ФГБОУ ВПО «КГТУ»
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет»
Астраух О.О.– доцент, кандидат технических наук кафедры Химии, ФГБОУ ВПО «КГТУ» в г. Калининграде.
Литвинова Л.А. – преподаватель кафедры боевых средств флота, филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде.
Аннотация. Проблемно-деловая игра является одним из методов развития у курсантов и студентов самостоятельного и творческого мышления. Сценарий игры создает определенные условия для активизации творческой познавательной деятельности курсантов, повышая интерес к предмету.
В данной статье представлена разработка сценария проблемно-деловой игры на тему «Коррозия металлов».
Ключевые слова: коррозия, защита металлов от коррозии.
Проблемно-деловая игра на тему «Коррозия металлов».
Проблемно-деловая игра является одним из методов развития у курсантов и студентов самостоятельного и творческого мышления. Сценарий игры создает определенные условия для активизации творческой познавательной деятельности курсантов, повышая интерес к предмету. Участие в игре обеспечивает курсанту умение выбрать и применить на практике полученные знания, а преподавателю дает возможность легко и быстро контролировать и корректировать работу курсантов поэтапно и в целом.
Целью проблемно-деловой игры на тему «Коррозия металлов» является формирование знаний у курсантов о видах коррозии и способах защиты металлов от коррозии.
Проблемно-деловая игра преследует следующие задачи:
-Общеобразовательные: 1. Рассмотреть виды коррозии металлов. 2. Способы защиты металлов от коррозии.
-Развивающие: 1. Способствовать развитию у курсантов познавательной активности, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, привлечь необходимые знания для разрешения проблемной ситуации. 2. Формировать практические навыки при проведении эксперимента.
-Воспитательные: 1. Формирование навыков принятия и эффективного исполнения деловых ролей; 2. Обучение взаимодействию и сплоченности участия в выработке коллективных решений.
Средства обучения: карты занятий для групп, рабочий лист, Периодическая система элементов Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов.
Актуальность темы рассматривается на ситуации коррозионного разрушения элементов корпуса, конструкций и механизмов морских судов.
Мы видим мрачную картину:
Вот ржавый гвоздь и ржавая труба,
И даже новую машину за год буквально съела ржа.
Ползет она, как змей ужасный,
И вглубь, и вширь, и поперек.
Корабль, краскою блестевший,
С дырой в боку ко дну идет.
Ржавеет все – троса, лебедка,
Опоры зданий и мостов,
И даже руль подводной лодки
Всегда к ржавлению готов.
И где же выход из проблемы,
И в чем причина бедствх?
Найдем ответ мы непременно,
Пусть нам сопутствует успех!
Коррозия –это процесс самопроизвольного разрушения материалов под воздействием окружающей среды. Подвергаются коррозии металлы, бетоны, пластмасса, и среди них, как конструкционный материал, выделяется железо. Ржавление – это коррозия железа и его сплавов.
«Коррозия – рыжая крыса грызет металлический лом»
Правила проблемно- ролевой игры: учебная группа делится на команды:
информационную, экспериментальную и экспертную.
Представители информационной команды излагают теоретическую часть темы с использованием исторических фактов.
Представители экспериментальной команды выполняют экспериментальную часть, анализируют и обобщают полученные результаты. На данном этапе участие в обсуждении результатов принимают представители всех команд.
Представители экспертной команды оценивают деятельность всех участников деловой игры, деятельность команд и распределяют места между экспериментальными командами.
Руководителем игры является преподаватель, который должен пожелать курсантам, чтобы участие в игре принесло им удовлетворение от того, что они уже многому научились, но и заставило бы их подумать о своих пробелах в изученном материале.
Деятельность информационной команды.
1 этап: Механизм коррозии.
КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ
По виду
коррозионной среды
По характеру разрушения
По механизму
протекания коррозии
газовая
жидкостная
атмосферная
почвенная
равномерная
неравномерная
химическая
электрохимическая
2 этап: Краткая характеристика химической и электрохимической коррозии.
Химическая коррозия
Электрохимическая коррозия
Обусловлена взаимодействием металлов с сухими газами при повышенных температурах или с жидкостями– неэлектролитами.
Осуществляется за счёт электрохимических реакций, происходящих на поверхности металла, находящегося в контакте с раствором электролита и сопровождается возникновением электрического тока
Сущность процессов химической коррозии сводится к взаимодействию металла с коррозионной средой, при котором окисление металла и восстановление окислительного компонента среды протекают единовременно в одном акте. Продукты взаимодействия пространственно не разделены.
2Cu + O2 = 2CuO
4Al + 3O2 = 2Al2O3
При этом образуются оксидные плёнки различного характера: прочные (Al2O3, ZnO, NiO, Cr2O3, TiO2) и рыхлые (FeO, Fe2O3, Fe3O4)
Скорость химической коррозии определяется прежде всего свойствами возникающей при коррозии плёнки на поверхности металла, характер которой определяется природой металла и коррозионной среды, а также температурой.
Электрохимическая коррозия протекает через сопряжённые процессы анодного растворения металла и катодного восстановления окислителя, обычно молекул кислорода или ионов водорода в зависимости от характера среды (рН). Коррозия с участием кислорода называется коррозией с кислородной деполяризацией и протекает в щелочной или нейтральной среде рН ≥ 7:
O2 + 2H2O +4ē = 4 OH-
Коррозия с участием ионов водорода называется коррозией с водородной деполяризацией и протекает в кислой среде рН < 7:
2H+ + 2ē = H2
Кроме анодных и катодных реакций при электрохимической коррозии происходит движение электронов в металле и ионов в электролите. Электролитами могут быть растворы солей, кислот и оснований, морская вода, почвенная вода и вода атмосферы.
3 этап: Защита металлов от коррозии.
Человечество несет огромные материальные потери в результате коррозии. Коррозия приводит к уменьшению надежности морских судов:
- коррозия сварных швов в подводной части корабля;
- в районе грузовых люков коррозирует стальная палуба;
- у бортов корабля в местах скопления воды и грязи наблюдается износ палубного настила;
- коррозируют заклепки наружной обшивки в подводной части корпуса корабля;
- коррозируют трущиеся поверхности гребных валов.
В настоящее время изыскание новых и совершенствование старых способов защиты от коррозии является важнейшей проблемой.
Виды защиты металлов от коррозии
Физические
Физико-химические
Химические
Механические
покрытия
Протекторная
защита
Легирование
Гальванические
покрытия
Пассивация металлов
Ингибирование
Деятельность экспериментальной команды.
1 этап: Команде предлагается провести и объяснить опыты.
№ опыта
Реактивы
1.Коррозия оцинкованного железа
Fe/Zn (оцинкованное железо) + H2SO4 + K3[Fe (CN)6]
2.Коррозия луженого железа
Fe/Sn (луженое железо) + H2SO4 + K3[Fe (CN)6]
3. Коррозия как результат различного доступа кислорода
Fe + H2O + NaCl + K3[Fe (CN)6] + фенолфталеин
Вопросы: 1. Какой металл разрушается – защищаемый или покрытие (опыты 1 и 2)? Какое из покрытий является анодным, а какое – катодным? 2. Чем объясняется появление по окружности капли розового окрашивания, а в ее центре – синего (опыт 3)?
2 этап: Команде предлагается провести и объяснить опыт «Влияние ионов хлора на скорость коррозии.
№ пробирки
Реактивы
1
Al + CuSO4
2
Al + CuSO4 + NaCl (кристаллический)
Вопросы: 1. Как влияют ионы хлора на интенсивность коррозии и почему?
Деятельность информационной группы.
СПРАВКА
В Дели (Индия) стоит колонна 1500 лет. Высота – 7,3 м, вес – 5 тонн, диаметр у основания _ 42 см, вверху – 30 см.
Состав: Fe (чистое) – 99.72%; примеси: Р – 0,1%, менее 0.1% Si и С.
Есть предположение, что колонна изготовлена из самородного железа (космическое, метеоритное) Наземная часть не имеет признаков коррозии, но образцы, привезенные из Дели в Лондон заржавели, значит колонна неоднородна. Секрет такой обработки металла до сих пор не разгадан.
СПРАВКА
Луженое железо идет на изготовление тары для хранения продуктов.
Патент на способ хранения пищевых продуктов в жестяных банках был выдан парижскому повару Апперу в 1810 году. Он запаивал продукты в банках из белой жести, затем нагревал в кипящей соленой воде.
СПРАВКА
Символом Парижа является Эйфелева башня. Башня неизлечима больна, ржавеет и разрушается. Её красили 18 раз, отчего её масса (9000 т), каждый раз увеличивается на 70 т. Вопрос: какой вид защиты башни от коррозии?
СПРАВКА
Во время строительства метромоста и станции «Ленинские горы» в Москве в бетон добавили большое количество хлорида натрия, чтобы не допустить замерзания еще не схватившегося бетона. Станция была сооружена всего за 15 месяцев и открыта 12 января 1959 года. Однако, станцию вскоре закрыли на реконструкцию, которая длилась 10 лет. В чем причина? (Наличие хлорида натрия в бетоне вызвало разрушение стальной арматуры. Коррозии оказались подвергнуты 60% железобетонных конструкций).
Итоги проблемно-деловой игры подводит команда экспертов:
- оценивает деятельность каждого участника игры в соответствии с разработанными критериями;
- готовит заключение по оценке деятельности команд;
- докладывает результаты оценки деятельности команд;
- распределяет места между командами.
Критерии оценки деятельности команд:
Оценка «5» ставится, если ответ дан
строго по существу, обоснован и
лаконичен.
За дополнение и уточнение проблемы ставится 1-2 балла.
ЖЕЛАЕМ успеха в проведении проблемно-деловой игры, который зависит от инициативы и интереса курсантов, а также от творчества и мастерства преподавателя.
ЛИТЕРАТУРА
Глинка Н.Л. Общая химия.
Учебное пособие /
М.:
Высш
. обр., 2010,
886 с.
Фролов В.И.,
Курохтина
Т.М. Практикум по общей и неорганической химии.
Учебное пособие для вузов / М.: Дрофа, 2002,
304 с.
Коровин Н.В. Общая химия. Общая химия. Учебное пособие дл
я вузов /
М.:
Высш
.
шк
.,
2014
,
559
с.
Коровин Н.В. Лабораторные работы по химии.
Учебное пособие для вузов / М.:
Высш
.
шк
., 1998,
294 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат