Дата публикации:
22.04.2023
Автор:
Софья Сергеевна Рябченко
Название работы:
Методы преодоления психологических барьеров межличностного общения у подростков 12-13 лет средствами социального тренинга
Работа:
МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 12-13 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
Рябченко Софья Сергеевна, магистрант 2 курса Кубанского государственного университета
Аннотация: Автором рассмотрена проблема преодоления психологических барьеров межличностного общения у детей младшего подросткового возраста. Уделено внимание использованию тренинга социальных навыков в данном направлении. Предложена методическая разработка преодоления барьеров межличностного общения средствами тренинга социальных навыков. Обозначена перспективность использования методической разработки в возрастной группе 12-13 лет.
Введение. В настоящее время педагоги и психологи общеобразовательных школ бьют тревогу по поводу существования психологических барьеров межличностного общения у детей младшего подросткового возраста. Психологические барьеры межличностного общения могут выражаться в виде: искаженного стиля межличностного общения; навязывания подростком собственных убеждений сверстникам; неприятия конкретного человека (из школы, класса, дворовой группы, семьи и т.д.); противопоставления себя детскому коллективу, нежелания поддерживать коммуникативные связи и другое.
Причинами возникновения психологических барьеров межличностного общения могут быть следующие: неправильное нравственное воспитание в семье; подверженность подростка чужому влиянию со стороны членов ближайшего социального окружения; внутренние психологические переживавния; чрезмерное увлечение социальными сетями, заменяющими подростку живое общение и т.д. И, как следствие, неумение выстраивать коммуникативные отношения, недостаточный уровень социальных навыков.
Бытует мнение, что социальные навыки заключаются лишь в умении общаться между собой. Однако, это не так: социальные навыки следует представлять в умении общаться личности с другими личностями, грамотном ведении диалога с собеседником, создании качественных коммуникационных связей, осуществлении контроля над своими эмоциями.
Социальные навыки необходимы подростку для поддержки отношений с окружающими людьми, одноклассниками, учителями, родителями и другими членами семьи, друзьями. А также для организации плодотворной работы с ними для достижения поставленных целей, например учителем – перед классом.
Исследователи О.Ф. Джиоева и К.А. Султанова предложили обратить внимание на тот факт, что именно в младшем подростковом возрасте возможно проявление психологических барьеров межличностного общения. В 12-13 лет выявляются специфические для данного этапа онтогенеза психологические и социальные новообразования. Индивидуально-психологические особенности младших подростков могут способствовать формированию психологических барьеров межличностного общения, затруднять отношения между личностями. Отрицательные личностные компоненты приводят к возникновению психологического напряжения и отрицательным переживаниям. Подростку важно общение, но низкий уровень коммуникативных навыков не позволяет ему удовлетворить потребность в общении, что выражается в отсутствии мотивации к общению, наличии напряженных отрицательных эмоциональных переживаний, всплеске негативно окрашенных эмоциональных состояний, возникновении внутриличностных конфликтов, являющихся детерминантами психологических барьеров в общении [2].
Психологические барьеры в общении в системе подросток – подросток, подросток – педагог в стенах общеобразовательной организации могут привести к непоправимым последствиям. Известны случаи, когда в решениии назревших конфликтов на почве психологических барьеров подростки использовали не коммуникативные средства, а насилие и жестокость.
Со стороны педагога, школьного психолога младшим подросткам 12-13 лет при наличии психологических барьеров межличностного общения требуется оказание психолого-педагогической поддержки, в том числе средствами развития социальных навыков.
В целях диагностики по решению оюбозначенной проблемы О.О. Андронникова рекомендует использовать следующие психодиагностики: тест копинг-стратегий взаимодействия (Л. Лазарус, С. Фолкман); диагностика межличностных отношений (Т. Лири); авторская диагностика эмоциолнальных барьеров в межличностном общении и методика оценки доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В. Бойко) [1].
Дополнительно педагогом может оцениваться специфика личностных характеристик подростка, его эмоционально-волевая и нравственная сфера, а также отношения подростка с социальным окружением, направленность познавательных интересов, наличие и уровень социальных навыков и другое
В решении проблемы И.А. Чайковская предлагает использовать социально-психологический тренинг на развитие коммуникативной толерантности в подростковом возрасте, что способствует преодолению межличностных барьеров общения в подростковой среде [4].
А.В. Мантикова указывает на целесообразность применения тренинга коммуникативных навыков у подростков, психологическая эффективность которого доказана исследованиями [3].
Особый эффект имеет тренинг социальных навыков на преодоление психологических барьеров межличностного общения у подростков. Тренинг социальных навыков - это групповые или индивидуальные занятия, предназначенные для обучения подростков правильному взаимодействию с другими людьми. Занятия включают обучение основным идеям и понятиям, ролевую игру или практику, а также обратную связь, чтобы помочь подросткам приобрести и отработать навыки коммуникации, игры и другие социальные навыки, способствующие позитивному взаимодействию с другими [5].
Предлагается методологическая разработка Преодоление психологических барьеров межличностного общения у подростков 12-13 лет средствами тренинга социальных связей в целях решения обозначенной выше проблемы.
Цель методологической разработки – преодоление пихологических барьеров межличностного общения у подростков 12-13 лет средствами тренинга социальных навыков.
Задачи методологической разработки: 1) формирование понимания у подростков важности эмоционально-ценностного отношения к себе и снижение уровня эмоциональных переживаний; 2) формирование у подростков 12-13 лет социальных навыков, способствующих преодолению психологических барьеров межличностного общения; 3) обучение подростков способам и методам активного межличностного взаимодействия; 4) положительное и конструктивное переосмысливание ситуаций межличностного взаимодействия; 5) активизация личностных психологических ресурсов; 6) формирование и развитие навыков саморегуляции, саморазвития и самоконтроля.
База исследования: МОАНУ СОШ №19 имени героя России С.А. Наточего, г. Кореновск.
Участники тренинга: учащиеся 6-х классов в возрасте12-13 лет (20 человек).
Время проведения: июнь 2023 г. (в условиях летнего школьного лагеря).
Продолжительность занятий: по 35 минут ежедневно.
Мероприятия, включенные в методологическую разработку, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Методологическая разработка Преодоление психологических барьеров межличностного общения у подростков 12-13 лет средствами тренинга социальных связей
Дата
Мероприятие
Участники
Цель
5 июня
Игра Молекулы на сплочение. Ознакомление с основным идеям и понятиям.
Тренинг Вертушка первого впечатления.
Педагог - подростки
Сплочение группы. Расширение знаний о межличностном общении и социальных навыках. Умение выразить чувства при контакте с другой личностью.
6 июня
Упражнение Комплимент.
Тренинг Внутренние ресурсы личности.
–
Активизация личностных психологических ресурсов
7 июня
Тренинг Выбор траектории.
Упражнение Ладошка.
–
Снятие тревожности в процессе общения, отработка навыков установления и поддержания контакта.
Раскрытие личностных ресурсов.
8 июня
Тренинг Дерево и листья.
Тренинг Внутренняя осанка.
–
Усиление осознания и прочувствования себя среди других как части целого и вместе с тем как чего-то отдельного, индивидуального.
Формирование понимания важности эмоционально-ценностного отношения к себе.
9 июня
Треннг Карусель.
Тренинг Антиномии.
–
Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в межличностное общение; развитие эмпатии и рефлексии в процессе общения.
Формирование коммуникативной компетенции.
12 июня
Тренинг Большие паузы.
–
Обучение сдерживанию эмоций в межличностном общении.
13 июня
Тренинг-мозговой штурм Валентность.
–
Формирование социальных навыков.
14 июня
Тренинг Вертушка жалобщиков.
–
Положительное и конструктивное переосмысливание ситуаций межличностного взаимодействия
15 июня
Тренинг Выслушивать до конца.
–
Обучение способам и методам активного межличностного взаимодействия.
16 июня
Тренинг Зомби.
–
Развитие способности разговорить собеседника и выразить собственные чувства.
19 июня
Тренинг Ключевые слова.
–
Развитие способности резумировать основное содержание речи собеседника.
20 июня
Тренинг Триалог. Ролевая игра Сцена в столовой.
–
Развитие коммуникативной гибкости.
21 июня
Самоконтроль межличностного общения.
–
Обучение самоконтролю межличностного общения.
22 июня
Подведение итогов
–
Повышение мотивации на дальнейшиее участие в тренинге социальных навыков.
Предполагаемый результат – преодоление психологических барьеров межличностного общения у подростков 12-13 лет средствами тренинга социальных навыков.
Заключение. Таким образом, предполагается, что методологическая разработка Преодоление психологических барьеров межличностного общения у подростков 12-13 лет средствами тренинга социальных связей позволит сформировать у младших подростков чувство важности эмоционально-ценностного отношения к себе, снизить уровень эмоциональных переживаний по поводу ситуаций неудачи; развить социальные навыки, побудить к осмысленному активному конструктивному межличностному общению, активизировать личностные психологияеские ресурсы, сформировать и развивать навыки саморегуляции, саморазвития и самоконтроля в межличностном общении.
Литература
1. Андронникова О.О. Психолого-педагогическая поддержка межличностного взаимодействия подростков, направленная на преодоление психологических барьеров в общении / О.О. Андронникова // Образовательный вестник Сознание. – 2016. – № 11. – Т.18. – С. 63-68.
2. Джиоева О.Ф. Психологические барьеры общения в подростковом возрасте / О.Ф, Джиоева, К.А. Султанова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – №4 (17). – Т.5. – С. 115-117.
3. Мантикова А.В. Исследование психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков / А.В. Мантикова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2 (62). – С. 130-134.
4. Чайковская И.А. Возможности социально-психологического тренинга в развитии коммуникативной толерантности в подростковом возрасте / И.А. Чайковская // Вестник Оренбурского государственного университета. – 2018. – № 3 (215). – С. 103-107.
5. Applied Behavior Analysis Programs Guide: Social Skills Training [Электронный ресурс] URL: https://www.appliedbehavioranalysisprograms. com/ faq/ social-skills-training/ (дата обращения: 17.04.2023).
Скачать работу
Рябченко Софья Сергеевна, магистрант 2 курса Кубанского государственного университета
Аннотация: Автором рассмотрена проблема преодоления психологических барьеров межличностного общения у детей младшего подросткового возраста. Уделено внимание использованию тренинга социальных навыков в данном направлении. Предложена методическая разработка преодоления барьеров межличностного общения средствами тренинга социальных навыков. Обозначена перспективность использования методической разработки в возрастной группе 12-13 лет.
Введение. В настоящее время педагоги и психологи общеобразовательных школ бьют тревогу по поводу существования психологических барьеров межличностного общения у детей младшего подросткового возраста. Психологические барьеры межличностного общения могут выражаться в виде: искаженного стиля межличностного общения; навязывания подростком собственных убеждений сверстникам; неприятия конкретного человека (из школы, класса, дворовой группы, семьи и т.д.); противопоставления себя детскому коллективу, нежелания поддерживать коммуникативные связи и другое.
Причинами возникновения психологических барьеров межличностного общения могут быть следующие: неправильное нравственное воспитание в семье; подверженность подростка чужому влиянию со стороны членов ближайшего социального окружения; внутренние психологические переживавния; чрезмерное увлечение социальными сетями, заменяющими подростку живое общение и т.д. И, как следствие, неумение выстраивать коммуникативные отношения, недостаточный уровень социальных навыков.
Бытует мнение, что социальные навыки заключаются лишь в умении общаться между собой. Однако, это не так: социальные навыки следует представлять в умении общаться личности с другими личностями, грамотном ведении диалога с собеседником, создании качественных коммуникационных связей, осуществлении контроля над своими эмоциями.
Социальные навыки необходимы подростку для поддержки отношений с окружающими людьми, одноклассниками, учителями, родителями и другими членами семьи, друзьями. А также для организации плодотворной работы с ними для достижения поставленных целей, например учителем – перед классом.
Исследователи О.Ф. Джиоева и К.А. Султанова предложили обратить внимание на тот факт, что именно в младшем подростковом возрасте возможно проявление психологических барьеров межличностного общения. В 12-13 лет выявляются специфические для данного этапа онтогенеза психологические и социальные новообразования. Индивидуально-психологические особенности младших подростков могут способствовать формированию психологических барьеров межличностного общения, затруднять отношения между личностями. Отрицательные личностные компоненты приводят к возникновению психологического напряжения и отрицательным переживаниям. Подростку важно общение, но низкий уровень коммуникативных навыков не позволяет ему удовлетворить потребность в общении, что выражается в отсутствии мотивации к общению, наличии напряженных отрицательных эмоциональных переживаний, всплеске негативно окрашенных эмоциональных состояний, возникновении внутриличностных конфликтов, являющихся детерминантами психологических барьеров в общении [2].
Психологические барьеры в общении в системе подросток – подросток, подросток – педагог в стенах общеобразовательной организации могут привести к непоправимым последствиям. Известны случаи, когда в решениии назревших конфликтов на почве психологических барьеров подростки использовали не коммуникативные средства, а насилие и жестокость.
Со стороны педагога, школьного психолога младшим подросткам 12-13 лет при наличии психологических барьеров межличностного общения требуется оказание психолого-педагогической поддержки, в том числе средствами развития социальных навыков.
В целях диагностики по решению оюбозначенной проблемы О.О. Андронникова рекомендует использовать следующие психодиагностики: тест копинг-стратегий взаимодействия (Л. Лазарус, С. Фолкман); диагностика межличностных отношений (Т. Лири); авторская диагностика эмоциолнальных барьеров в межличностном общении и методика оценки доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В. Бойко) [1].
Дополнительно педагогом может оцениваться специфика личностных характеристик подростка, его эмоционально-волевая и нравственная сфера, а также отношения подростка с социальным окружением, направленность познавательных интересов, наличие и уровень социальных навыков и другое
В решении проблемы И.А. Чайковская предлагает использовать социально-психологический тренинг на развитие коммуникативной толерантности в подростковом возрасте, что способствует преодолению межличностных барьеров общения в подростковой среде [4].
А.В. Мантикова указывает на целесообразность применения тренинга коммуникативных навыков у подростков, психологическая эффективность которого доказана исследованиями [3].
Особый эффект имеет тренинг социальных навыков на преодоление психологических барьеров межличностного общения у подростков. Тренинг социальных навыков - это групповые или индивидуальные занятия, предназначенные для обучения подростков правильному взаимодействию с другими людьми. Занятия включают обучение основным идеям и понятиям, ролевую игру или практику, а также обратную связь, чтобы помочь подросткам приобрести и отработать навыки коммуникации, игры и другие социальные навыки, способствующие позитивному взаимодействию с другими [5].
Предлагается методологическая разработка Преодоление психологических барьеров межличностного общения у подростков 12-13 лет средствами тренинга социальных связей в целях решения обозначенной выше проблемы.
Цель методологической разработки – преодоление пихологических барьеров межличностного общения у подростков 12-13 лет средствами тренинга социальных навыков.
Задачи методологической разработки: 1) формирование понимания у подростков важности эмоционально-ценностного отношения к себе и снижение уровня эмоциональных переживаний; 2) формирование у подростков 12-13 лет социальных навыков, способствующих преодолению психологических барьеров межличностного общения; 3) обучение подростков способам и методам активного межличностного взаимодействия; 4) положительное и конструктивное переосмысливание ситуаций межличностного взаимодействия; 5) активизация личностных психологических ресурсов; 6) формирование и развитие навыков саморегуляции, саморазвития и самоконтроля.
База исследования: МОАНУ СОШ №19 имени героя России С.А. Наточего, г. Кореновск.
Участники тренинга: учащиеся 6-х классов в возрасте12-13 лет (20 человек).
Время проведения: июнь 2023 г. (в условиях летнего школьного лагеря).
Продолжительность занятий: по 35 минут ежедневно.
Мероприятия, включенные в методологическую разработку, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Методологическая разработка Преодоление психологических барьеров межличностного общения у подростков 12-13 лет средствами тренинга социальных связей
Дата
Мероприятие
Участники
Цель
5 июня
Игра Молекулы на сплочение. Ознакомление с основным идеям и понятиям.
Тренинг Вертушка первого впечатления.
Педагог - подростки
Сплочение группы. Расширение знаний о межличностном общении и социальных навыках. Умение выразить чувства при контакте с другой личностью.
6 июня
Упражнение Комплимент.
Тренинг Внутренние ресурсы личности.
–
Активизация личностных психологических ресурсов
7 июня
Тренинг Выбор траектории.
Упражнение Ладошка.
–
Снятие тревожности в процессе общения, отработка навыков установления и поддержания контакта.
Раскрытие личностных ресурсов.
8 июня
Тренинг Дерево и листья.
Тренинг Внутренняя осанка.
–
Усиление осознания и прочувствования себя среди других как части целого и вместе с тем как чего-то отдельного, индивидуального.
Формирование понимания важности эмоционально-ценностного отношения к себе.
9 июня
Треннг Карусель.
Тренинг Антиномии.
–
Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в межличностное общение; развитие эмпатии и рефлексии в процессе общения.
Формирование коммуникативной компетенции.
12 июня
Тренинг Большие паузы.
–
Обучение сдерживанию эмоций в межличностном общении.
13 июня
Тренинг-мозговой штурм Валентность.
–
Формирование социальных навыков.
14 июня
Тренинг Вертушка жалобщиков.
–
Положительное и конструктивное переосмысливание ситуаций межличностного взаимодействия
15 июня
Тренинг Выслушивать до конца.
–
Обучение способам и методам активного межличностного взаимодействия.
16 июня
Тренинг Зомби.
–
Развитие способности разговорить собеседника и выразить собственные чувства.
19 июня
Тренинг Ключевые слова.
–
Развитие способности резумировать основное содержание речи собеседника.
20 июня
Тренинг Триалог. Ролевая игра Сцена в столовой.
–
Развитие коммуникативной гибкости.
21 июня
Самоконтроль межличностного общения.
–
Обучение самоконтролю межличностного общения.
22 июня
Подведение итогов
–
Повышение мотивации на дальнейшиее участие в тренинге социальных навыков.
Предполагаемый результат – преодоление психологических барьеров межличностного общения у подростков 12-13 лет средствами тренинга социальных навыков.
Заключение. Таким образом, предполагается, что методологическая разработка Преодоление психологических барьеров межличностного общения у подростков 12-13 лет средствами тренинга социальных связей позволит сформировать у младших подростков чувство важности эмоционально-ценностного отношения к себе, снизить уровень эмоциональных переживаний по поводу ситуаций неудачи; развить социальные навыки, побудить к осмысленному активному конструктивному межличностному общению, активизировать личностные психологияеские ресурсы, сформировать и развивать навыки саморегуляции, саморазвития и самоконтроля в межличностном общении.
Литература
1. Андронникова О.О. Психолого-педагогическая поддержка межличностного взаимодействия подростков, направленная на преодоление психологических барьеров в общении / О.О. Андронникова // Образовательный вестник Сознание. – 2016. – № 11. – Т.18. – С. 63-68.
2. Джиоева О.Ф. Психологические барьеры общения в подростковом возрасте / О.Ф, Джиоева, К.А. Султанова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – №4 (17). – Т.5. – С. 115-117.
3. Мантикова А.В. Исследование психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков / А.В. Мантикова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2 (62). – С. 130-134.
4. Чайковская И.А. Возможности социально-психологического тренинга в развитии коммуникативной толерантности в подростковом возрасте / И.А. Чайковская // Вестник Оренбурского государственного университета. – 2018. – № 3 (215). – С. 103-107.
5. Applied Behavior Analysis Programs Guide: Social Skills Training [Электронный ресурс] URL: https://www.appliedbehavioranalysisprograms. com/ faq/ social-skills-training/ (дата обращения: 17.04.2023).
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств