Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ . Работа №56157

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Работа:

г. Таганрог, Ростовская обл.

Воспитатель МБДОУ №64

Самойлович Елена Анатольевна

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

В образовательных и воспитательных концепциях бытуют общепедагогические принципы, содержащие ключевые её правила обучения. Они становятся общеметодическими нормами физического воспитания и состоят из ряда универсальных методических правил, без которых решение учебно-воспитательных задач на высоком уровне просто недостижимо. В практике физического воспитания существуют специфические принципы, выражающие ряд особенных закономерностей физического воспитания, обуславливающиеся их системное построение.

Под определением «принципы физического воспитания», согласно утверждению И.С. Барчукова, можно понимать некие правила в различных областях нашей жизни, которых необходимо придерживаться. Основные принципы физического воспитания стоят на первом месте в эффективном проведении физкультурных занятий [1, c.29]. Особенно непреложные правила важны в такой области дошкольного образования, как физическое развитие. Во избежание травм и неблагоприятного влияния на организм, в этой образовательной области должна присутствовать строгая дисциплина. Специфические принципы физического воспитания используются при разработке воспитательно-образовательных программ для определенных возрастных категорий, для развивающих и профессиональных занятий.

Как отмечает в своем исследовании И.С. Барчуков, специфические принципы физического воспитания, в отличие от базовых методических, носят более конкретный характер. Они применяются в процессе составления программ для определенных возрастных групп, для развивающих занятий. В совокупности с общеметодическими они способны оказывать положительный эффект от физических нагрузок. Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания.

Непрерывность процесса. В разработка П.Н. Берцева указывается, что главная особенность непрерывности заключается в правильном последовательном построении занятий. Этот специфический принцип физического воспитания основан на положении о том, что более легкие упражнения рекомендуется делать в самом начале тренировки, постепенно переходя к более сложным. Также перед тем, как приступить к изучению нового материала, необходимо повторить ранее изученный. Ключевым правилом здесь является определение комплекса физических нагрузок как целостной неделимой системы.

Системность. Согласно утверждению М.Я. Виленского, этот специфический принцип физического воспитания основывается на чередовании во время физических упражнений периодов труда и отдыха. Стоит иметь в виду, что интервалы пауз имеют важное значение. Например, если период отдыха будет слишком длинным, то может наступить так называемая регрессия, и организм вернется к прежнему уровню. А если отдых будет слишком коротким, то организм не успеет восстановиться, и во время дальнейшей тренировки будет происходить истощение его ресурсов. Также при физическом воспитании не всегда стоит учитывать стандартные интервалы труда и отдыха.

Постепенное наращивание. В работе В.О. Морозова указывается, что этот специфический принцип физического воспитания трактуется как необходимость повышения нагрузок и обновления тренировочных программ в сторону усложнения при наличии прогресса. Этот принцип работает на усовершенствование навыков при изменении в процессе тренировок физических способностей человека. В любом случае и обновление программ тренировок с более легких на более сложные, и увеличение нагрузок должно происходить постепенно и планомерно, чтобы организм ощущал изменения, но не впадал в состояние стресса.

Адаптивная сбалансированная динамика. По мнению Т.Ю. Торочковой, данный принцип специфического физического воспитания отражают несколько основных положений, характеризующих динамику физических нагрузок. В период тренировочного процесса сумма нагрузок должна быть такой силы и интенсивности, чтобы ее применение не смогло вызвать в организме неблагоприятные отклонения. По мере некой адаптации, привыкания к физическим нагрузкам и перехода организма в устойчивое состояние, их параметры должны изменяться в сторону увеличения силы и интенсивности.

Цикличность. Согласно утверждению Ж.К. Холодова, данный принцип специфического физического воспитания заключается в представлении комплекса тренировок как некоего замкнутого цикла, построенного из определенных этапов и занятий. Это принцип позволяет разделять комплексы упражнений на недельные, месячные и годичные, что дает возможность наблюдать за прогрессом занимающегося внутри определенного цикла физических нагрузок, создавать поступательные программы, нацеленные на постепенное увеличение положительного эффекта от упражнений.

Возрастная адекватность. В трактовании П.Н. Берцева, возрастная адекватность – это специфический принцип физического воспитания, который учитывает, помимо всего прочего, определенные этапы онтогенеза организма и корректирует тренировочную программу, исходя из них. Например, в дошкольном периоде развития нагрузки направлены на широкие взаимодействия, позволяющие развивать более общие навыки обучающегося. В дошкольный период учитывается развитие чувствительных областей организма, которые дают толчок для развития многих физических качеств ребенка. Во время сложного этапа пубертатного периода тренировки подбираются индивидуально и очень осторожно.

Во многих книгах о специфических принципах физического воспитания говорится, что под разные виды спорта формируются свои индивидуальные правила. При циклических видах спорта существуют дополнительные специфические принципы физического воспитания.

Всесторонность развития. В соответствии с разработками М.Я. Виленского укажем, что это правило имеет важное место в формировании человека, входящего в большой спорт. Оно заключается в том, что личность спортсмена формируется посредством многолетних разнообразных тренировок. В процессе такой длительной подготовки закладываются не только совокупность безупречных физических навыков, но и определенная спортивная культура, крепкие эмоционально-волевые качества, интеллектуальные особенности. Также физическая подготовка должна быть непосредственно связана не только с тем видом спорта, в котором развивается человек, но и включать разнообразные общие упражнения.

Волнообразность нагрузок. По мнению И.С. Барчукова, в циклических видах спорта очень важно учитывать такую особенность, как волнообразность нагрузок. Дело в том, что спортсмен должен уметь работать на различных дистанциях, с различной степенью интенсивности. В длительном периоде работы, таком как годичный, должны наблюдаться некие варьирования физических нагрузок, в определенной прогрессии, составленной тренерским составом.

Специализация. В разработках В.О. Морозова отмечается, что очень важный пункт для формирования спортсмена. Он учитывает особенность вида спорта, период начала занятий, а также основные программы. Специализация имеет свое распространение не только на определенную физическую подготовку учащихся, но и на развитие эмоциональных качеств, тактических и технических особенностей.

При реализации данных принципов педагогу необходимо учитывать физическую подготовленность занимающихся, как они переносят нагрузку, и какой объём могут выполнить. Необходимо также учитывать интеллектуальное развитие занимающихся, их субъективные установки, целеустремлённость, желание и волевое проявление в освоении двигательных действий.

Таким образом, в ходе исследования в данной статье были рассмотрены кратко общие методические, специфические принципы физического воспитания. Без этих важнейших положений невозможно построение какойлибо, даже самой простой, развивающей программы. Правила учитывают многие факторы, от причины занятия человека спортом до физических особенностей той или иной возрастной группы.

Список использованных источников:

Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник /

И.С. Барчуков; под. общ. ред. Г.В. Барчуковой – 5-е изд. – М.: КНОРУС, 2017. – 366 с.

Берцев

, П.Н. Методика обучения и воспитания (физкультурное образование):

Учебнометодический

комплекс / П.Н.

Берцев

, С.А. Хисматуллин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 158 с.

Виленский

, М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я.

Виленский

, А.Г. Горшков. – 3-е изд., стер. –

М. :

Кнорус

, 2018. – 213 с.

Морозов, В.О. Физическая культура и здоровый образ жизни / В.О. Морозов. – М.: Флинта,

2015. – 214 с.

Торочкова

, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания детей: учебник /

Т.Ю. Торочкова. – 4-е изд. – М. : Академия, 2017. – 272 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×