Развитие речи детей через продуктивные виды деятельности
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. В процессе развития у детей появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание, и на развитие его собственной речи.
Объединяя игру с обучением получаем возможность сделать процесс обучения осмысленным и интересным. Самое главное– заинтересовать малышей, пробудить творческую активность. Большое внимание в работе с детьми уделяется приобретению ими сенсорного и сенсорно–моторного опыта.
Игры - занятия по обучению детей раннего возраста развитию речи через рисование, аппликацию, лепку и основы сюжетного конструирования должны строиться на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомлении с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра) с различными направлениями воспитательной работы. При обучении детей рисованию, аппликации, лепке, сюжетному конструированию должна активно использоваться игра. Обыгрывание сюжета рисунка, аппликативной работы, поделок из пластилина и соленого теста, построек из строительного материала с помощью различных игрушек и предметов, должны всегда сопровождаться эмоциональными комментариями, активно использоваться литературный материал: стихи, потешки, загадки, сказки. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Занятия по рисованию, аппликации, лепке, сюжетному конструированию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжетов работ по продуктивной деятельности всегда ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста.
Вопросам взаимосвязи детской речи и рисунка в развитии личности ребенка занимались А.Д.Алехин, Л.Н. Бачерикова, A.А. Дмитриева, Т.С.Комарова Р.Г. Мирошкина, Н.М. Сокольниково, Г.П. Шевченко и другие.
По мнению А. Запорожца, ведущими у детей дошкольного возраста являются игровая, коммуникативная и продуктивные виды деятельности (изобразительная). Согласно Н. Луцан приоритетные те, которые сопровождают любую деятельность ребенка – познавательная, игровая, речевая деятельность без которой невозможна деятельность изобразительная.
Детское изобразительное творчество понимается как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в собственном продукте (рисунке, лепке, конструировании), которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Он «дорисовывает» словами то, что не может изобразить.
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, активную речь ребенка.
Система занятий развития речи и изобразительной деятельности детей - два взаимосвязанных компонента обучения. Данный тип интеграции позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у детей в условиях дошкольного образования.
Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:
• обогащение словаря;
• становление и развитие речи как средства общения;
• совершенствуется регулирующая функция речи.
Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. В процессе лепки идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
Изобразительная деятельность развивает отдельные мыслительные операции, такие, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, классификация. Мышление, в свою очередь, органично связано с речью, которая является инструментом мышления, способом передачи информации, регулятором человеческого общения и собственного поведения.
Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, языка, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат