Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Проблемно-деловая игра на тему «Коррозия металлов». Работа №55380

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Проблемно-деловая игра на тему «Коррозия металлов»
Работа:

ФГБОУ ВПО «КГТУ»

Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет»

 

Астраух О.О.– доцент, кандидат технических наук кафедры Химии, ФГБОУ ВПО «КГТУ» в г. Калининграде.

Литвинова Л.А. – преподаватель кафедры боевых средств флота, филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде.

Аннотация. Проблемно-деловая игра является одним из методов развития у курсантов и студентов самостоятельного и творческого мышления. Сценарий игры создает определенные условия для активизации творческой познавательной деятельности курсантов, повышая интерес к предмету.

В данной статье представлена разработка сценария проблемно-деловой игры на тему «Коррозия металлов».

Ключевые слова: коррозия, защита металлов от коррозии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемно-деловая игра на тему «Коррозия металлов».

Проблемно-деловая игра является одним из методов развития у курсантов и студентов самостоятельного и творческого мышления. Сценарий игры создает определенные условия для активизации творческой познавательной деятельности курсантов, повышая интерес к предмету. Участие в игре обеспечивает курсанту умение выбрать и применить на практике полученные знания, а преподавателю дает возможность легко и быстро контролировать и корректировать работу курсантов поэтапно и в целом.

Целью проблемно-деловой игры на тему «Коррозия металлов» является формирование знаний у курсантов о видах коррозии и способах защиты металлов от коррозии.

Проблемно-деловая игра преследует следующие задачи:

-Общеобразовательные: 1. Рассмотреть виды коррозии металлов. 2. Способы защиты металлов от коррозии.

-Развивающие: 1. Способствовать развитию у курсантов познавательной активности, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, привлечь необходимые знания для разрешения проблемной ситуации. 2. Формировать практические навыки при проведении эксперимента.

-Воспитательные: 1. Формирование навыков принятия и эффективного исполнения деловых ролей; 2. Обучение взаимодействию и сплоченности участия в выработке коллективных решений.

Средства обучения: карты занятий для групп, рабочий лист, Периодическая система элементов Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов.

Актуальность темы рассматривается на ситуации коррозионного разрушения элементов корпуса, конструкций и механизмов морских судов.

Мы видим мрачную картину:

Вот ржавый гвоздь и ржавая труба,

И даже новую машину за год буквально съела ржа.

Ползет она, как змей ужасный,

И вглубь, и вширь, и поперек.

Корабль, краскою блестевший,

С дырой в боку ко дну идет.

Ржавеет все – троса, лебедка,

Опоры зданий и мостов,

И даже руль подводной лодки

Всегда к ржавлению готов.

И где же выход из проблемы,

И в чем причина бедствх?

Найдем ответ мы непременно,

Пусть нам сопутствует успех!

Коррозия –это процесс самопроизвольного разрушения материалов под воздействием окружающей среды. Подвергаются коррозии металлы, бетоны, пластмасса, и среди них, как конструкционный материал, выделяется железо. Ржавление – это коррозия железа и его сплавов.

«Коррозия – рыжая крыса грызет металлический лом»

Правила проблемно- ролевой игры: учебная группа делится на команды:

информационную, экспериментальную и экспертную.

Представители информационной команды излагают теоретическую часть темы с использованием исторических фактов.

Представители экспериментальной команды выполняют экспериментальную часть, анализируют и обобщают полученные результаты. На данном этапе участие в обсуждении результатов принимают представители всех команд.

Представители экспертной команды оценивают деятельность всех участников деловой игры, деятельность команд и распределяют места между экспериментальными командами.

Руководителем игры является преподаватель, который должен пожелать курсантам, чтобы участие в игре принесло им удовлетворение от того, что они уже многому научились, но и заставило бы их подумать о своих пробелах в изученном материале.

 

Деятельность информационной команды.

1 этап: Механизм коррозии.

 

КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ

 

По виду

коррозионной среды

 

По характеру разрушения

По механизму

протекания коррозии

газовая

жидкостная

атмосферная

почвенная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

равномерная

 

 

неравномерная

 

химическая

 

электрохимическая

 

2 этап: Краткая характеристика химической и электрохимической коррозии.

 

Химическая коррозия

Электрохимическая коррозия

 

Обусловлена взаимодействием металлов с сухими газами при повышенных температурах или с жидкостяминеэлектролитами.

Осуществляется за счёт электрохимических реакций, происходящих на поверхности металла, находящегося в контакте с раствором электролита и сопровождается возникновением электрического тока

 

Сущность процессов химической коррозии сводится к взаимодействию металла с коррозионной средой, при котором окисление металла и восстановление окислительного компонента среды протекают единовременно в одном акте. Продукты взаимодействия пространственно не разделены.

2Cu + O2 = 2CuO

4Al + 3O2 = 2Al2O3

При этом образуются оксидные плёнки различного характера: прочные (Al2O3, ZnO, NiO, Cr2O3, TiO2) и рыхлые (FeO, Fe2O3, Fe3O4)

Скорость химической коррозии определяется прежде всего свойствами возникающей при коррозии плёнки на поверхности металла, характер которой определяется природой металла и коррозионной среды, а также температурой.

Электрохимическая коррозия протекает через сопряжённые процессы анодного растворения металла и катодного восстановления окислителя, обычно молекул кислорода или ионов водорода в зависимости от характера среды (рН). Коррозия с участием кислорода называется коррозией с кислородной деполяризацией и протекает в щелочной или нейтральной среде рН ≥ 7:

O2 + 2H2O +4ē = 4 OH-

Коррозия с участием ионов водорода называется коррозией с водородной деполяризацией и протекает в кислой среде рН < 7:

2H+ + 2ē = H2

Кроме анодных и катодных реакций при электрохимической коррозии происходит движение электронов в металле и ионов в электролите. Электролитами могут быть растворы солей, кислот и оснований, морская вода, почвенная вода и вода атмосферы.

 

3 этап: Защита металлов от коррозии.

Человечество несет огромные материальные потери в результате коррозии. Коррозия приводит к уменьшению надежности морских судов:

- коррозия сварных швов в подводной части корабля;

- в районе грузовых люков коррозирует стальная палуба;

- у бортов корабля в местах скопления воды и грязи наблюдается износ палубного настила;

- коррозируют заклепки наружной обшивки в подводной части корпуса корабля;

- коррозируют трущиеся поверхности гребных валов.

В настоящее время изыскание новых и совершенствование старых способов защиты от коррозии является важнейшей проблемой.

 

 

Виды защиты металлов от коррозии

Физические

Физико-химические

Химические

Механические

покрытия

Протекторная

защита

Легирование

Гальванические

покрытия

Пассивация металлов

Ингибирование

 

Деятельность экспериментальной команды.

1 этап: Команде предлагается провести и объяснить опыты.

 

№ опыта

Реактивы

1.Коррозия оцинкованного железа

Fe/Zn (оцинкованное железо) + H2SO4 + K3[Fe (CN)6]

2.Коррозия луженого железа

Fe/Sn (луженое железо) + H2SO4 + K3[Fe (CN)6]

3. Коррозия как результат различного доступа кислорода

Fe + H2O + NaCl + K3[Fe (CN)6] + фенолфталеин

 

Вопросы: 1. Какой металл разрушается – защищаемый или покрытие (опыты 1 и 2)? Какое из покрытий является анодным, а какое – катодным? 2. Чем объясняется появление по окружности капли розового окрашивания, а в ее центре – синего (опыт 3)?

2 этап: Команде предлагается провести и объяснить опыт «Влияние ионов хлора на скорость коррозии.

 

№ пробирки

Реактивы

1

Al + CuSO4

2

Al + CuSO4 + NaCl (кристаллический)

 

Вопросы: 1. Как влияют ионы хлора на интенсивность коррозии и почему?

 

Деятельность информационной группы.

СПРАВКА

В Дели (Индия) стоит колонна 1500 лет. Высота – 7,3 м, вес – 5 тонн, диаметр у основания _ 42 см, вверху – 30 см.

Состав: Fe (чистое) – 99.72%; примеси: Р – 0,1%, менее 0.1% Si и С.

Есть предположение, что колонна изготовлена из самородного железа (космическое, метеоритное) Наземная часть не имеет признаков коррозии, но образцы, привезенные из Дели в Лондон заржавели, значит колонна неоднородна. Секрет такой обработки металла до сих пор не разгадан.

 

 

СПРАВКА

Луженое железо идет на изготовление тары для хранения продуктов.

Патент на способ хранения пищевых продуктов в жестяных банках был выдан парижскому повару Апперу в 1810 году. Он запаивал продукты в банках из белой жести, затем нагревал в кипящей соленой воде.

СПРАВКА

Символом Парижа является Эйфелева башня. Башня неизлечима больна, ржавеет и разрушается. Её красили 18 раз, отчего её масса (9000 т), каждый раз увеличивается на 70 т. Вопрос: какой вид защиты башни от коррозии?

СПРАВКА

Во время строительства метромоста и станции «Ленинские горы» в Москве в бетон добавили большое количество хлорида натрия, чтобы не допустить замерзания еще не схватившегося бетона. Станция была сооружена всего за 15 месяцев и открыта 12 января 1959 года. Однако, станцию вскоре закрыли на реконструкцию, которая длилась 10 лет. В чем причина? (Наличие хлорида натрия в бетоне вызвало разрушение стальной арматуры. Коррозии оказались подвергнуты 60% железобетонных конструкций).

Итоги проблемно-деловой игры подводит команда экспертов:

- оценивает деятельность каждого участника игры в соответствии с разработанными критериями;

- готовит заключение по оценке деятельности команд;

- докладывает результаты оценки деятельности команд;

- распределяет места между командами.

Критерии оценки деятельности команд:

Оценка «5» ставится, если ответ дан

строго по существу, обоснован и

лаконичен.

За дополнение и уточнение проблемы ставится 1-2 балла.

ЖЕЛАЕМ успеха в проведении проблемно-деловой игры, который зависит от инициативы и интереса курсантов, а также от творчества и мастерства преподавателя.

 

ЛИТЕРАТУРА

Глинка Н.Л. Общая химия.

Учебное пособие /

М.:

Высш

. обр., 2010,

886 с.

Фролов В.И.,

Курохтина

Т.М. Практикум по общей и неорганической химии.

Учебное пособие для вузов / М.: Дрофа, 2002,

304 с.

Коровин Н.В. Общая химия. Общая химия. Учебное пособие дл

я вузов /

М.:

Высш

.

шк

.,

2014

,

559

с.

Коровин Н.В. Лабораторные работы по химии.

Учебное пособие для вузов / М.:

Высш

.

шк

., 1998,

294 с.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×