Дата публикации:
15.04.2023
Автор:
Лилия Илгизовна Файзуллина
Название работы:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Работа:
УДК
Файзуллина Лилия Илгизовна, БГПУ ИМЕНИ АКМУЛЛЫ, luluufarb@mail.com
Психологические барьеры общения детей и родителей
Аннотация: в данной статье изучаются особенности психологических барьеров общения детей и родителей. Общение - это взаимодействие, предполагает обратную связь, диалогичность, понимание не только содержания представленной информации (познавательного и эмоционально- оценочного характера), но и чувств, эмоций, отношений друг к другу субъектов общения. Характер общения между родителями и детьми влияет на всю будущую жизнь ребенка. Различные стили детско-родительского общения тесно связаны с развитием широкого спектра тревожных расстройств. Именно в семье происходит воспитательно-значимый процесс социализации ребенка. Психологический барьер – это такое особенное психическое состояние, основным признаком которого является полная пассивность человека, что препятствует выполнению действия. Психологические барьеры общения препятствуют коммуникации между людьми.
Ключевые слова: общение, детско-родительские отношения, психологические барьеры.
Есть много факторов, которые способствуют психологическим и поведенческим расстройствам у подростка, но психологические барьеры общения детей и родителей являются фактором, который имеет самый сильный эффект. Характер общения между родителями и детьми влияет на всю будущую жизнь ребенка. Различные стили детско-родительского общения тесно связаны с развитием широкого спектра тревожных расстройств. Именно в семье происходит воспитательно-значимый процесс социализации ребенка. Внутрисемейное общение служит для ребенка первым специфическим образцом общественных отношений. Особенность семейного общения заключается еще и в том, что в условиях семьи ребенок включается в систему данных отношений на самых ранних стадиях своего развития. В семьях, где существует прочный контакт между взрослыми и ребенком, уважительное отношение к детям, у детей активнее формируется чувство коллективизма, доброжелательности и самостоятельности [2].
Общение - это взаимодействие, предполагает обратную связь, диалогичность, понимание не только содержания представленной информации (познавательного и эмоционально- оценочного характера), но и чувств, эмоций, отношений друг к другу субъектов общения. Общение является неотъемлемой и важной условием формирования личности. Потребность в общении является жизненно важной для каждого человека и возникает уже у младенца, с возрастом постепенно дифференцируясь [1].
Психологический барьер – это такое особенное психическое состояние, основным признаком которого является полная пассивность человека, что препятствует выполнению действия. Психологические барьеры общения препятствуют коммуникации между людьми [3].
В подростковом возрасте особенности психологических барьеров общения детей и родителей проявляются в том, что происходит изменение в отношениях подростков со взрослыми. Подростки выстраивают четкие границы вмешательства взрослых в свои дела, стремятся к независимости и автономности, хотя сами еще не способны на них во многих аспектах деятельности. Родители, видя фактическую незрелость подростка, часто не могут дать ему той свободы действий, которая удовлетворила бы чувство взрослости молодого человека. На этой почве часто возникают конфликты подростка с родителями.
Так, в семье с авторитетным стилем общения имеются следующие психологические барьеры общения детей и родителей: родитель отличается тем, что полностью признает своего ребенка автономной взрослой личностью, и общается с ним как с личностью. Родитель признает, что ребенок имеет право на самостоятельное развитие, на определение того, что ему нравится или не нравится, на выбор своих занятий или круга общения. Самостоятельность и разумная автономность детей только поощряются. Дети в такой семье обсуждают проблемы или дела семьи наравне с родителем, принимают самостоятельные решения, к их аргументам прислушиваются [2].
В семье с авторитарным стилем общения имеются следующие психологические барьеры общения детей и родителей: ребенок не признается автономным человеком, а считается младшим членом семьи, не имеющим права голоса. Ребенок в такой семье находится под постоянным тщательным контролем, самостоятельности в принятии решений или выборе своих занятий не имеет, в делах семьи обсуждения не принимает, их аргументы или желания игнорируются. Жесткий контроль, наказания, в том числе и физические отличают стиль воспитания в таких семьях [4].
В семье с либеральным стилем общения имеются следующие психологические барьеры общения детей и родителей: родитель отличается тем, что полностью признает своего ребенка автономной взрослой личностью, и общается с ним как с личностью. Однако родители из данных семей не способны проявить жесткую родительскую позицию в ситуациях, когда она необходима. Иными словами, ребенок в такой семье считается уже взрослым человеком, родители предоставляют ему полную свободу действий, без любого контроля.
В семье с индифферентным стилем общения имеются следующие психологические барьеры общения детей и родителей: родители не прислушиваются к проблемам или нуждам ребенка, не помогают ему бороться с трудностями, так как большую часть времени заняты другими делами. В такой семье ребенок полностью предоставлен себе сам, ощущая равнодушие и фактическое отсутствие родителя.
Таким образом, общение - это взаимодействие, предполагает обратную связь, диалогичность, понимание не только содержания представленной информации (познавательного и эмоционально- оценочного характера), но и чувств, эмоций, отношений друг к другу субъектов общения. Психологический барьер – это такое особенное психическое состояние, основным признаком которого является полная пассивность человека, что препятствует выполнению действия. Психологические барьеры общения препятствуют коммуникации между людьми.
Список источников:
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Эксмо, 2015. – 248 с.
Архипова А. Ю. Я – концепция в подростковом возрасте. - СПб.: Реноме, 2021. – 118 с.
Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 2019. – 310 с.
Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 2014. - №2. - С. 186 - 187.
PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF COMMUNICATION BETWEEN CHILDREN AND PARENTS
Abstract: this article examines the features of psychological barriers of communication between children and parents. Communication is interaction, involves feedback, dialogicity, understanding not only the content of the presented information (cognitive and emotional- evaluative nature), but also feelings, emotions, relationships of the subjects of communication to each other. The nature of communication between parents and children affects the whole future life of the child. Different styles of parent-child communication are closely related to the development of a wide range of anxiety disorders. It is in the family that the educationally significant process of socialization of the child takes place. A psychological barrier is such a special mental state, the main feature of which is the complete passivity of a person, which prevents the performance of an action. Psychological barriers of communication hinder communication between people.
Keywords: communication, child-parent relations, psychological barriers.
List of sources:
1. Azarov Yu.P. Family pedagogy. - M.: Eksmo, 2015. – 248 p.
2. Arkhipova A. Y. Ya – concept in adolescence. - St. Petersburg: Renome, 2021. – 118 p.
3. Varga A.Ya. About two approaches to the study of parental behavior. Psychological and pedagogical problems of activity and communication of schoolchildren. -M.: Enlightenment, 2019. – 310 p.
4. Gozman L.Ya., Shlyagina E.I. Psychological problems of the family // Questions of psychology - 2014. - No. 2. - pp. 186-187.
Скачать работу
Файзуллина Лилия Илгизовна, БГПУ ИМЕНИ АКМУЛЛЫ, luluufarb@mail.com
Психологические барьеры общения детей и родителей
Аннотация: в данной статье изучаются особенности психологических барьеров общения детей и родителей. Общение - это взаимодействие, предполагает обратную связь, диалогичность, понимание не только содержания представленной информации (познавательного и эмоционально- оценочного характера), но и чувств, эмоций, отношений друг к другу субъектов общения. Характер общения между родителями и детьми влияет на всю будущую жизнь ребенка. Различные стили детско-родительского общения тесно связаны с развитием широкого спектра тревожных расстройств. Именно в семье происходит воспитательно-значимый процесс социализации ребенка. Психологический барьер – это такое особенное психическое состояние, основным признаком которого является полная пассивность человека, что препятствует выполнению действия. Психологические барьеры общения препятствуют коммуникации между людьми.
Ключевые слова: общение, детско-родительские отношения, психологические барьеры.
Есть много факторов, которые способствуют психологическим и поведенческим расстройствам у подростка, но психологические барьеры общения детей и родителей являются фактором, который имеет самый сильный эффект. Характер общения между родителями и детьми влияет на всю будущую жизнь ребенка. Различные стили детско-родительского общения тесно связаны с развитием широкого спектра тревожных расстройств. Именно в семье происходит воспитательно-значимый процесс социализации ребенка. Внутрисемейное общение служит для ребенка первым специфическим образцом общественных отношений. Особенность семейного общения заключается еще и в том, что в условиях семьи ребенок включается в систему данных отношений на самых ранних стадиях своего развития. В семьях, где существует прочный контакт между взрослыми и ребенком, уважительное отношение к детям, у детей активнее формируется чувство коллективизма, доброжелательности и самостоятельности [2].
Общение - это взаимодействие, предполагает обратную связь, диалогичность, понимание не только содержания представленной информации (познавательного и эмоционально- оценочного характера), но и чувств, эмоций, отношений друг к другу субъектов общения. Общение является неотъемлемой и важной условием формирования личности. Потребность в общении является жизненно важной для каждого человека и возникает уже у младенца, с возрастом постепенно дифференцируясь [1].
Психологический барьер – это такое особенное психическое состояние, основным признаком которого является полная пассивность человека, что препятствует выполнению действия. Психологические барьеры общения препятствуют коммуникации между людьми [3].
В подростковом возрасте особенности психологических барьеров общения детей и родителей проявляются в том, что происходит изменение в отношениях подростков со взрослыми. Подростки выстраивают четкие границы вмешательства взрослых в свои дела, стремятся к независимости и автономности, хотя сами еще не способны на них во многих аспектах деятельности. Родители, видя фактическую незрелость подростка, часто не могут дать ему той свободы действий, которая удовлетворила бы чувство взрослости молодого человека. На этой почве часто возникают конфликты подростка с родителями.
Так, в семье с авторитетным стилем общения имеются следующие психологические барьеры общения детей и родителей: родитель отличается тем, что полностью признает своего ребенка автономной взрослой личностью, и общается с ним как с личностью. Родитель признает, что ребенок имеет право на самостоятельное развитие, на определение того, что ему нравится или не нравится, на выбор своих занятий или круга общения. Самостоятельность и разумная автономность детей только поощряются. Дети в такой семье обсуждают проблемы или дела семьи наравне с родителем, принимают самостоятельные решения, к их аргументам прислушиваются [2].
В семье с авторитарным стилем общения имеются следующие психологические барьеры общения детей и родителей: ребенок не признается автономным человеком, а считается младшим членом семьи, не имеющим права голоса. Ребенок в такой семье находится под постоянным тщательным контролем, самостоятельности в принятии решений или выборе своих занятий не имеет, в делах семьи обсуждения не принимает, их аргументы или желания игнорируются. Жесткий контроль, наказания, в том числе и физические отличают стиль воспитания в таких семьях [4].
В семье с либеральным стилем общения имеются следующие психологические барьеры общения детей и родителей: родитель отличается тем, что полностью признает своего ребенка автономной взрослой личностью, и общается с ним как с личностью. Однако родители из данных семей не способны проявить жесткую родительскую позицию в ситуациях, когда она необходима. Иными словами, ребенок в такой семье считается уже взрослым человеком, родители предоставляют ему полную свободу действий, без любого контроля.
В семье с индифферентным стилем общения имеются следующие психологические барьеры общения детей и родителей: родители не прислушиваются к проблемам или нуждам ребенка, не помогают ему бороться с трудностями, так как большую часть времени заняты другими делами. В такой семье ребенок полностью предоставлен себе сам, ощущая равнодушие и фактическое отсутствие родителя.
Таким образом, общение - это взаимодействие, предполагает обратную связь, диалогичность, понимание не только содержания представленной информации (познавательного и эмоционально- оценочного характера), но и чувств, эмоций, отношений друг к другу субъектов общения. Психологический барьер – это такое особенное психическое состояние, основным признаком которого является полная пассивность человека, что препятствует выполнению действия. Психологические барьеры общения препятствуют коммуникации между людьми.
Список источников:
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Эксмо, 2015. – 248 с.
Архипова А. Ю. Я – концепция в подростковом возрасте. - СПб.: Реноме, 2021. – 118 с.
Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 2019. – 310 с.
Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 2014. - №2. - С. 186 - 187.
PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF COMMUNICATION BETWEEN CHILDREN AND PARENTS
Abstract: this article examines the features of psychological barriers of communication between children and parents. Communication is interaction, involves feedback, dialogicity, understanding not only the content of the presented information (cognitive and emotional- evaluative nature), but also feelings, emotions, relationships of the subjects of communication to each other. The nature of communication between parents and children affects the whole future life of the child. Different styles of parent-child communication are closely related to the development of a wide range of anxiety disorders. It is in the family that the educationally significant process of socialization of the child takes place. A psychological barrier is such a special mental state, the main feature of which is the complete passivity of a person, which prevents the performance of an action. Psychological barriers of communication hinder communication between people.
Keywords: communication, child-parent relations, psychological barriers.
List of sources:
1. Azarov Yu.P. Family pedagogy. - M.: Eksmo, 2015. – 248 p.
2. Arkhipova A. Y. Ya – concept in adolescence. - St. Petersburg: Renome, 2021. – 118 p.
3. Varga A.Ya. About two approaches to the study of parental behavior. Psychological and pedagogical problems of activity and communication of schoolchildren. -M.: Enlightenment, 2019. – 310 p.
4. Gozman L.Ya., Shlyagina E.I. Psychological problems of the family // Questions of psychology - 2014. - No. 2. - pp. 186-187.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств