Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ СТАРТОВОГО РАЗГОНА У ДЕВУШЕК-СПРИНТЕРОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ. Работа №55072

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ СТАРТОВОГО РАЗГОНА У ДЕВУШЕК-СПРИНТЕРОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Работа:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ СТАРТОВОГО РАЗГОНА У ДЕВУШЕК-СПРИНТЕРОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

 

Сеглина П. И., тренер по лёгкой атлетике, ГБУ СШОР №1 Невского района Санкт-Петербурга; магистр, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

 

Аннотация. В данной статье рассматривается сравнительный анализ техники по кинематическим характеристикам спортсменок массовых разрядов (1 и 2 спортивные разряды) и спортсменок высшего спортивного мастерства (зарубежного и российского уровней). С помощью изучения научно-методической литературы, а также проведения анализа техники бега посредством видеосъёмки проводился анализ техники бега спортсменок, после чего определялись особенности техники спортсменок, отличительные и общие моменты в технике выполнения стартового разгона (трёх первых беговых шагов). Тем самым, выявленные особенности и отличительные моменты становятся ключевыми для совершенствования техники спортсменок, имеющих массовые разряды, с целью улучшения собственных результатов.

Ключевые слова: бег, бег на короткие дистанции, спринтерский бег, техника бега, анализ техники, стартовый разгон, кинематические характеристики.

 

Введение. Стартовый разгон в беге на короткие дистанции характеризуется рядом специфических особенностей, которые зависят от уровня спортивного мастерства спортсменок, от их индивидуальных особенностей техники.

Эффективным выполнением стартового разгона считается поступательный бег с первых шагов без резкого подъёма туловища, при этом постановка ног должна осуществляться на первых 2-3 шагах в беге на короткие дистанции – сзади проекции ОЦМТ, в последующих 1-2 шагах – на проекцию ОЦМТ, далее за проекцию ОЦМТ. Важно также обеспечить оптимальный угол подъёма бедра, который не позволит туловищу осуществить резкое его разгибание, что приведёт к потере скорости и мощности расталкивания при выполнении стартового разгона [1, 2].

Цель исследования – выявление индивидуальных особенностей техники спортсменок массовых разрядов в сравнении с техникой спортсменок высшего спортивного мастерства для дальнейшего совершенствования техники стартового разгона и повышения её эффективности.

Методы и организация исследования. В исследовании принимали участие 8 спортсменок в возрасте 15-18 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Девушки были поделены на две группы. В экспериментальную группу №2 (ЭГ№2) вошли девушки-спринтеры, имеющие 2 взрослый разряд, а в экспериментальную группу №1 (ЭГ№1) спортсменки с 1 взрослым разрядом согласно Единой всероссийской спортивной квалификации. Для создания модельных характеристик был проведен анализ техники 4 спортсменок мирового уровня и 4 спортсменок российского уровня.

Угловые и линейные показатели измерялись путём анализа видеоматериалов (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Измерение угловых и линейных показателей при выполнении второго шага в момент отталкивания ноги от поверхности дорожки

Исследуемые углы: 1) угол между корпусом спринтера и вертикалью, проведенной через тазобедренный сустав; 2) угол между бедром и голенью впереди стоящей ноги; 3) угол между бедром и голенью сзади стоящей ноги;4) угол между бедром впереди стоящей ноги и вертикалью; 5) угол между бедром сзади стоящей ноги и вертикалью; 6) угол между дорожкой и стопой впереди стоящей ноги; 7) угол между дорожкой и стопой сзади стоящей ноги. И линейный показатель - длина шага. Все показатели в данном исследовании снимались по трём шагам стартового разгона в момент отталкивания ноги от дорожки.

Результаты исследования и их обсуждение. Для проведения полного сравнительного анализа, мы провели измерение по первым трём шагам стартового разгона в момент отталкивания ноги от дорожки, как наиболее наглядный момент описания техники спортсменок.

Начнём проведение сравнительного анализа с первого шага стартового разгона и рассмотрим ранее обозначенные кинематические показатели в технике спортсменок (Таблица 1).

Таблица 1 – Кинематические характеристики спортсменок различной квалификации при выполнении первого шага стартового разгона в момент отталкивания ноги от поверхности дорожки

Кинематический показатель

Модельные характерис-тики

M ± m

ЭГ №1

M ± m

P1

ЭГ№2

M ± m

P2

Р3

Угол 1

58,3±0,8

59,5±1,0

P>0,05

58,8±1,0

P>0,05

P>0,05

Угол 2

87,8±2,8

54,3±2,8

P<0,001

53,0±2,9

P<0,001

P>0,05

Угол 3

158,5±1,0

140,5±2,1

P<0,05

140,5±2,1

P<0,05

P>0,05

Угол 4

54,5±3,0

53,8±1,3

P>0,05

55,5±1,6

P>0,05

P>0,05

Угол 5

30,3±1,8

17,8±1,1

P<0,001

15,0±0,4

P<0,001

P>0,05

Угол 6

0

0

0

0

0

0

Угол 7

101,3±0,8

76,3±1,4

P<0,001

71,3±3,5

P<0,001

P>0,05

Длина шага

151,3±5,8

101,8±2,6

P<0,001

101,5±3,4

P<0,001

P>0,05

Примечание: P1 P2 P3 – достоверность различий между моделью и 1 взрослым, моделью и 2 взрослым, между 1 и 2 взрослым соответственно.

По Таблице 1 отметим, что безусловно, нельзя приравнивать технику 1 и 2 взрослых разрядов к наиболее высокому уровню исполнения стартового разгона спортсменками высшего спортивного мастерства, но мы можем выявить технические ошибки выполнения стартового разгона, чтобы в будущем стремиться их исправить, повысить эффективность исполнения и увеличить свой соревновательный результат.

Тем самым, на первом шаге стартового разгона мы видим недостаточный угол разгибания в коленном суставе ног, то есть впереди находящаяся нога идёт под острым углом (угол 2) у спортсменок, что заставляет их выполнять круговое движение ногой вперёд, а не поступательный бег от дорожки. Далее можем отметить невысокое разведение ног (углы 4,5), что не позволяет спортсменкам массовых разрядов сделать более широкий шаг вперёд, а также недостаточную отработку стопой сзади находящейся ноги (угол 7) от опорной площадки, что также не обеспечивает девочкам 1 и 2 взрослых разрядов поступательный бег вперёд. По сравнительному анализу между спортсменками 1 и 2 взрослых разрядов достоверных различий обнаружено не было (P-value>0,05).

Перейдём к рассмотрению второго шага стартового разгона в тот же момент отталкивания ноги от поверхности дорожки (Таблица 2).

Таблица 2 – Кинематические характеристики спортсменок различной квалификации при выполнении второго шага стартового разгона в момент отталкивания ноги от поверхности дорожки

Кинематический показатель

Модельные характерис-тики

M ± m

ЭГ №1

M ± m

P1

ЭГ№2

M ± m

P2

Р3

Угол 1

54,3±1,8

35,8±1,7

P<0,001

34,3±1,3

P<0,001

P>0,05

Угол 2

68,5±8,5

73,0±1,5

P>0,05

74,0±1,8

P>0,05

P>0,05

Угол 3

142,5±2,5

140,0±5,7

P>0,05

141,0±5,7

P>0,05

P>0,05

Угол 4

52,3±4,3

57,5±0,9

P>0,05

67,8±0,6

P<0,05

P<0,001

Угол 5

22,0±4,0

16,8±0,8

P>0,05

13,5±1,2

P<0,05

P>0,05

Угол 6

0

0

0

0

0

0

Угол 7

58,8±1,3

68,3±2,7

P>0,05

60,5±1,2

P>0,05

P>0,05

Длина шага

168,5±4,5

107,8±3,5

P<0,001

108,3±5,0

P<0,001

P>0,05

Примечание: P1 P2 P3 – достоверность различий между моделью и 1 взрослым, моделью и 2 взрослым, между 1 и 2 взрослым соответственно.

По Таблице 2 в момент отталкивания от дорожки можем отметить в сравнительном анализе между спортсменками 1 и 2 взрослых разрядов достоверные различия в угле между бедром впереди находящейся ноги и вертикалью (угол 4), то есть угол выноса бедра у спортсменок 2 взрослого разряда больше, чем у 1. Это не делает технику эффективнее, так как ведёт к разгибанию корпуса, снижению поступательности бега и тем самым, к потере скорости бега.

Сравнивая технику спортсменок 1 и 2 взрослых разрядов с моделью техники, можем отметить достоверные различия в углах: наклона туловища (угол 1), а у 2 взрослого разряда ещё и в углах сведения-разведения бёдер (4,5). Тем самым, мы отмечаем, что туловище у спортсменок 1 и 2 взрослого разрядов поднимается уже на втором шаге, препятствуя продвижению спортсменок вперёд, бег становится частым, но не поступательным. Помимо этого, идёт сокращение шага за счёт также резкого разгибания туловища, что не позволяет выполнить мощный шаг вперёд.

Перейдём к рассмотрению третьего шага стартового разгона в тот же момент отталкивания ноги от поверхности дорожки (Таблица 3).

Таблица 3 – Кинематические характеристики спортсменок различной квалификации при выполнении третьего шага стартового разгона в момент отталкивания ноги от поверхности дорожки

Кинематический показатель

Модельные характерис-тики

M ± m

ЭГ №1

M ± m

P1

ЭГ№2

M ± m

P2

Р3

Угол 1

44,5±3,0

30,0±1,8

P<0,05

29,3±1,5

P<0,05

P>0,05

Угол 2

82,3±2,3

55,3±1,5

P<0,05

54,5±1,3

P<0,05

P>0,05

Угол 3

138,5±6,5

118,0±3,8

P<0,05

113,3±1,7

P<0,05

P>0,05

Угол 4

49,5±4,5

59,5±1,0

P<0,05

61,0±1,1

P<0,05

P>0,05

Угол 5

13,3±2,3

14,8±0,9

P>0,05

15,5±0,6

P>0,05

P>0,05

Угол 6

0

0

0

0

0

0

Угол 7

62,0±7,0

63,8±0,5

P>0,05

62,5±0,6

P>0,05

P>0,05

Длина шага

179,5±5,5

119,0±2,9

P<0,001

118,8±4,2

P<0,05

P>0,05

Примечание: P1 P2 P3 – достоверность различий между моделью и 1 взрослым, моделью и 2 взрослым, между 1 и 2 взрослым соответственно.

Обратимся к Таблице 3, по сравнительному анализу между спортсменками 1 и 2 взрослых разрядов достоверных различий обнаружено не было (P-value>0,05).

Проводя сравнительный анализ между спортсменками 1 и 2 взрослых разрядов и моделью техники, мы видим достоверность различий в углах: наклон туловища (угол 1), углах сгибания ног в коленных суставах (угол 2 и 3), угле между бедром впереди находящейся ноги и вертикалью (угол 4) и в угле между стопой и дорожкой (угол 7). В наклоне туловища прослеживается заметная динамика достоверных различий, причём корпус спортсменок достаточно интенсивно поднимается, вместе с этим и растёт уровень поднятия бедра, и сохраняется динамика выведения ноги острым углом вперёд, что укорачивает шаг, также укорачивает шаг небольшой угол разгибания сзади находящейся ноги.

Сравнивая технику стартового разгона спортсменок массовых разрядов и спортсменок высокой квалификации, мы действительно приходим к выводу о том, что важно соблюдать такие особенности, как:

Более длительное удержание туловища в наклонённом состоянии обеспечивает расталкивающий характер движений, а также выполнение более длинных шагов;

Оптимальный угол поднятия бедра способствует сохранению угла наклона туловища и продвижения по дорожке поступательно вперёд;

Более высокие показатели длины шагов способствуют большему нарастанию скорости выполнения беговых шагов при выполнении стартового разгона.

Всё это, исходя из сравнения даёт существенный прирост к скорости и значительному улучшению показателей техники.

Список литературы:

Теория и методика обучения базовым видам спорта. Легкая атлетика: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению подготовки "Физическая

культура" / под ред. В.М.

Грецова

, А.Б. Янковского. – Москва: Академия, 2013. – 288

с. :

ил. – (Высшее профессиональное образование) (

Бакалавриат

). –

Библиогр

.: с. 284–286.

Легкая атлетика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Физическая культура" и специальности "Физическая культура и спорт" / под общ. ред. Н.Н.

Чеснокова

, В.Г. Никитушкина. – Москва: Физическая культура, 2010. – 440 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×