Консультация-практикум
для педагогов ДОУ на тему
«Инновационные технологии
в развитии мелкой моторики рук как способ активизации речевых зон головного мозга
у детей дошкольного возраста»
Цели:
Теоретическая: повышение знаний педагогов в вопросах развития мелкой моторики для речевой деятельности детей дошкольного возраста в педагогическом процессе;
Практическая: показать, какие инновационные технологии можно применять в различных видах деятельности для развития мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи.
Оборудование: ТСО: экран, проектор; презентация, клубок ниток, кинетический песок, просторная коробка, большое количество пуговиц разного размера и фактуры, нитка, пуговица и схема шнуровки, две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых), камешки (МАРБЛС или декоративные), буклет, комплексы кинезиологических упражнений, набор сказочных историй.
Ход консультации-практикума:
Слайд 1
1. Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я рада приветствовать Вас на своей консультации-практикуме, тема которой звучит так: «Инновационные технологии в развитии мелкой моторики рук как способ активизации речевых зон головного мозга у детей дошкольного возраста».
Слайд 2
Упражнение «Узелок-пожелание».
- Прежде чем начать нашу консультацию-практикум, я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, упражнение «Узелок-пожелание». Вы должны, завязывая узелок, говорить пожелание своему соседу-коллеге. У нас получился круг добра.
- Чем мы работали?
- Для чего мы делали это упражнение?
- Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?
Слайд 3
2. Теоретическая часть.
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой пальцевой моторики.
«Рука – это вышедший наружу головной мозг» (философ Иммануил Кант)
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)
Слайд 4
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Давно доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.
Слайд 5
Регулярные упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Существует общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Слайд 6
Мелкая моторика развивается у ребёнка постепенно в течение всего дошкольного периода:
5-6,
5
месяцев – начинает брать предметы;
6,
5-7,5 месяцев - вращение кистью с игрушками;
11 месяцев -
совершенствование к
истевого и пальцевого
праксиса
;
1
г
од-1,5 года
– попытки рисовать «как попало»;
1,5–
2
г
ода
–
появляется тонкая моторика, ребё
нок опускает
предметы в маленькие отверстия;
3
года -
появляются двигательные автоматизмы
(пытается резать б
умагу);
4 года
–
ребёнок
режет бумагу, рисует. Происходит
латерализация
(определение ведущей руки);
5-6
лет появляет
ся способность обводить клетки;
6-7
лет – готовность к навыкам письма.
Слайд 7
Для каждого возраста характерна своя степень сложности выполнения упражнений. Мелкая моторика для ребёнка очень важна, поскольку через неё развиваются такие ВПФ, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Слайд 8
Упражнения, способствующие развитию моторики рук:
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):
упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);
специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.).
4. Теневой, пальчиковый театр.
5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).
6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
8. Выкладывание фигур из четных палочек.
9. Освоение ремёсел: шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
10. Домашние дела: перемотка ниток; завязывание и развязывание узелков; уход за срезанными и живыми цветами; водные процедуры, переливание воды; собирание разрезных картинок, ягод; разбор круп и т.д.
Слайд 9
Какие технологии по развитию мелкой моторики можно использовать в работе с дошкольниками?
Слайд 10
Традиционные:
- пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала.
Слайд 11
Нетрадиционные:
- игры с массажными мячами. Массировать нужно как кончики пальцев, так и всю ладонь, перекатывая, перекладывая мячик.
- Су-Джок массажеры;
- игры с прищепками: поочередно кусать пальчики бельевой прищепкой или нанизывать на веревочку;
- рисование манкой на подносе;
- игры с грецкими орехами;
- массаж ладоней еловыми и сосновыми шишками;
- игры с решётками для раковин;
- игры с шестигранными карандашами.
Слайд 12
Инновационные:
- кинетический песок;
- биоэнергопластика;
- кинезиология;
- пуговичная терапия;
- криотератия;
- камешки (МАРБЛС, декоративные).
Слайд 13
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
Продуктивная деятельность
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность
Прогулка
Утренняя гимнастика
Самообслуживание
Слайд 14
Виды упражнений традиционных и нетрадиционных технологий по развитию мелкой моторики, которые Вы, педагоги ДОУ, можете проводить с детьми 3-5 лет:
поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;
упражнения на сгибание и разгибание пальцев;
перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более ме
лких;
пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока-белобока»,
«Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями
.
Слайд 15
Виды упражнений традиционных и нетрадиционных технологий по развитию мелкой моторики, которые Вы, педагоги ДОУ, можете проводить с детьми 5-7 лет:
катать по очереди каждым пальцем кам
ешки, мелкие бусинки, шарики;
запуск
ать пальцами мелкие «волчки»;
разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
нанизывать крупные пугови
цы, шарики, бусинки на нитку;
завязыва
ть узелки на шнурке, веревке;
застеги
вать (расстёгивать) пуговицы;
играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
выкладывать из палочек узоры
по образцу и по желанию;
мять рука
ми поролоновые шарики, губки;
рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задани
я в тетрадях;
резать (вырезать) ножницами;
выполнять аппликации.
Слайд 16
При работе по развитию мелкой моторики, Вам необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Слайд 17
3. Практическая часть.
- В практической части нашей консультации-практикума я хочу более подробно познакомить Вас, коллеги, и некоторыми инновационными технологиями по развитию мелкой моторики как способ активизации речевых зон головного мозга у дошкольников.
1 технология: Кинетический песок
Это уникальная инновационная технология в сфере развивающих игр для детей. Он представляет собой смесь для лепки, которая по цвету и текстуре напоминает влажный песочек с берега моря. Кинетический песок отличается от обычного своими удивительным свойствами:
- отлично лепится;
- легко принимает любую форму и долго сохраняет её;
- не распадается на отдельные песчинки;
- не прилипает к рукам и другим предметам.
Этот продукт нетоксичен и абсолютно безопасен, он является неблагоприятной средой развития для микробов и бактерий. Все эти качества делают кинетический песок идеальным материалом для развития мелкой моторики рук детей.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребёнок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Вот варианты игр с кинетическим песком:
Слайд 18
Игра «Перебирание»
Эта игра подойдёт для самых маленьких игроков. Малыши могут просто перебирать кинетический песок ручками, пересыпать его или мять в песочнице или на любой другой заранее подготовленной поверхности. Педагогу остаётся только наблюдать, чтобы ребёнок не ел волшебный песок. Подобное занятие помогает избавиться от тревожности, также способствует развитию мелкой моторики рук.
Игра «Цветные острова» (групповая)
Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью — острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.
Слайд 19
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребёнок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Слайд 20
2 технология: Биоэнергопластика
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: «био» – человек, «энергия» – сила, «пластика» - движение. Она направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребёнка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
- Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
«Дятел»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
(На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»).
Это дятел на сосне
(Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево).
Долбит клювом по коре.
(Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»)
- А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?
- Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Слайд 21
3 технология: Кинезиология
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга, развитие мелкой моторики рук. Выполняя упражнения у ребёнка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.
Упражнение «Оладушки».
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая - на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.
Мы играли в ладушки -
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернём
И опять играть начнём.
Слайд 22
4 технология: Пуговичная терапия
Игры с пуговицами помогают развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, зрительно – моторную координацию, точность движений и внимание; происходит развитие всех психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи.
Игра «Пуговичный массаж».
Игровой материал: просторная коробка, большое количество пуговиц разного размера и фактуры.
Ход игры: Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.
Инструкция:
– Опустите руку в коробку;
– поводите ладонями по поверхности пуговиц;
– захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
– погрузите руки глубоко в “пуговичное море” и “поплавайте” в нем;
– перетирайте пуговицы между ладонями;
– пересыпайте их из ладошки в ладошку;
– разными руками захватывать щепотки пуговиц
– берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
– те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.
Слайд 23
«Шнуровка»
Игровой материал: Нитка, пуговица и схема шнуровки.
Ход игры: Задача каждого игрока – нанизать на нитку пуговицу таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки соответствовала заданному рисунку.
«Запомни и повтори».
Игровой материал: две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых).
Ход игры: Эта игра поможет развить внимание, память.
Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.
Слайд 24
5 технология: Криотерапия
Криотерапия – это положительный эффект воздействия на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Слайд 25
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.
2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. Развитие тактильной чувствительности:
- массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Противопоказания.
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Слайд 26
6 технология: Камешки (МАРБЛС, декоративные)
Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Любого ребёнка привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.
Слайд 27
Опыт «Обследование камешков»
- Опустите свои руки в вазы и скажите, какие камешки по форме, цвету, текстуре (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д.)
- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)
- А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?
- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:
- Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)
- Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)
- Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем неречевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)
- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
- Вот так на простом материале дети могут различать неречевые звуки, развивать свою моторику рук, слуховое восприятие, тактильные ощущения.
- А сколько игр можно организовать с этими камешками!
Слайд 28
Игра «Сказочная история»
Слайд 29
4. Итог консультации-практикума.
- Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционными методами оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, стимулирует речевое развитие. Детям такие методы интересны, они активно в них участвуют, они им нравятся, они получают удовольствие, а мы получаем наилучшие результаты.
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью нетрадиционных игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Слайд 30
Рефлексия.
Игра «Закончи предложение»
Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:
«Удачным сегодня было…..»
«Я задумалась….»
«Мне бы хотелось в следующий раз…»
«Для своей работы я почерпну…»
«Думаю, моим воспитанникам понравится….»
«Я в первые услышала о…»
Слайд 31
- В завершении нашей встречи я хочу предложить Вам мысленно положить на левую руку всё то, с чем Вы пришли сегодня на консультацию-практикум: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на практикуме нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
- Благодарю Вас за активное участие! Желаю успехов в работе!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат