогулки к проезжей части, к перекрестку, к пешеходному переходу, это и наблюдения за потоком машин, на их сигналы при выполнении поворотов и заднего хода и т.п. Дети в качестве путешественников, экскурсантов, туристов должны «побывать» во многих местах. Воспитатель берет на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы или опытного путешественника. В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь ему могут оказать самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли, которые создают хорошие визуальные условия для наблюдения.

Все игровые обучающие ситуации требуют от воспитателя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру – ведь он часто исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается воспитателем, который проводит занятие с детьми. Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки определенного времени, но это не опасно, так как хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

В целом план проведения ИОС с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Основные из них:

умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

умение различать величину транспорта;

умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;

понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

понимание потенциальной опасности транспорта;

понимание того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

умение связно выражать свои мысли.

В средней группе воспитатели знакомят детей с местами движения машин и людей, рассматривают с ними иллюстрации с изображениями транспортного светофора, игрушку – светофор, действующую от батарейки (ИОС первого типа). При создании ИОС мы используем наглядное моделирование дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т.д.). Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на занятиях вводятся кукольные персонажи Автошка и его подруга Мигалочка. Автошка вместе с детьми обучает Мигалочку безопасности дорожного движения (ИОС второго типа). Во время прогулки у ближайшего перекрестка дети следят за работой светофора, уточняют назначение его световых сигналов для пешеходов и водителей (ИОС третьего типа).

Поэтому в средней группе перед детьми ставятся следующие задачи:

уточнить знания детей о назначении светофора;

познакомить с классификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;

расширить представления детей об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.

Мы провели диагностику детей. Для выявления уровня знаний детей о правилах поведения на дороге мы ориентировались на методику Черепановой С. Н.

В исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста.

Проанализировав полученные результаты, мы выявили только два уровня знаний детей о правилах безопасного дорожного движения (начало учебного года): это средний и низкий уровни. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей группы (65%) имеют отрывочные знания о соблюдении правил поведения на дороге, не знают дорожные знаки, не понимают содержание дорожных «ловушек». Лишь 35% детей объясняют правила поведения, узнают и называют только один дорожный знак, слабо понимают содержание дорожных «ловушек».

Для повышения уровня знаний и умений практического применения этих знаний мы использовали в своей работе три типа игровых обучающих ситуаций, обладающие различными дидактическими возможностями и позволяющие повысить уровень знаний, умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста: ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС – путешествия.

В течение всего учебного года месяц планировались различные формы работы с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность

1. Познание «Экскурсия по улице»

2. Рисование «Улица», «Девочка идет по тротуару»

3. Аппликация «Наша улица», «Машины на дороге»

4. Конструирование «Дороги и мосты», «Транспорт на улице», «Улица»

Целевые прогулки, наблюдения.

Беседы: «Как могут ехать машины?», «Это опасно», «Опасность около стоящих машин», «О чем говорят сигналы на транспорте», «Кто должен заходить первым в транспорт», «Разные виды перекрестков», «Здесь строительство идет», «Опасности на дороге», «Как выходить из автобуса», «Как вести себя в транспорте», «Где можно кататься на велосипеде».

Дидактические игры и упражнения: «Собери знак «Пешеходный переход», «Найди пешехода - «нарушителя», лото «Пешеход», игры с макетами, «Собери знаки («Телефон», «Стоянка транспорта», «Пешеходный переход»), «Кто больше знает».

Сюжетно-ролевые игры.

Игровые ситуации «Движение пешеходов», «Чего не хватает на перекрестке?», «Ушки-слушки», «Играть на улице нельзя», «Бабушка на другой стороне улицы».

Двигательная деятельность: езда на трёхколесном велосипеде, с выполнением поворотов направо - налево; катание на ледяной горке; обучение езде на двухколесном велосипеде, катание на самокатах.

Чтение художественной литературы по данной тематике.

Как видно, мы создавали не только игровые обучающие ситуации, но и обращали внимание детей на правила дорожного движения и правила поведения на дороге и в процессе других режимных моментов.

Успешная реализация задач по заданному направлению невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Работу с родителями мы начинали с того, что познакомили их с основными задачами и направлениями нашей деятельности. Постарались заинтересовать их перспективами далеко не нового направления воспитания детей, вовлечь их в жизнь сада, сделать союзниками в своей работе.

В своей работе мы также использовали и такие формы работы с родителями, как:

анкетирование родителей;

создание библиотечки-передвижки;

оформление наглядной агитации по темам «Правила безопасного поведения на проезжей частим», «ПДД для родителей с детьми раннего возраста», «Правила перехода улицы», а также советы и рекомендации для родителей.

индивидуальные беседы с родителями на темы: «Лучший урок безопасного поведения на дороге – это пример окружающих ребенка

взрослых», «Эффективность использования «минуток безопасности» на дороге в домашних условиях».

Вся проведенная нами работа с родителями подтвердила, что сотрудничество детского сада и семьи – важнейшее условие полноценного воспитания безопасного поведения на дороге.

Для подтверждения проделанной нами работы мы провели повторную диагностику с целью проверки эффективности осуществленной работы. На конец учебного года Проанализировав полученные результаты, мы выявили все три уровня знаний детей о правилах безопасного дорожного движения: это высокий уровень 2 ребенка (10 %), средний уровень 17 детей (85 %) и низкий уровень 1 ребенок (5%).

Сравнивая результаты диагностики на начало и конец года, можно выявить положительную динамику процесса воспитания у детей безопасного поведения на улице.

Таким образом, мы пришли к выводу, что количество детей, находящихся на высоком и среднем уровне увеличилось; детей, находящихся на низком уровне – максимально сократилось.

Поэтому, мы можем утверждать, что полученные результаты свидетельствуют об эффективности проделанной работы по созданию игровых обучающих ситуаций при изучении с детьми пятого года жизни правил дорожного движения.

Благодаря созданию ИОС, решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение, как инновационный метод, помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе. Проводимая работа направлена на развитие у детей самостоятельности, ответственности, способствует формированию умений наблюдать, регулировать свои поведенческие реакции, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.

В своей работе мы показали, как с помощью игровых технологий можно интересно, занимательно и увлекательно обучать дошкольников Правилам безопасного дорожного движения. Игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Применение игровых технологий на занятиях обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

2. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: АСТ-ЛТД, 1997.

3. Бабина Р. Занимательная дорожная азбука. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

4. Белая К.Ю. Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1998.

5. Добрушин А. Для детей. Как разгадать дорожную загадку и не попасть в дорожную «ловушку». – М.: Социальная технология, 1990.

6. Добрушин А. Для родителей. Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки». – М.: Социальная технология, 1990.

7. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах: учебно-методический комплект. М.,2006.

8. Методические рекомендации по проведению «минуток безопасности» в детских дошкольных учреждениях. – Петропавловск, 1989.

9. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. – СПб.: Управление ГАИ СПб, 1994.

10. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. Занимательные материалы /Автор-сост. Л.Б.Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010

11. Садовская Л. Дорожная азбука в картинках. М.,2005.

12. Трекопенко Е.Н. Учим правила дорожного движения // Воспитатель ДОУ. 2008, №5.

13. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М.,2011.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×