Конспект индивидуального логопедического занятия
по постановке звука [р] для ребёнка с ОНР
«Как мы учили динозавра Рекса рычать»
Цель: Постановка звука [р] с механической помощью у ребенка с ОНР
Задачи:
Коррекционно-образовательные
:
• Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений;
• Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи;
• Дать представление о правильной артикуляции звука [р];
• Научить произносить звук [р] изолированно и в слогах.
Коррекционно-развивающие
:
• Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
• Развивать умение понимать обращенную речь;
• Упражнять в правильном употреблении падежных форм имён существительных;
• Развивать внимание, память, графомоторные навыки.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, инициативность;
• Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
Оборудование: игрушка Динозавр; ватные палочки; предметные картинки с изображением школьного автобуса, портфеля, школьных принадлежностей, несколько предметных картинок на любую другую тематику (например, «Игрушки»); карандаши, тетрадь в клеточку.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Постановка звука.
5. Игра на развитие фонематического восприятия «Хлопни, топни, подними руку».
6. Игра на закрепление звука в чистоговорках «Повторюшки».
7. Образование форм имён существительных во множественном числе в родительном падеже. Игры «Собери рюкзак» и «Что лишнее».
8. Развитие графомоторных навыков. Графический диктант. «Кораблик».
9. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Дима.
Ребёнок здоровается.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришёл динозавр Рекс. Посмотри, какой-то он грустный. Как ты думаешь, почему он грустит? (Ребенок высказывает предположение). Наш динозавр грустит потому, что ему скоро идти в школу, а он не умеет рычать. Давай попробуем его сегодня вместе научить рычать. Ты ведь тоже учишься рычать? Сегодня ты будешь мне в этом помогать. Согласен?
Ребёнок отвечает: Да.
Сначала мы покажем ему, как нужно правильно дышать, чтобы у нас получился красивый рычащий звук.
2. Упражнения для выработки напора воздуха.
Набрав в легкие воздух, с силой выдыхать, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса. Щёки на выдохе не надуваем, плечи на вдохе не поднимаем.
3. Артикуляционная гимнастика.
А теперь давай покажем нашему динозавру Рексу, как нужно размять язычок, чтобы он был послушным.
Упражнения для подвижности кончика языка: «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Барабан»
4. Постановка звука.
А теперь давай покажем нашему новому другу, что нужно делать губами и зубами, чтобы зарычать. Итак, наши губы открыты, зубы тоже открыты, кончик языка поднят за верхние зубы, а язык похож сейчас на чашечку. Покажи рукой чашечку. (Показывает.) А теперь попробуем поиграть в весёлого дятла, побарабаним вместе с тобой и динозавром. Постановка звука [р] механическим способом от сохранной фонемы Д перед зеркалом.
Произнеси быстро длинный ряд: «д-д-д-д».
В это время соской, надетой на палец, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.
У нас получается. Но для того, чтобы добраться до школы, нашему динозавру нужно сесть в автобус. Вот беда, у автобуса не заводится мотор. Давай поможем его завести (постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью). Получается рокот, характерный для произношения звука [р].
Ребенок выполняет.
5. Развитие фонематического слуха.
Ну что ж, наш автобус готов ехать в школу, а чтобы нам не скучно было в пути, давай поиграем вместе с динозавром Рексом в одну интересную игру. Она называется «Хлопни, топни, подними руку». Сейчас я буду произносить звуки, а когда ты услышишь звук [р], хлопни в ладоши. Логопед произносит изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р В Р Д Р.
А сейчас нужно топнуть, когда услышишь звук [р] в слогах РА ЛО ПА КО РУ ОР ОС МЫ ВЫ РА РУ РО КО АР.
А теперь нужно поднять руку, когда ты услышишь в словах звук [р] (ЛАК, РАК, СОМ, КОМ, ДОМ, КОМАР, РУКА, ЯБЛОКО, ЗАБОР, ИГРА, ЗАЯЦ, КОРА.
Молодцы! У вас с Рексом очень хорошо получается. Нам нужно проверить, хорошо ли работает наш автобус. Давай ещё раз заведём наш мотор. Воспроизводим рычание с механической помощью и самостоятельно.
6. Игра на закрепление звука в чистоговорках «Повторюшки».
Давайте поиграем со звуком [р] в игру «Повторюшки». Повторяй за мной:
Ра-ра-ра: в школу мне пора. Ро-ро-ро: легкое перо. Ру-ру-ру: развлекаем детвору.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.
(Ребенок повторяет только слоги, окончание фразы произносит логопед)
7. Игры «Собери рюкзак» и «Что лишнее».
Ну а теперь поможем Рексу собрать в портфель необходимые принадлежности. Игра «Что лишнее». Предметные картинки (пенал, линейка, ластик, кукла, мяч, машинка и др). Нужно выбрать и положить в портфель только школьные принадлежности.
Ребёнок отбирает школьные принадлежности, укладывает их в портфель, называет во множественном числе (логопед помогает: «Один - ластик, а много?» - «Ластиков»), родительном падеже (логопед помогает: «В портфеле нет чего?» - «Машинки»), затем откладывает лишние картинки.
8. Графомоторные навыки.
Итак, портфель мы собрали, автобус готов, осталось подарить нашему динозавру подарок и отправиться в путь. Давай мы нарисуем для Рекса картину. А чтобы он догадался, какой его ждёт подарок, я сейчас загадаю загадку, а вы вместе подскажете мне отгадку.
Загадка:
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном … (корабле)
Правильно, мы подарим Рексу кораблик. Давай его сейчас нарисуем. Графический диктант «Рисуем по клеточкам».
1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз,7 клеточек вправо,1 клеточка вверх,1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх,4 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 3 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточка влево,1 клеточка вверх,1 клеточка влево, 1 клеточка вверх,1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево, 6 клеточек вниз, 4 клеточки влево.
9.Итог занятия.
Мне кажется, наш динозавр начал улыбаться, а это значит, что мы научили его рычать. Ну что ж, наше занятие закончено. Ты сегодня хорошо потрудился, и благодарный динозавр дарит тебе наклейку.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат