Развитие мелкой моторики у детей с аутистическими нарушениями
Один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, - развитие мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым, психическим и личностным развитием ребенка. Мелкая моторика рук играет огромную роль не только в подготовке руки к письму, но и в многостороннем развитии организма ребенка в целом. Общеизвестно, что степень сформированности моторики рук зависит как от физиологической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее, либо задерживают.
Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения.
Сложность произвольного распределения мышечного тонуса сказывается на моторике рук аутичного ребенка. Здесь можно наблюдать необыкновенную ловкость непроизвольных движений, когда 2-3 летний ребенок быстро и аккуратно перелистывает страницы книжки, а ребенок постарше легко собирает сложные пазлы или узоры из мозаики. Но тот же ребенок становится удивительно неловким, когда ему надо что-то сделать по просьбе педагога. Например, если мы с аутичным ребенком занимаемся рисованием, его рука может стать настолько вялой, атоничной, что не удерживает карандаш или кисть, или, наоборот, он с такой силой нажимает на карандаш, что на бумаге получается дыра; если занимаемся лепкой, то оказывается, что ребенок не может самостоятельно скатать шарик или «колбаску», и др.
Поэтому основная помощь должна состоять в передаче ребенку моторного стереотипа действия, движения, то есть в манипулировании руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и совместно рисуем или пишем. Многие действия, связанные с тонкой моторикой, формируются именно обучением составным движениям путем манипулирования руками ребенка. Цель такого манипулирования – развитие кинестетической памяти и сознания. Ребенку с аутизмом нужно не просто показать (он не умеет подражать в отличие от других детей), но научить, выполняя операцию его руками до тех пор, пока она не будет доведена до автоматизма.
Достигается это следующим образом. Сначала следует показать ребенку, что нужно делать и какой результат нужно получить. Затем следует предоставить ребенку возможность попробовать самостоятельно выполнить задание. Вероятнее всего, он откажется. А если он проявит инициативу, надо быть готовым в любой момент в случае затруднения прийти на помощь, дабы нивелировать негативную вспышку. Если ребенок проявляет тревожность по поводу выполнения задания, нужно его руки взять в свои и таким образом выполнить операцию (нарисовать, вырезать, приклеить, вылепить).
Из-за сложностей произвольной концентрации внимания, характерных для ребенка с аутизмом, он не может выполнить задание по образцу или подражанию. Поэтому приведенный выше способ взаимодействия является наиболее приемлемым. По мере того как ребенок сможет дольше заниматься (удерживать внимание на задании) и его движения станут более уверенными, предоставьте ему больше самостоятельности, поддерживая кисти рук, а потом локоть. И так продолжайте до тех пор, пока навык не будет выполняться самостоятельно. Как правило, это происходит не сразу, но обязательно произойдет.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы, основанные на принципе дидактики «от простого к сложному». Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление. Целесообразно использовать следующие методы и приемы:
Систематичность
проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.
Последовательность
в проведении игр и упражнений
–
«от простого к сложному». Сначала упражнения выполняются ведущей рукой, при успешном выполнении обеими руками одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка,
на положительном эмоциональном фоне.
Для любого человека, независимо от возраста, значим результат. Поэтому любое достижение должно быть утилитарным и оцененным.
Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям:
Массаж и самомассаж.
Пальчиковые игры и
речедвигательные
упражнения.
Игры с предметами и материалами.
Изодеятельность
.
Развитие графических навыков.
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь могут помочь добиться положительных результатов.
Массаж и самомассаж с использованием природного материала.
Обучение действиям с еловыми и сосновыми шишками лучше начинать со свежесорванных шишек, так как они не колются, приятны на ощупь, а потому не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки.
Упражнения с еловыми и сосновыми шишками.
«Круговые движения»
Педагог:
На солнечной полянке,
В глуши лесной
Нашла я эти шишки.
Пойдем играть со мной.
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку корзинку, в которой лежат свежие (или сухие) еловые и сосновые шишки, и просит взять в руки одну сосновую шишку. Далее педагог показывает и выполняет вместе с ребенком перекатывания сосновой шишкой между ладонями. Ребенок выполняет движения самостоятельно или с помощью взрослого, если в этом есть необходимость. Упражнения целесообразно сопровождать текстом:
Как ежик колется сосна,
Ее мне шишка не страшна.
Сосновую шишку в ладонях катаю.
С сосновою шишкой сейчас я играю.
Педагог может ввести игрового персонажа, например, медвежонка, и произносит соответствующий текст:
Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Малыши довольны.
«Перекатывание»
Ход игры:
Перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения ладоней. Педагог предлагает ребенку взять в руки большую шишку и произносит текст:
Шишки, словно ежики,
Колются чуть-чуть.
Покатать в ладошках
Шишку не забудь.
«Сжимание»
Ход игры:
Сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой. Ребенок выполняет упражнение самостоятельно или вместе с педагогом, используя прием «рука в руке».
Если, как Мишутка,
Сильным хочешь стать.
Надо в ручке шишку
Сильно-сильно сжать.
«Вращательные движения»
Ход игры:
Легкие постукивания и вращательные движения по кончикам пальцев и ладони кончиками шишки.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать.
Шишке все расскажем,
Пальчики покажем.
Каждый пальчик обойдем,
Снова мы считать начнем.
Упражнения с березовыми чурками и корой
«Перекатывание»
Ход игры:
Катание березовой чурки между ладонями. На первых порах можно использовать прием «рука в руке», а когда ребенок научится удерживать чурку между ладонями и согласовывать движения обеих рук, можно переходить к самостоятельному выполнению этого игрового упражнения.
Березовую чурочку
Я в руках катаю.
С чурочкой березовой
Немного поиграю.
Покатаю медленно,
А затем быстрее,
Березовая чурочка
Ладошки мне согреет.
Снова качу медленно,
А потом быстрей,
У меня ладошки
Становятся сильнее.
«Постукивание»
Ход игры:
Взрослый берет чурку в одну руку и совершает легкое постукивание круглым основанием чурки по ладоням и пальцам ребенка:
По кругу
От кончиков пальцев к запястью
От запястья до кончиков пальцев
По фалангам пальцев, называя каждый палец.
Чурочкой березовой
По пальчикам стучу,
Пальчики и ручку
Укрепить хочу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Березовая чурочка
Нам будет помогать.
Упражнения с ребристыми деревянными палочками
Для данных игровых упражнений понадобятся ребристые четырех или шестигранные палочки длиной 30 – 35 см (карандаши), украшенные головками матрешек, петрушек, животных и др. Такие дидактические игрушки можно сделать вместе с ребенком, проявив творчество и фантазию.
Ход игры:
Ребенку предлагается покатать между ладонями палочку со словами:
Палочку волшебную
Я в руках кручу.
Красавицу матрешку
Оживить хочу.
Упражнения и игры с желудями (каштанами, орехами, горохом)
Данные игровые упражнения помогают ребенку научиться удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала, перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов, доставать мелкие игрушки из наполненного плодами ведерка, «купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в емкости с желудями, горохом, орехами (по типу «сухого» бассейна).
Игра «Дождик»
Ход игры:
На подносе или в емкости находятся плоды. Ребенок поочередно или обеими руками одновременно захватывает руками плоды и выпускает их, имитируя дождик.
Удержу всех больше
Горошка я в пригоршне.
Захвачу горошка
Побольше я в ладошку.
Удержу горошка
Я в полные ладошки.
Ни одной не уроню,
Все в ладонях сохраню.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат