АВТОРСКАЯ СИСТЕМА В.Ф. ШАТАЛОВА И ИДЕИ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ
В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Бобрышева Светлана Алексеевна
студентка 2 курса ФЕНМиИТ
ФГБОУ ВО ТОГУ
Россия, г. Хабаровск
Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей образовательного процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий. Рассмотрена авторская система обучения педагога-новатора Виктора Фёдоровича Шаталова, которая является одной из наиболее известных и значимых систем в области информационно-коммуникативных технологий. Раскрыта сущность информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Определены особенности применения авторской системы В.Ф. Шаталова и ИКТ.
Ключевые слова: педагогические технологии, информационно - коммуникативные технологии, авторская система В.Ф. Шаталова, особенности образовательного процесса.
AUTHOR'S SYSTEM V.F. SHATALOV AND IDEAS OF ITS APPLICATION
IN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Bobrysheva Svetlana A.
2nd year student of FENMIIT
Pacific National University
Russia, the city of Khabarovsk
Annotation: The article is devoted to the study of the features of the educational process using information and communication technologies. The author's training system of the innovative teacher Viktor Fedorovich Shatalov, which is one of the most famous and significant systems in the field of information and communication technologies, is considered. The essence of information and communication technologies in the educational process is revealed. The features of the application of the author's system by V.F. Shatalov and ICT.
Key words: pedagogical technologies, information and communication technologies, author's system V.F. Shatalova, features of the educational process.
В настоящие время современное школьное образование сталкивается с проблемой снижения заинтересованности учащихся к учебным дисциплинам. Поэтому возникает необходимость изучения педагогических технологий в целях повышения интереса учащихся к изучаемым дисциплинам и повышения качества образовательного процесса. В большинстве случаях у школьников пропадает интерес к предмету, когда происходит недопонимание материала, в особенности, когда нужно усвоить огромный объем информации по дисциплине. Для того чтобы, ребенок совсем не потерял интерес к учебе, необходимо чтобы педагог правильно организовал подачу материала и его содержание. В этом ему помогут педагогические технологии [6].
Впервые термин «педагогическая технология» был упомянут в 20-х гг. прошлого столетия в работах В.М. Бехтерева, И.П. Павлов, А.А Ухтомского, С.Т. Шацкого.
В тоже время распространилось понятие «педагогическая техника», которое в «Педагогической энциклопедии» было определено как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. В 1940-1950-е гг. с внедрением в учебный процесс технических средств обучения появился термин «технология образования»[5].
С процессом информатизации общества тесно связаны процессы информатизации всех форм образовательной деятельности. В образовательном процессе массово используются информационные технологии, что предоставляет педагогам огромную возможность для использования информационно-коммуникационной технологии на своих занятиях.
Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ. Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий: электронная почта, например, чат, которые позволяют общаться в режиме online. При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через интернет можно проводить аудио и видеоконференции. Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно - методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно - исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени [7].
Поскольку умение обрабатывать информацию становится одним из приоритетов современного человека, в системе образования основное внимание должно уделяться развитию навыков критического мышления у обучающихся, еще в школьном возрасте (критическое мышление характеризуется знанием, пониманием, применением, анализом, синтезом, оценкой). Образованность, гибкость мышления, умение справляться с огромными потоками информации и распространять важную информацию становятся важными ценностями в жизни человека.
В тоже время, как и информационно - коммуникативные технологии в XXI в., широкое использование в учебном процессе прошлого столетия получили педагогические технологии, которые представляют собой производственные и природные объекты, в том числе различные плоскостные и объемные изображения способствующие формированию понятий и представлений, развитию необходимых знаний и умений у обучающихся.
Ярким примером в отечественной истории стало система успешного обучения педагога-новатора Виктора Фёдоровича Шаталова. Авторская дидактическая система В.Ф. Шаталова позволяет обучать школьников средних и старших классов основам математики, физики, химии, астрономии и другим предметам вне зависимости от уровня подготовленности детей.
К основным категориям технологии обучения Виктора Федоровича относят опорные сигналы и опорные конспекты, которые основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно-воспитательным процессом основывается на действиях: «оценка», «повторение», «контроль» и «самоконтроль» [3].
Особенности системы В.Ф Шаталова выражаются в предельно понятном объяснении учебного материала на уроке: сначала развёрнутое изложение, а затем сокращение материала в логическую блок-схему. Присутствовало разделение на уроке слушания и записывания учениками материала. Так происходит изучение теоретического материала, его закрепление и углублённое усвоение на основе использования блок-схем, в которых сжато и схематично отражена логика материала. Одним из важных особенностей был контроль знаний учащихся по блок-схемам: ученик должен по памяти нарисовать опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала, тем самым происходило оценивание каждого ученика на каждом уроке.
Опорные сигналы - то, с чем часто ассоциируется у педагогов обучение по системе В.Ф. Шаталова. Но сам Виктор Фёдорович не считал опорные сигналы главным элементом обучения. Его система включает в себя целый комплекс взаимосвязанных методик, такие как, повторение, решение задач, оценивание учеников, применение опорных сигналов, снятие нагрузки с обучающихся с помощью физических упражнений.
Опорный сигнал - это только один инструмент, но он является многоцелевым инструментом на протяжении всего процесса обучения. В большинстве случаев опорные сигналы используются и как средство наглядности, и как примеры логического обобщения большого объема информации при осмыслении нового материала, а также как средство организации закрепления учебного материала и организации заданий, для повторения и обобщения полученных знаний.
Опорные сигналы до сих пор широко используются в образовательном процессе. Благодаря информационно-коммуникативной технологии, опорные сигналы приобрели новую подачу учебного материала, что позволило повысить познавательную и творческую активность обучающихся в общеобразовательном процессе.
Авторская система В. Ф. Шаталова является одной из наиболее известных и значимых систем в области информационно-коммуникативных технологий. Созданная в середине 1980-х годов российским ученым Виктором Федоровичем Шаталовым, она оказала огромное влияние на развитие современных информационных технологий, а также имеет многообещающие перспективы в будущем.
Информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Под ИКТ понимают комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой, доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации [2].
Влияние ИКТ на современный образовательный процесс проявляется в возможностях их применения. Они обеспечивают учителей эффективными инструментами, которые при правильной и гармоничной интеграции в образовательный процесс открывают новые возможности, как для учителя, так и для учеников.
Информационные технологии увеличивают информативность урока, повышают его эффективность, придают динамизм и ясность учебному плану. Благодаря использованию информационных технологий можно показывать видеофрагменты исследуемых процессов и явлений, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию, работу технических средств и экспериментальных установок, слушать музыку и лекции, переходить к интерактивным лекциям [1].
Компьютерные модели легко интегрируются в традиционные классы и помогают организовать новые виды учебной деятельности. Для самостоятельного решения в классе или дома предлагаются задание, правильность решения которых учащиеся смогут проверить самостоятельно, имея возможность поставить компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов с помощью компьютерных экспериментов способна повысить познавательный интерес учащихся, сделать их работу творческой, а в ряде случаев приблизить их к сути научного исследования.
Использование информационных технологий можно определить в таких областях, как: локальное тестирование и диагностика, поиск информации для подготовки к ЕГЭ через Интернет (например, интерактивные тесты на сайте ФИПИ) [4].
Мультимедийные презентации являются одной из самых эффективных и инновационных форм подачи материала, в том числе и опорных сигналов. На каждом этапе урока рекомендуется использовать мультимедийные презентации, которые позволяют быстро комбинировать разные средства обучения, что поможет более глубоко и осознанно изучить темы, сэкономить время на занятии и получить максимальную пользу от информации. За счет этого у школьников появляется заинтересованность в учебном процессе и глубокое понимание материала.
Прослеживая параллель системы Шаталова и информационно-коммуникационные технологий можно отметить, что современный учитель, должен учитывать положительные свойства педагогических технологий и не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании ИКТ в качестве современных технологий обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:
- первоначально, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
- значительно повысить уровень самостоятельной работы обучающихся, результативность их самоподготовки;
- активизировать процесс обучения в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
- воздействовать на формирование мотивации обучающихся к обучению;
- создавать условия непрерывного и гибкого обучения;
- для повторения и закрепления пройденного материала;
- для создания различных учебных ситуаций;
- для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
- для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
- для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.
В условиях применения ИКТ в образовательном процессе формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями об информационно – коммуникативных технологиях, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности.
В данных условиях складывается и иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины Internet, использующего возможности современных технологий в качестве информационных источников. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности обучающихся с различным уровнем развития.
Список литературы:
Бурлака, С.Д.,
Двадненко
, Н.М. /
Н
аглядные
пособия
в
современном
образовательном
пространстве.
Международный журнал экспериментального образования. –
М.,
201
7. – № 4 (часть 2) – С. 171-172.
Пегов
,
А.А.
Использование современных информационных и
коммуникационных те
х
нологий в учебном процессе
(Краткий курс лекций)
/
Пегов
А.А., Пьяных Е.Г.
,
2010 г.
-
Режим доступа:
https://www.tspu.edu.ru/images/faculties/fmf/files/UMK/lek.pdf
(дата о
б
ращения 05.03.2023.).
Семенова
,
И.Н., Слепухин
,
А.А.
/
Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 2. Методология использования информационных образовательных технологий: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Б.Е.
Стариченко
/ Урал
.
г
ос.
пед
. ун-т. Екатеринбург, 2013.
- 130с.
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Режим доступа:
https://fipi.ru/. (дата обращения: 04.03.2023).
Ш
едина, С.В.
Педагогические технологии обучения и воспитания: учебное пособие / С.В.
Ш
едина;
[
научный редактор В.А. Давыд
енко
]
;
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2021. – 127
с
.
Шедина С. В., Елисеева Е. В., Павленко Г. В. Опыт осмысления развития идеи отеч
е
ственной дидактики в свете научной постнеклассической рациональности // Гуман
и
тарные науки и образование. 2021. Т. 12. № 2 (46). С. 114-120.
Шедина С.В., Алексеева О.Д. Обучение с использованием дистанционных технологий в условиях экономической неопределенности //Гуманитарные науки и вызовы нашего времени. Сборник научных статей по итогам IV Всероссийской (национальной) нау
ч
ной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2022. С.117-120.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат