Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ. Работа №55212

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ
Работа:

Круглякова Татьяна Николаевна, учитель-логопед

МБДОУ Ютановского детского сада «Ромашка»

Волоконовского района Белгородской области

 

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ

 

Ни одна педагогическая система не может быть эффективной, если в ней не задействована семья. Однако на практике учителя-логопеды замечают, что родители не уделяют должного внимания работе со своими детьми. Причиной тому их занятость работой и повседневными делами, низкий уровень компетентности в вопросах речевого развития или просто нежелание работать над проблемой вместе со специалистами.

Поэтому особо важная роль в коррекционном процессе отводится повышению педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ. Специалистам важно помочь родителям стать активными участниками коррекционно-развивающей работы, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

В связи с этим актуальным становится поиск и внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующие эффективности коррекционно-развивающей работы.

В МБДОУ Ютановский детский сад «Ромашка» взаимодействие с родителями выстраивается на основе партнерства. Общение не ограничивается проведением родительских собраний и консультаций – в запасе педагогов есть и более эффективные способы.

Я как учитель-логопед ставлю перед собой цель, выявить родителей, которые нуждаются в помощи специалистов, определить их потребность в информации. Начинаю свою работу с выяснения уровня психолого-педагогической компетентности родителей. В начале учебного года, после диагностики речевого развития, проводятся анкетирование и личные беседы с каждым родителем, чьи дети показали низкие результаты в ходе диагностики.

Анкетирование даёт возможность проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к речевому дефекту ребёнка, их педагогическую осведомленность. Выяснить проблемы, которые их волнуют – с тем, чтобы использовать полученную информацию при дальнейшем планировании работы по взаимодействию с семьей.

По итогам анкетирования, я определяю ключевые моменты, на которые необходимо обратить особое внимание в работе с родителями, для повышения их педагогической осведомленности. Вместе с ними мы выясняем проблемы, которые их волнуют, чтобы использовать полученную информацию при дальнейшем планировании работы по взаимодействию с семьей.

Наиболее типичными ошибками родителей в процессе развития и воспитания своих детей являются:

Излишне негативная оценка деятельности ребенка;

Распространение негативной оценки сторон деятельности ребенка на всю его личность, что может привести к формированию комплекса неполноценности;

Негативная эмоциональная окраска высказываний (резкий окрик, угрожающие интонации);

Противопоставление ребенка, его дел и поступков со сверстниками в особенности со здоровыми детьми;

Резкие переходы от родительских только положительных оценок к отрицательным, от их наказывающего тона к ласковому задабриванию.

Проанализировав все традиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей, я пришла к выводу, что для решения всех перечисленных выше ошибок, необходимо разработать и внедрить проект «Педагогическая гостиная».

«Педагогическая гостиная» - это модель взаимодействия «родитель – ребенок – логопед», где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива.

Я как учитель-логопед выполняю роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями, и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия. Целью проведения «Педагогической гостиной», является создание оптимальных условий для формирования правильного речевого развития детей, а также повышение педагогической компетенции родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.

Главной особенностью такой формы работы является активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Актуальными темами для наших встреч в педагогической гостиной, которые интересуют родителей, выступают:

- «Артикуляционная гимнастика и как правильно ее выполнять»

- «Игры для развития речи дома»;

- «Пальчиковая гимнастика и ее влияние на речевое развитие ребенка»;

- «Как подготовить ребенка, имеющего речевые нарушения, к обучению в школе»;

- «Выполнение домашних логопедических занятий»;

И многие другие вопросы, которые волнуют родителей.

Условия проведения встреч. С учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, некоторые фрагменты встречи повторяются. Их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается, и доставляет им радость. Эффективность восприятия и усвоения материала, обеспечивается единой сюжетной линией каждой встречи, и частой смены видов деятельности. Продолжительность одной встречи составляет 30 минут, оптимальное количество пар участников составляет 3-4 (6-8 человек).

В наших встречах участвуют: я – учитель-логопед, дети и родители. Для проведения наших встреч, мы используем музыкальный зал детского сада. Он оборудован мультимедийными устройствами и музыкальным сопровождением, которые необходимы нам во время мероприятия.

Работа «Педагогической гостиной» строится на основе следующих принципов:

Принцип системности. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка, и развития личности ребенка в целом. Ключевая позиция в организации занятий содержит систему игровых упражнений, практических заданий, направленных на развитие речевых навыков. А также на формирование и коррекцию общих речевых навыков, слухового восприятия и понимания речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики, лексического и грамматического минимума.

Принцип этнопедагогического подхода. Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, должно строиться с опорой на народные традиции, включающие богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим, в содержание встреч включен фольклорный материал – потешки, пестушки, сказки, песенки, логоритмические упражнения.

Каждая встреча нашей «Педагогической гостиной» состоит из 3 этапов:

1 этап – организационный. Он включает в себя приветствие участников (психогимнастика). Целью которого является – установить положительный контакт и доверительные отношения с участниками встречи. По кругу, из рук в руки пушистого клубочка, происходит знакомство всех присутствующих друг с другом. Далее озвучивается проблема, которая является темой встречи.

2 этап – основной. В него включены игры и упражнения родителей с детьми, которые можно использовать в домашних условиях. Важной особенностью этого этапа является: вызывание положительных эмоций у родителей от общения со своими детьми. В промежутках между действиями проводим элементы логоритмики, где развивается чувство темпа, ритма, внимания и умения подражать, а также включаем игры на развитие дыхания, общей, артикуляционной и пальчиковой моторики.

3 этап – заключительный. В конце мероприятия происходит действие «Прощание». Цель: «переключение» детей и родителей, со встречи на повседневную жизнь; закрепление позитивного настроя членов группы; создание атмосферы единства.

В заключение «Педагогической гостиной», я предлагаю родителям проанализировать результаты совместной работы, дать им оценку, и внести свои предложения (раздается анкета-опрос), а также прилагаются памятки, с содержанием проведенного мероприятия.

Еще одной важной формой взаимодействия учителя-логопеда с родителями является «тетрадь выходного дня», где предлагается материал для развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения, развития фонематических процессов, развитие лексико-грамматической стороны речи, развития памяти, внимания, мышления и восприятия. Мотивацией к выполнению заданий у детей служат наклейки-оценки с любимыми героями, которые я выставляю детям после каждой проверки домашнего задания. А за правильное и аккуратное выполнение заданий, я предлагаю детям самим выбрать себе оценку.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×