Дата публикации:
13.04.2023
Автор:
Березина Лариса Геннадиевна, Ермакова Анна Вячеславна
Название работы:
Здоровьесберегающие аспекты дистанционных форм взаимодействия с обучающимися начальных классов в условиях перехода на обновлённые ФГОС.
Работа:
Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 2
Статья.
Здоровьесберегающие аспекты дистанционных форм взаимодействия с обучающимися начальных классов в условиях перехода на обновлённые ФГОС.
Авторы:
Березина Лариса Геннадиевна, учитель высшей квалификационной категории,
Ермакова Анна Вячеславна, учитель высшей квалификационной категории.
г. Ульяновск
2023 г.
“Когда нет здоровья, молчит мудрость,не может расцвести искусство, не играют силы,бесполезно богатство и бессилен разум” Геродот
Перед учителями стоит несколько задач: во время уроков научить, воспитать и сохранить здоровье детей. Для реализации этих задач учителя используют различные формы и методы работы.
Весной 2020 года все педагоги столкнулись с необходимостью перехода на дистанционное обучение.
Обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение помогает школе обосновать перед родителями использование электронного и дистанционного обучения. Старый ФГОС таких требований не устанавливал. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Обучение на расстоянии бывает двух видов:
–первый вариант дистанционного обучения происходит в режиме реального времени при помощи информационно-телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом. В обиходе мы его называем синхронное.
–второй вариант дистанционного обучения предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками. В обиходе мы его называем асинхронное.
Эффективность такого обучения зависит от ряда факторов, главный из которых –сохранение и укрепление здоровья детей.Основной принцип здоровьесбережения в начальной школе – Не навреди.
У этих двух вариантов дистанционного обучения есть свои плюсы и минусы. Плюсы синхронного дистанционного обучения:
-учитель может организовать режим чередования труда и отдыха учащихся
-подбирать разнообразные виды деятельности детей, соответствующие их возрасту.
Минусы синхронного дистанционного обучения:
-большая зависимость от технического состояния сети
-фиксированное время начала уроков.
Плюсы асинхрона:
-ребёнок занимается в удобное для него время
-ребёнок работает в комфортном для себя темпе.
Минусы асинхрона:
-ответственность и контроль за выполнением заданий и сохранением здоровья лежит на ребёнке и его родителях.
К основным проблемам здоровьесбережения на дистанционных уроках можно отнести вредные факторы, влияющие на здоровье детей при обучении за компьютером:
-положение сидя в течение длительного времени.
Казалось бы, за компьютером ребенок сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз и сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Еще одна очень распространенная проблема – перегрузка суставов кистей. Синдром проявляется чаще всего в виде мучительных болей в руках.
-нагрузка на зрение, утомление нервной системы.
На глаза негативно действует любое занятие, в данном случае длительное слежение за экраном монитора. Нередко при длительной работе за компьютером появляются болезненные ощущения в глазах, становится больно моргать, появляется жжение, покраснение глаз, либо ухудшается четкость зрения и двоится в глазах.
Кроме того, компьютер способствует очень сильному переутомлению, дети могут жаловаться на головную боль, часто становятся раздражительными и нервными, отмечаются нарушения сна. Возникает стресс при потере важной информации. Поэтому зрению и центральной нервной системе нужен регулярный отдых.
-воздействие электромагнитного излучения от монитора.
Вместе с этим у детей может развиваться компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Большинство специалистов полагает, что при разумном использовании компьютера польза превышает вред. И можно избежать отрицательного влияния от работы с компьютером на здоровье школьника соблюдая критерии здоровьесбережения:
Обстановка и гигиенические условия.
Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения рабочего места.
Организация рабочего места (удобное расположение всех необходимых для урока предметов).
На рабочем столе, кроме компьютера, можно для удобства расположить принтер, сканер.
Смена видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, поиск информации, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание, пересказ и т.д. (за урок 4 – 7 видов).
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности (не позже, чем через 7 – 10 минут).
Количество видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа и т.д. (за урок – не менее 3).
Правильная посадка обучающегося. Поза чередуется в соответствии с видом работы. (учитель) наблюдает за посадкой учащихся).
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления: физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т.п. (за урок – две разминки, состоящие из трех легких упражнений, по 3-5 повторений каждого).
Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроках: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент, стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу.
С целью укрепления психологического здоровья обучающихся необходимо добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для обучающегося, объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе уважения и доверия к обучающимся. Педагогу нужно избегать в собственном поведении отрицательных эмоций, так как они являются здоровьеразрушающими.
Соблюдение этих правил способно сохранить здоровье школьника на дистанционном обучении (с применением компьютера).
Здоровьесберегающая среда в условиях дистанционного обучения имеет огромное значение для устойчивого иммунитета и сохранения здоровья обучающихся. Качество здоровьесберегающей среды во многом зависит от компетентности и ответственности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся. Перед педагогами стоит задача формирования отзывчивой виртуальной среды обучения, способствующей созданию комфортного, психологически-здорового климата в реализации образовательных целей и задач. В соответствии с данными требованиями, педагогам рекомендуется уделить пристальное внимание здоровьесберегающим технологиям.
Основные здоровьесберегающие технологии.
Соблюдение санитарных норм и правил охраны труда.
Приемы здоровьесберегающих технологий. Продолжительность дистанционных занятий рекомендуется сократить до 30 минут. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора, не должна превышать: для обучающихся 1-4 классов – 15 мин.
Физическая активность.
Демонстрация интерактивной гимнастики в соответствии с возрастом. Физкультминутки (динамические паузы) по окончании первой части учебного занятия (1-2 мин.). Профилактическая гимнастика по окончании занятия, в целях профилактики общего утомления, нарушения осанки и др.Демонстрация интерактивной гимнастики со звуковым сопровождением. Применение стереограмм. Смена видов деятельности.
Обеспечение благоприятного микроклимата помещения.
Организация сбалансированного горячего питания. Соблюдение режима приема горячей пищи. Организовать постоянное рабочее место для обучающегося. Исключить посторонние предметы, мешающие работе и отвлекающие внимание. Предоставить быстрый доступ к необходимым учебным принадлежностям. Соблюдение режима проветривания. Обеспечение освещения помещения (возможность регулировки интенсивности света). Использование жалюзи от солнечных бликов на экране монитора (при необходимости). Проведение влажной уборки комнаты, где находится рабочее место обучающегося. Мебель должна соответствовать росту (при необходимости использовать регулировку по высоте).
Организационно-педагогические и психолого-педагогические технологии.
В начале занятия необходимо настроиться на работу, создать позитивную мотивацию, проверить готовность учебных принадлежностей, привести в порядок рабочее место. В течение всего занятия поддерживается доброжелательная обстановка, спокойная беседа, тактичное исправление допущенных ошибок, поддержка, уместный юмор, создание ситуаций успеха. Проведение рефлексии по окончании занятия. С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа дистанционного занятия, которые характеризуются продолжительностью, объемом нагрузки и отличаются эффективностью работы: 5-15-я минуты – КПД 80%; 15-25-я минуты – КПД 60-40%; 25-30-я минуты – КПД 10%.
Следовательно, новый материал лучше изучать до 15-й минуты урока, с 15-й по 25-ю – разъяснение возникающих вопросов, закрепление материала, а заключительную часть занятия оставить для просмотра дополнительных материалов, видеороликов, занимательной информации и подведения итогов. Не допускать использование на одном занятии более двух видов электронных средств обучения. Чередовать различные виды учебной деятельности. Рекомендуется использовать 4-7 разнообразных видов деятельности с интервалом их смены 5-7 мин., с целью поддержания интереса к изучаемому материалу, режима динамичности обучения. Учитывать особенности восприятия информации. Необходимо задействовать все каналы восприятия: слуховой, зрительный. Проведение инструктажа по ТБ на каждом занятии. Применение разнообразных форм инструктажей: опрос, диалог, видеоролик, мультфильм, викторина. Воспитываем ответственности свое здоровье.
Заботясь о здоровье обучающихся важно комфортно организовать учебный процесс в домашней обстановке с использованием следующих приёмов:
Двигательные физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, точечный массаж, музыкальная терапия, цветотерапия.
С помощью цветотерапии зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка.
Также используются упражнения, направленные на активизацию кровообращения: растирать руки, хлопать в ладоши, делать пальчиковую гимнастику. Проводились подвижные упражнения, используя все известные физминутки.
Включение в урок элементов здоровьесбережения создает у учеников бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, уменьшает вредное воздействие электронных средств обучения, способствует укреплению и сохранению здоровья детей.
Таким образом, ученик здоров:
• физически, если умеет преодолевать усталость, распределять нагрузку;
• социально, когда он коммуникабелен, общителен;
• эмоционально, если уравновешен, способен контролировать эмоции;
• интеллектуально, когда проявляет умственные способности, внимательность, наблюдательность, самостоятельность;
• нравственно – честен, самокритичен.
Литература:
Голиков Н. Школа здоровья / Тюмень: Вектор Бук-2000 г. - стр 12-28
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. / М.:АРКТИ - 2005 г.-стр 25-37
Смирнова В.П., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. статья Здоровьесбережение- залог успешного коррекционно-развивающего обучения. / Киров: Научно-методический электронный журнал Концепт, издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании- 2015г. - стр 56-60
Скачать работу
Гимназия № 2
Статья.
Здоровьесберегающие аспекты дистанционных форм взаимодействия с обучающимися начальных классов в условиях перехода на обновлённые ФГОС.
Авторы:
Березина Лариса Геннадиевна, учитель высшей квалификационной категории,
Ермакова Анна Вячеславна, учитель высшей квалификационной категории.
г. Ульяновск
2023 г.
“Когда нет здоровья, молчит мудрость,не может расцвести искусство, не играют силы,бесполезно богатство и бессилен разум” Геродот
Перед учителями стоит несколько задач: во время уроков научить, воспитать и сохранить здоровье детей. Для реализации этих задач учителя используют различные формы и методы работы.
Весной 2020 года все педагоги столкнулись с необходимостью перехода на дистанционное обучение.
Обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение помогает школе обосновать перед родителями использование электронного и дистанционного обучения. Старый ФГОС таких требований не устанавливал. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Обучение на расстоянии бывает двух видов:
–первый вариант дистанционного обучения происходит в режиме реального времени при помощи информационно-телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом. В обиходе мы его называем синхронное.
–второй вариант дистанционного обучения предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками. В обиходе мы его называем асинхронное.
Эффективность такого обучения зависит от ряда факторов, главный из которых –сохранение и укрепление здоровья детей.Основной принцип здоровьесбережения в начальной школе – Не навреди.
У этих двух вариантов дистанционного обучения есть свои плюсы и минусы. Плюсы синхронного дистанционного обучения:
-учитель может организовать режим чередования труда и отдыха учащихся
-подбирать разнообразные виды деятельности детей, соответствующие их возрасту.
Минусы синхронного дистанционного обучения:
-большая зависимость от технического состояния сети
-фиксированное время начала уроков.
Плюсы асинхрона:
-ребёнок занимается в удобное для него время
-ребёнок работает в комфортном для себя темпе.
Минусы асинхрона:
-ответственность и контроль за выполнением заданий и сохранением здоровья лежит на ребёнке и его родителях.
К основным проблемам здоровьесбережения на дистанционных уроках можно отнести вредные факторы, влияющие на здоровье детей при обучении за компьютером:
-положение сидя в течение длительного времени.
Казалось бы, за компьютером ребенок сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз и сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Еще одна очень распространенная проблема – перегрузка суставов кистей. Синдром проявляется чаще всего в виде мучительных болей в руках.
-нагрузка на зрение, утомление нервной системы.
На глаза негативно действует любое занятие, в данном случае длительное слежение за экраном монитора. Нередко при длительной работе за компьютером появляются болезненные ощущения в глазах, становится больно моргать, появляется жжение, покраснение глаз, либо ухудшается четкость зрения и двоится в глазах.
Кроме того, компьютер способствует очень сильному переутомлению, дети могут жаловаться на головную боль, часто становятся раздражительными и нервными, отмечаются нарушения сна. Возникает стресс при потере важной информации. Поэтому зрению и центральной нервной системе нужен регулярный отдых.
-воздействие электромагнитного излучения от монитора.
Вместе с этим у детей может развиваться компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Большинство специалистов полагает, что при разумном использовании компьютера польза превышает вред. И можно избежать отрицательного влияния от работы с компьютером на здоровье школьника соблюдая критерии здоровьесбережения:
Обстановка и гигиенические условия.
Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения рабочего места.
Организация рабочего места (удобное расположение всех необходимых для урока предметов).
На рабочем столе, кроме компьютера, можно для удобства расположить принтер, сканер.
Смена видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, поиск информации, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание, пересказ и т.д. (за урок 4 – 7 видов).
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности (не позже, чем через 7 – 10 минут).
Количество видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа и т.д. (за урок – не менее 3).
Правильная посадка обучающегося. Поза чередуется в соответствии с видом работы. (учитель) наблюдает за посадкой учащихся).
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления: физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т.п. (за урок – две разминки, состоящие из трех легких упражнений, по 3-5 повторений каждого).
Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроках: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент, стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу.
С целью укрепления психологического здоровья обучающихся необходимо добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для обучающегося, объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе уважения и доверия к обучающимся. Педагогу нужно избегать в собственном поведении отрицательных эмоций, так как они являются здоровьеразрушающими.
Соблюдение этих правил способно сохранить здоровье школьника на дистанционном обучении (с применением компьютера).
Здоровьесберегающая среда в условиях дистанционного обучения имеет огромное значение для устойчивого иммунитета и сохранения здоровья обучающихся. Качество здоровьесберегающей среды во многом зависит от компетентности и ответственности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся. Перед педагогами стоит задача формирования отзывчивой виртуальной среды обучения, способствующей созданию комфортного, психологически-здорового климата в реализации образовательных целей и задач. В соответствии с данными требованиями, педагогам рекомендуется уделить пристальное внимание здоровьесберегающим технологиям.
Основные здоровьесберегающие технологии.
Соблюдение санитарных норм и правил охраны труда.
Приемы здоровьесберегающих технологий. Продолжительность дистанционных занятий рекомендуется сократить до 30 минут. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора, не должна превышать: для обучающихся 1-4 классов – 15 мин.
Физическая активность.
Демонстрация интерактивной гимнастики в соответствии с возрастом. Физкультминутки (динамические паузы) по окончании первой части учебного занятия (1-2 мин.). Профилактическая гимнастика по окончании занятия, в целях профилактики общего утомления, нарушения осанки и др.Демонстрация интерактивной гимнастики со звуковым сопровождением. Применение стереограмм. Смена видов деятельности.
Обеспечение благоприятного микроклимата помещения.
Организация сбалансированного горячего питания. Соблюдение режима приема горячей пищи. Организовать постоянное рабочее место для обучающегося. Исключить посторонние предметы, мешающие работе и отвлекающие внимание. Предоставить быстрый доступ к необходимым учебным принадлежностям. Соблюдение режима проветривания. Обеспечение освещения помещения (возможность регулировки интенсивности света). Использование жалюзи от солнечных бликов на экране монитора (при необходимости). Проведение влажной уборки комнаты, где находится рабочее место обучающегося. Мебель должна соответствовать росту (при необходимости использовать регулировку по высоте).
Организационно-педагогические и психолого-педагогические технологии.
В начале занятия необходимо настроиться на работу, создать позитивную мотивацию, проверить готовность учебных принадлежностей, привести в порядок рабочее место. В течение всего занятия поддерживается доброжелательная обстановка, спокойная беседа, тактичное исправление допущенных ошибок, поддержка, уместный юмор, создание ситуаций успеха. Проведение рефлексии по окончании занятия. С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа дистанционного занятия, которые характеризуются продолжительностью, объемом нагрузки и отличаются эффективностью работы: 5-15-я минуты – КПД 80%; 15-25-я минуты – КПД 60-40%; 25-30-я минуты – КПД 10%.
Следовательно, новый материал лучше изучать до 15-й минуты урока, с 15-й по 25-ю – разъяснение возникающих вопросов, закрепление материала, а заключительную часть занятия оставить для просмотра дополнительных материалов, видеороликов, занимательной информации и подведения итогов. Не допускать использование на одном занятии более двух видов электронных средств обучения. Чередовать различные виды учебной деятельности. Рекомендуется использовать 4-7 разнообразных видов деятельности с интервалом их смены 5-7 мин., с целью поддержания интереса к изучаемому материалу, режима динамичности обучения. Учитывать особенности восприятия информации. Необходимо задействовать все каналы восприятия: слуховой, зрительный. Проведение инструктажа по ТБ на каждом занятии. Применение разнообразных форм инструктажей: опрос, диалог, видеоролик, мультфильм, викторина. Воспитываем ответственности свое здоровье.
Заботясь о здоровье обучающихся важно комфортно организовать учебный процесс в домашней обстановке с использованием следующих приёмов:
Двигательные физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, точечный массаж, музыкальная терапия, цветотерапия.
С помощью цветотерапии зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка.
Также используются упражнения, направленные на активизацию кровообращения: растирать руки, хлопать в ладоши, делать пальчиковую гимнастику. Проводились подвижные упражнения, используя все известные физминутки.
Включение в урок элементов здоровьесбережения создает у учеников бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, уменьшает вредное воздействие электронных средств обучения, способствует укреплению и сохранению здоровья детей.
Таким образом, ученик здоров:
• физически, если умеет преодолевать усталость, распределять нагрузку;
• социально, когда он коммуникабелен, общителен;
• эмоционально, если уравновешен, способен контролировать эмоции;
• интеллектуально, когда проявляет умственные способности, внимательность, наблюдательность, самостоятельность;
• нравственно – честен, самокритичен.
Литература:
Голиков Н. Школа здоровья / Тюмень: Вектор Бук-2000 г. - стр 12-28
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. / М.:АРКТИ - 2005 г.-стр 25-37
Смирнова В.П., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. статья Здоровьесбережение- залог успешного коррекционно-развивающего обучения. / Киров: Научно-методический электронный журнал Концепт, издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании- 2015г. - стр 56-60
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств