Дуюн Анна Владимировна,
Лопатина Елена Александровна
Учителя истории и обществознания
МБОУ «Лицей имени А.Г. Баженова»
Г. Черногорск Республика Хакасия
Формирование культурных ценностей у подрастающего поколения на уроках истории и занятиях внеурочной деятельности.
Культура, как и общество, не может существовать, не обновляясь. Поэтому можно сказать, что универсальной характеристикой любой культуры является единство традиции и новации.
Любое общество представляет собой культурное целое, внутри которого развивается и функционирует образование и воспитание как его составляющие. Образование и воспитание, конечно, обусловлены культурой, в которой они существуют. Они служат целям сохранения и передачи ценностей культуры, обеспечения самобытности национальных культур, формирования уважительного отношения к представителям различных национальных и этнических культур. Школа является одним из источников формирования культурных ценностей у подрастающего поколения. На уроках истории и занятиях внеурочной деятельности мы широко используем различные формы работы с детьми. Например, одной из форм работы является проведение мини-выставок. Одну из них мы посвятили Хакасии.
Организуя эту мини – выставку, мы ставили следующие задачи:
-создать условия для закрепления знаний детей по изученным темам о республике Хакасия;
-обеспечить условия для воспитания чувства патриотизма за свою Малую Родину;
-создать условия для формирования у школьников представления о выставках.
На предварительном этапе с детьми проводились беседы о значимости экспозиционных выставок и об их видах. Следующим нашим шагом было посещение городского музея истории г. Черногорска. Работники музея познакомили ребят с различными видами экспозиционных выставок и дали рекомендации по их составлению. Учащиеся решили организовать выставку «Культура и быт хакасского народа». В ходе работы по организации выставки дети вели тесное сотрудничество с родителями, сотрудниками и учащимися школы. Привлекая их к сбору экспонатов, наглядной и научной информации, тем самым вызвали интерес к начатому делу. При сборе и изготовлении экспонатов активность родителей, детей, сотрудников школы была на высоте: приносили куклы, книги, открытки, фотографии, фрагменты национальной одежды и украшений, предметы быта, все, что каким-то образом связано с Хакасией.
На уроках истории и на занятиях внеурочной деятельности, ребята выполняют творческие задания: рисунки о Хакасии, изготавливают поделки из бумаги, картона, тканей, бисера например, «Хакасское пого».
Через художественное творчество школьники приобщаются к познанию хакасских национальных и российских традиций, осознают, что надо бережно относиться к культурному наследию народа и страны. В процессе этой деятельности школьники начинают идентифицировать себя со своим народом, Россией, Хакасией, у них появляются новые переживания, которые направляют ребят на действия, приносящие благо своей Родине.
Еще один из видов работы нашей деятельности с детьми является знакомство с творческими работами знаменитых земляков - литераторов, художников, музыкантов, почетных граждан нашего города.
Знакомство с творчеством знаменитых земляков воспитывает гордость за родной край, страну. Присутствие элементов краеведческой работы помогает воспитывать уважение к труду, традициям своего народа. Через призму местных материалов у детей облегчается восприятие истории своего рода в частности и страны в целом.
Важным комплексным средством в формировании культурных ценностей является школьный музей, который способствует формированию у школьников патриотизма и позволяет интегрировать средства учебной внеурочной деятельности.
Музейная комната «Поиск» функционирует с 2009 года. Руководитель- Дуюн Анна Владимировна. За этот период активистами музея, учителями и учащимися школы собран богатый материал. В настоящее время действуют следующие экспозиции:
Черногорцы в годы войны
История Республики Хакасия
Парень из нашего города (о Баженове А.Г.)
«Крылатый шахтер» (о
В.Г.Тихонове
)
История города Черногорска.
Основная цель работы музейной комнаты - воспитание уважительного отношения к прошлому и настоящему своей большой и малой Родины.
Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, литературы, элективных курсов, проведения внеклассных мероприятий.
В системе патриотического воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа. В результате совместной работы учителей и учеников были разработаны следующие тематики экскурсий: «Крылатый шахтер В.Г. Тихонов, генерал-лейтенант авиации, герой Советского Союза», «История города Черногорска», «Черногорцы в годы ВОВ», «История нашей школы» и многие другие. С 2010 года ежегодно принимаем участие в городском конкурсе «Юный экскурсовод», где занимаем призовые места. В 2013 году музейная школьная комната «Поиск» заняла 3 место в смотре-конкурсе республиканских музеев. А в 2016 году стали победителями республиканского конкурса «Музейный маршрут». Ежегодно принимаем участие в городской музейной конференции «Баландинские чтения». Активно участвуем в городских и республиканских семинарах по вопросам: «Актуальные возможности школьного музея», «Особенности поисково-исследовательской деятельности образовательных организациях .
Было отмечено наше выступление на Республиканской научно-практической конференции «Воспитание гражданина и патриота: пути развития гражданской идентичности и ценностных ориентиров подрастающего поколения» с докладом «Формирование национальной гражданской идентичности и патриотизма на уроках истории с применением музейной педагогики»
Одним из направлений нашей работы является создание мини-проектов по истории нашего края.
Проект «Черногорск-город шахтеров» включает в себя знакомство:
История и образование города Черногорска.
Природа и его окрестности, природными дарами и богатствами.
Основными производствами, профессиями людей, работающих и живущих в этом городе.
Символикой, традициями и интересными и значимыми местами.
Во время выполнения проектной деятельности дети узнали много интересного о городе Черногорске, об особенностях добычи угля, о деятельности шахт и разрезов, о знаменитых шахтерских династиях.
В результате проектной деятельности по ознакомлению с родным городом у детей повысилась познавательная активность, умение действовать и принимать решения самостоятельно.
Для разнообразия организации занятий внеурочной деятельности используется игры: «Путешествие по Черногорску», «Наша шахта», «Чей костюм», «Рукавица», «Придумай герб своей семьи». Игра способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности.
Использование различных методов культурного образования позволяет нам получить не только эмоциональный отклик в сердцах ребят, но и вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки. При этом процесс обучения проходит наиболее естественным и доступным путем.
Литература.
1. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
2. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
4.Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат