Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Организация системной реализации форм и методов здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Работа №55551

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Организация системной реализации форм и методов здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Работа:

Статья на тему: Организация системной реализации форм и методов здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Глобализация современного мирового общества привела к модернизации системы образования в России в целом и трансформации ее неотъемлемого компонента – дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Поэтому приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) является укрепление здоровья детей.

Дошкольный возраст – это важный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма, определяющая ход развития на последующих этапах онтогенеза. Большое значение в деятельности детских садов имеет здоровьесберегающая составляющая. Говоря о здоровьесбережении в условиях дошкольной образовательной организации, гигиенисты (например, А.Н. Сысин, А.В. Мольков и др.) имеют в виду организацию образовательного процесса в условиях, гарантирующих гармоничное физическое развитие ребенка, укрепление его здоровья.

Сохранение здоровья детей вызывает озабоченность врачей, психологов и педагогов, поскольку существует снижение качества жизни, ухудшение питания и экология, отсутствие положительного отношения к физической культуре, сведения о решающей роли образа жизни человека в сохранение и укрепление здоровья. С изменениями в информационном мире, интенсивности процесса обучения увеличилась нагрузка на детей. Вышеупомянутые факторы наряду с перегрузкой нервной системы вызывают развитие функциональных нарушений и заболевания: опорно-двигательного аппарата; нарушение зрения; заболевания органов пищеварения, патологии сердечно-сосудистой системы, заболевания органов дыхания, ЛОР-заболевания и др.

В связи с наличием проблем в здоровье подрастающего поколения в XXI веке, разработка и поиск новых методов и технологий, альтернативных подходов к совершенствованию процессов воспитания детей становится приоритетным в дошкольном возрасте, одним из которых является применение здоровьесберегательных технологии в ДОУ.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (детей, педагогов и др.).

Здоровьесберегательная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательной структуры дошкольного образования. Включение ее в образовательную программу позволяет дошкольникам развивать навыки, что позволит им успешно участвовать в регулярных физических нагрузках на протяжении всей жизни. Благодаря здоровьесберегательной деятельности и физическому воспитанию детям предоставляется уникальная возможность испытать лидерство, спортивное мастерство, сотрудничество и самоопределение – все навыки, которые позволяют им добиться успеха в реальной жизни.

Первостепенной и доступной здоровьесберегательной технологией в системе образования являются:

− условия обучения ребенка в образовательных организациях (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

− рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

− соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

− необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Роль детского сада заключается в предоставлении ребенку следующих концепций здоровья:

Предоставление ребенку информации о здоровье посредством его интеграции в деятельность детского сада и его ежедневные программы и передача этой информации в его расширенную среду.

Обсуждение информации о здоровье, которую ребенок получает из внешней среды, выделяя положительную информацию, а также развивая и используя ее в деятельности, чтобы учиться на ней.

Связь концепций здоровья с повседневным опытом ребенка и его здоровым поведением через мероприятия и программы, предоставляемые им в детском саду

Активное взаимодействие всех заинтересованных участников педагогического процесса (родители, воспитатели, специалисты ДОУ) с целью создания целостной системы.

Детские сады считаются теми образовательными организациями, которые начинают влиять на различные привычки, поведение и деятельность, включая представления о здоровье. Поэтому педагоги должны обратить внимание на эту проблему.

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его.

Здоровьесберегающая деятельность в детском саду с помощью здоровьесберегающих технологий – это совокупность профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий по здоровьесбережению, применяемая в ходе регламентированной, нерегламентированной и досуговой форм работы в ДОО.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОО с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

Одним из доступных средств в сфере применения здоровьесберегающей деятельности в ДОО является специально организованная предметно-развивающая среда, которая благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает.

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей: применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям; неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН); отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОО благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Бесспорно, что физическая активность и двигательные способности взаимосвязаны. Развитие адекватных двигательных способностей считается одной из ключевых задач развития в детстве. Кроме того, исследования показывают, что уровень двигательных способностей в детстве положительно связан с более поздним поведением, связанным с физической активностью. Кроме того, была предложена положительная корреляция между двигательными способностями и различными областями развития, такими как когнитивные способности и овладение языком

Положительное влияние физической активности на двигательные способности детей, здоровье и поведение в отношении здоровья является предметом постоянных исследований в области здравоохранения. Результаты различных оценочных исследований мер по поощрению физической активности показывают, что целенаправленная поощрение физической активности может положительно способствовать развитию двигательных способностей даже в детском возрасте. Поэтому рекомендуется интегрировать пропаганду физической активности в повседневную жизнь детей с раннего возраста, чтобы поощрять физически активный образ жизни и поощрять больше движений, чтобы можно было развивать двигательные способности.

Поскольку ребенок длительное время посещает детский сад, именно в этой школе особое внимание уделяется закаливанию, положительное влияние которого доказано многолетними исследованиями и наблюдениями.

Закаливание в детском саду направлено на повышение сопротивляемости организма к возбудителям болезней, так как в результате детский организм лучше сопротивляется резким перепадам температур воздуха.

На сегодняшний день в условиях ДОУ доступны определенные виды закаливания:

Сквозное проветривание группы, которое осуществляется в то время, когда детей нет в помещении.

Обтирание тела влажным полотенцем, многократное мытье, обливание конечностей.

Если в детском саду есть бассейн, в день ребенка входит плавание.

Регулярная утренняя гимнастика с комплексом дыхательных упражнений, подвижные игры.

Прием солнечных и воздушных ванн.

Сон днем, который проводится при открытом окне.

Педагоги иногда используют рижский метод закаливания. Он заключается в том, что на пол укладываются два мата с шипами. На один из них кладут салфетку, предварительно смоченную в солевом растворе. Ребенок должен ходить 10 секунд по этому коврику, потом столько же по сухому. Затем нужно протереть руки, лицо и шею прохладной водой.

Однако применения данной технологии требует от педагогов соблюдения ряда правил:

Процедуры следует проводить регулярно. Педагоги должны следить за тем, чтобы упражнения по снятию стресса проводились каждый день. В противном случае положительного результата не будет. Родителям нужно помнить, что дома ребенку нужно как можно больше позволять ходить босиком, также важны регулярные прогулки на свежем воздухе. Важно не забывать о водных процедурах.

Нужно помнить, что при проведении закаливания важно все делать постепенно, не допуская резких скачков температуры воздуха и воды. Итак, все прогулки и игры, проводимые на улице, должны проходить в соответствующих погодных условиях. Что касается закаливания водой, то ее температуру следует снижать примерно на 1-1,5 градуса в сутки.

Закаливание в детском саду должно включать разнообразные виды упражнений и занятий. Должно быть обеспечено воздействие солнечных лучей, массажа, водных и воздушных процедур, двигательной активности.

Каждый воспитатель должен помнить, что закаливание в детском саду должно полностью ориентироваться на состояние ребенка. У ребенка не должно быть чувства страха, он не должен плакать. Поэтому закаливание проводится в игровой форме.

Важен тот факт, что закалять можно и нужно только здорового ребенка. Если ребенок ослаблен, ему противопоказаны большие нагрузки, и за ним необходимо следить, не участвует ли он в процессе закаливания.

Кроме того, целесообразно вести журнал, в котором следует отмечать все болезни детей, возникающие промежутки между элементами закаливания, качественные характеристики проводимых процедур, их продолжительность и интенсивность, особенности температурного режима.

Санитарное просвещение также входит в число наиболее важных областей сохранения здоровья детей. Оно включает в себя любую программу здоровьесбережения. Санитарное просвещение здесь означает изменение поведения, взглядов и привычек людей относительно медицинской стороны их жизни. Это может быть сделано путем предоставления им информации, прохождения для выполнения прогрессивных методов оздоровления и информирования о неправильных проявлениях и характере, негативно влияющих на здоровье населения.

Санитарное просвещение – это концепция, связанная с программой по охране здоровья детей. В центре внимания здоровье и образование – это переход к здоровому поведению для достижения «хорошего здоровья» в предполагаемой перспективе. Поэтому необходимо повсеместное медико-санитарное просвещение для позитивной реализации методов реализации политики здоровьесбережения, основная идея которого заключается в улучшении качества жизни и общества из естественного поведения человека.

Важность медико-санитарного просвещения проявляется в улучшении образа жизни и поведения членов общества и сосредоточении внимания на борьбе с инфекционными заболеваниями, а не на их лечении.

Министерство просвещения также объявило о нескольких стратегических программах. Эти цели, включенные в Национальную программу трансформации образования до 2030 года, тесно связаны со способностями и возможностями здоровья ребенка в теле и уме, а также со степенью изменение его ценностей, взглядов и поведения.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень, помогает нам осуществлять электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и применять их на практике практически в любой образовательной области, в т.ч. и при реализации здоровьесберегательной деятельности.

Мультимедиа ЭОР – это воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения через мультимейдийные презентации, которые сочетают в себе динамику, звук и изображение.

Для повышения качества педагогического процесса используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы, медиатеку ДОО и другие.

В работе с детьми можно применять:

• мультимедийные проекты: «Опасно – безопасно», «Вызови нужного врача», «Помоги себе сам», «Полезно – вредно», «Виды спорта» и другие.

• накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов, включающая развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).

Нельзя забывать и про цифровое здоровье детей, при применении цифровых ресурсов для здоровьесбережения в детском саду.

Область цифрового здоровья и хорошего самочувствия быстро расширяется и включает широкий спектр тем, представляющих интерес для родителей. Первоначально связанное с оказанием медицинской помощи и с тем, как технологии могут использоваться для улучшения ухода за пациентами, цифровое здоровье следует рассматривать более широко, включая психологическое благополучие детей, растущих в эпоху цифровых технологий.

Формирование здоровой личности дошкольника обеспечивается при помощи скоординированного и позитивного взаимодействия педагогов и медицинского персонала ДОО с воспитанниками и родителями. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду в процессе здоровьесберегающей деятельности позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным. При этом у дошкольников закладывается осознанное стремление к поддержанию здоровья и правильному образу жизни.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности с образовательной, что способствует воспитанию у дошкольников привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

 

 

 

 

 

Библиографический список:

Ахутина

, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В.

Ахутина

// Школа здоровья. – 2020. – Т. 7. – №2. – С.21-28. – Текст: непосредственный.

Алямовская

, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В.Г.

Алямовская

// Дошкольное образование: прил. к газете «Первое сентября». – 2016. – № 7 (14). – С. 16-31. – Текст: непосредственный.

Задачи и методы гигиены: учебник общей гигиены / под ред. А. Н. Сысина. – М. – Л., 1935. – 144 с. – Текст: непосредственный.

Зайцева, В.В. Такие разные дети: шаги физ. развития / В.В. Зайцева, В. Сонькин. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 285 с. – Текст: непосредственный.

Мольков

, А.В. Социальная гигиена, Т. 1-2. / А.В.

Мольков

. – М., 2017. – 193 с. – Текст: непосредственный.

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва // Консультант Плюс: справ. правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.01.2023). – Текст: электронный.

Петров, О.В. Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя сельской школы / О.В. Петров // Сельская школа как личностно-ориентированная образовательная система: Материалы научно-практической конференции (май 2014г.). Вып.1. –

Ростов

-н/Д: РГПУ, 2004. – С.36-42. – Текст: непосредственный.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция). –

URL

: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 12.04.2023). – Текст: электронный.

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×