Работа над многоголосием в начинающем хоре
Хор «Акварель», на базе школы №1251, г. Москва, был создан в сентябре 2017 года. Уже в апреле 2018 года на конкурсе «Звучит Москва», хор получил звание лауреата II степени.
Многоголосное пение является высшей художественно – исполнительской формой в хоровом искусстве. Исполнение многоголосных сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления певцов. Каждый певец в детском хоре должен понимать, что многоголосие – это несколько звучащих одновременно унисонов. Главное в многоголосном пении – это умение уверенно вести свою партию и вплетать ее в общее хоровое звучание. В начале работы с коллективом, важно отработать с детьми пение в унисон. После того, как освоена работа над унисоном, можно приступать к работе над многоголосием. Работа над ним должна вестись последовательно.
Занятия должны носить целенаправленный, но в то же время игровой и занимательный характер. В своей работе я опираюсь на теорию элементарного природосообразного воспитания и обучения педагога-гуманиста Иоганна Песталоцци, разработанную в конце XVIII - начале XIX веков. Песталоцци первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармонического развития всех задатков человеческой личности – интеллектуальных, физических, нравственных. Согласно этому принципу, необходимо следовать природе ребенка, его возрастным особенностям.
Девиз моей работы – «во имя ребенка – вместе с ребенком – для ребенка». Средний возраст детей в нашем коллективе – 8-9 лет. Основной формой обучения, исходя из психологического типа данного возраста, является игровая деятельность. На занятиях используется много музыкально-игровых упражнений, способствующих эффективному развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти детей, необходимых для перехода к двухголосию.
При подготовке к двухголосию, необходимо развивать внутренний слух и музыкальную память детей (может быть «необходим достаточный уровень развития внутреннего слуха и музыкальной памяти детей»). В работе с коллективом я использую такое упражнение – «музыкальное эхо». Дети должны точно в унисон повторить мелодию за педагогом. Данное упражнение можно выполнять в разной динамике, педагог поет f (форте), дети р (пиано) и наоборот.
Работу над многоголосием стоит начинать с пения канонов. Каноны учат певца держать свою партию и одновременно слушать партию другого голоса. Я начинаю работу над многоголосием с речевого канона, примером которого является детская дразнилка: «Баба Яга – костяная нога, с печки упала – ножку сломала». Дразнилка разучивается и исполняется в определенно – организованном ритме. Здесь же обращаем внимание на пульсацию долями и добиваемся четкого, слаженного ритмического строя. Данную дразнилку можно говорить произносить на 2-4 голоса.
Далее переходим к мелодическому канону. Здесь мы объединяем вокально – интонационную работу с теоретической. Канон состоит из трех ступеней (I-II-III-II-I), работаем с использованием ручных знаков. Дети вместе с педагогом показывают ступени. В данном типе работы, дети учатся слышать интервалы: прима, секунда, терция. Выполнять данное упражнение можно по-разному, петь каноном с педагогом, а также группами ребят.
Работа над многоголосием – это непростой процесс, требующий огромного терпения и времени. Чтобы добиться высоких результатов, необходимо выполнять упражнения регулярно. Постепенное овладение навыками многоголосного пения, позволит коллективу достичь исполнительского успеха, даст возможность исполнять более сложную и серьезную музыку.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат