Особенности знаний об окружающем мире у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Старшие дошкольники с ЗПР не приобретают знания об окружающей действительности в том объёме, которым обладают их нормально развивающиеся сверстники. Их знания о предметах и явлениях окружающего мира недостаточно сформированы, отрывочны, фрагментарны, не систематизированы.
Дети с ЗПР плохо ориентируются даже в информации, касающейся их быта, ближайшего окружения, тех явлений и предметов, с которыми они сталкиваются ежедневно.
Знания дошкольников с ЗПР о мире природы представляют особый интерес: дети с ЗПР путают временные понятия, в частности, затрудняются с определением времён года. В сознании детей путаются понятия времени года, месяцев и дней недели. Характерной особенностью является определение детьми противоположных признаков времён года (зима-лето) и значительные трудности в определении времён года, имеющих сходные признаки (осень-весна). Дети с ЗПР либо не могут назвать отличительные признаки времён года, либо выделяют, чаще всего 1-2 признака времени года, в отличие от нормально развивающихся сверстников, называющих 5-7 признаков. Особую трудность для детей с ЗПР представляет определение последовательности времён года.
Уровень развития мышления не позволяет детям с ЗПР устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, проводить анализ, сравнение, классификацию предметов.
Анализируя предмет или явление, ребёнок часто выделяет несущественные признаки, иногда переносит признак, относящийся к части объекта, на весь объект в целом.
Сравнение даётся ребёнку достаточно тяжело. Ребёнку трудно удерживать в голове признаки двух предметов одновременно. Это приводит к тому, что ребёнок описывает сначала все свойства одного предмета, а затем все свойства второго и не может сделать вывод, обобщение.
Классификация понятий детьми затруднена в результате фрагментарного представления об окружающей действительности, нечёткого представления о способах классификации.
Отдельное внимание следует уделить изучению запаса знаний детей с ЗПР об отдельных предметах, видовых понятиях. Прежде всего, запас знаний предметов у детей беден, однообразен, зачастую дети путают названия предметов между собой, не соотносят изображение предмета с его названием. Это обусловлено механическим, неосмысленным запоминанием информации.
Ребёнок, не зная названия предмета, пытается описать его фрагментарно. Здесь причину следует искать в недостаточности словарного запаса и несформированностью связной речи детей.
Родовые понятия детей, как правило, бедны и однообразны, не дифференцированы и носят диффузный характер.
Не имея отчетливых знаний о существенных признаках предметов, дети часто расширяют значение слов: используют видовое понятие вместо родового. Иногда ребёнок знает родовое понятие, но неправильно его использует.
У ребёнка с ЗПР по причине нарушения психических функций механизмы получения знаний об окружающем мире в процессе повседневной жизни и общения, в самостоятельной деятельности, затруднены.
Таким образом, можно сделать вывод о следующих трудностях в овладении знаниями об окружающем мире детьми с задержкой психического развития:
- трудности операций мышления (анализ, обобщение, сравнение, классификация предметов и явлений окружающего мира);
- трудности овладения временными категориями (времена года, месяцы, дни недели, части суток и т.д.);
- трудности в определении видовых и родовых понятий;
- трудности приёма и обработки получаемой информации об окружающем.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат