ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СУВОРОВЦЕВ
Козырева Светлана Олеговна,
преподаватель информатики и ИКТ
высшей квалификационной категории
ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище МО РФ»
Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.
Информатика как наука и учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность действий, формируемых на уроках информатики, может быть перенесена на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.
Информатика имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:
наличие специальных технических средств;
каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам;
ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД);
на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта.
Широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и, в частности, на уроках информатики открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения.
Рассмотрим опыт применения информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания информатики в Тверском суворовском военном училище.
Во-первых, преподаватели информатики и ИКТ используют обучающие программы на CD. Например, программное обеспечение по курсу «Информатика и ИКТ» на диске Windows-CD к учебнику «Информатика и ИКТ», 7 – 11 классы / Н.Д. Угринович. Это – один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях.
Во-вторых, на уроках преподаватели используют электронный учебник, представляющий собой важнейшее средство иллюстрации объяснения изучаемого материала. Электронный учебник разработан преподавателями информатики и ИКТ Тверского суворовского военного училища Козыревой С.О., Фоменковой Т.А., Ивановой Е.В.
В-третьих, обращение к ресурсам сети Интернет. Большой интерес у суворовцев вызывает поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и с интересом рассказывают об этом на уроке.
В-четвертых, создание собственных сайтов. Например, сайт «Двигатель внутреннего сгорания», выполненный суворовцем Милостивым О. (11 класс) или сайт «Музыкальные инструменты», выполненный суворовцем Сафоновым А. (11 класс).
Использование тестирования не может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет:
1) более рационально использовать время урока;
2) охватить больший объем содержания материала;
3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях суворовцев, внести в них соответствующие коррективы;
5) обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;
6) во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок;
7) индивидуализировать работу с учениками;
8) развивать у учащихся добросовестность и аккуратность;
9) повышать интерес к предмету.
Многие программы тестирования созданы преподавателями училища совместно с суворовцами.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения: при выполнении практических работ каждый суворовец может работать в удобном для себя темпе.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером является более эффективным и интересным для суворовца, чем штудирование скучных страниц учебника.
С помощью прикладных программ, которые используются преподавателями информатики и ИКТ на уроках (MS Office, КОМПАС, QBasic, Visual Basic, CorelDRAW), суворовцы могут моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.
На различных этапах урока преподавателями училища используются компьютерные презентации.
Примеры использования презентаций на уроках информатики:
объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией;
использование презентации при повторении пройденного материала;
демонстрация условия и решения задачи;
взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде;
проведение тестов;
проведение физкультминуток;
проведение рефлексии;
внеклассная работа: игры, турниры, конкурсы.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание суворовцев. На таких уроках у них интерес к предмету повышен.
Урок по теме: «Растровая и векторная анимация»
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.
Применение информационных технологий в учебном процессе – трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным.
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий. Рассмотрим некоторые из них.
Личностные универсальные учебные действия
Создание комфортной здоровьесберегающей среды – знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д. По теме: «Компьютер и здоровье детей» в рамках проведения XVI городской научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее» суворовец 7 класса Соболев А. выполнил и защитил научно-исследовательскую работу.
Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является средством самопознания. Это тестирование в режиме on-line, тренажеры; нахождение новых способов самореализации, например: создание собственного сайта – самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.
Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки изучаемой темы – это может быть, например, выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.
Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области – участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают суворовцам организацию их учебной деятельности. В деятельностной форме суть регулятивных действий можно представить так:
умение формулировать собственные учебные цели – цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, создании проекта, выборе темы доклада и т.п.;
умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации.
В состав познавательных универсальных учебных действий можно включить:
умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, компьютерное моделирование;
умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат – моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент;
умение работать со справочной литературой, инструкциями, например знакомство с новыми видами программного обеспечения, устройствами, анализ ошибок в программе;
умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне: построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также практических работ, выполняемых группой.
Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:
владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта;
ведение диалога "человек"-"техническая система" – понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды;
умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации;
владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками – понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования;
понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией, в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне;
умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например, при работе над совместным программным проектом, взаимодействии в Сети, использовании технологии клиент-сервер, совместной работе приложений.
Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
Необходимо не стихийное, а целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, критичность, освоенность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях.
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Главным показателем работы преподавателей информатики и ИКТ училища является интеллектуальное развитие суворовцев, формирование их познавательной деятельности, знаний, умений и навыков, реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Литература:
Государственные образовательные стандарты второго поколения. http://www.w3.org
Сообщество «Учитель-менеджер», проект «Формирование универсальных учебных действий».
www.open-klass.ru.
Иванов
а
И.А.
Статья «Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики
».
irinaivanova44@yandex.ru
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат