Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Синдром отличника" или сохранность психологического здоровья школьника.. Работа №56327

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Синдром отличника" или сохранность психологического здоровья школьника.
Работа:

Синдром отличника или как сохранить психологическое здоровье школьника.

Вот настал тот знаменательный момент, когда дошкольник получил статусное звание «школьник». Стремление быть лучшим всегда и во всем, включая школьную деятельность: учиться только на отлично, достигать побед в спорте, быть лучшим в олимпиадах и конкурсах, не отставать, а опережать сверстников- всё это, на мой взгляд, отголоски нашего советского прошлого и амбиции, в первую очередь, родительского ЭГО. Сейчас подобные установки утратили актуальность, они играют против наших детей, повышают тревожность и отнюдь не являются мотиваторами и гарантами успешности.

На подсознательном уровне дети впитывают мысль, что если ты лучший в классе, в школе, приносишь домой только пятёрки, не пропускаешь уроки (с температурой 38С градусов), на завтрак, съев жаропонижающее, ходишь в школу- то счастливое и эксклюзивное будущее тебе обеспечено. Но ведь на деле это не всегда соответствует действительности! У строгих и требовательных родителей растёт идеальный с виду ребёнок: старательный, ответственный, инициативный, прилежный и усидчивый. Его не надо убеждать делать уроки, не надо заставлять учить домашние задания и готовиться к занятиям. Такие дети даже не стремятся к сверстникам на улицу, когда те, выходя из школы, изучают окружающий мир, пропадая часами в разговорах и играх на школьном дворе.

Что же на самом деле происходит со школьником? Дети постоянно чувствуют давление со стороны взрослых, ощущают необходимость соответствовать их ожиданиям, стыдятся «плохих» оценок, скрывают неудачи и трудности, чтобы никого не разочаровать и не расстроить. Ребёнок уже не стремится познать новое, его главной задачей становится получить отличную оценку, похвалу. Истинный смысл обучающего процесса теряется. Дети боятся озвучивать свои истинные интересы, увлечения и желания, они опасаются недовольств родителей. Поэтому стараются полностью свои интересы подчинить родительскому видению и исполнять социальные роли родительского желания. Дети стараются объять необъятное, участвовать в максимальном количестве мероприятий, в связи с чем, испытывают увеличенные эмоциональные нагрузки и находятся в постоянном напряжении. Со временем ребенок скатывается в бездумное заучивание учебного материала, школа становится антагонистом, местом, где постоянно испытываешь стресс и тревогу, где должен делать то, что не хочешь. Механически заученный материал не позволяет справляться с интенсивно прогрессирующими заданиями, тогда школьник начинает переживать из-за тройки, это приводит к апатии, депрессивному состоянию, которое может перерасти в невроз. Ребенок не воспринимает истинную помощь наставника, дающего алгоритм возврата к истоку ошибки. Как результат, отличник, обладая высоким уровнем знаний, может даже написать работу хуже, чем хорошист или троечник. В случае, если кто-то из одноклассников покажет результат аналогичный нашему отличнику или выше, то для ребёнка-отличника это становится эмоциональным психологическим ударом. Что может проявляться в эмоциональном проявлении агрессии или в повышенной плаксивости из-за утери, как ему кажется, авторитета и значимости. Постоянная необходимость быть лучше всех, приводит к снижению критичности мышления и тотальному контролю успехов одноклассников. В случае, когда данное обстоятельство подогревается родительским давлением, мы получаем бомбу замедленного действия. С каждым сравнением себя с другими учениками, в случае успешности последних, происходит наслоение стресса на стресс, уровень тревожности зашкаливает. Успешность обучения снижается, ошибки становятся нелепыми.

Спрашивается почему? Из-за желания получит пятёрку, страха сделать ошибку, опасаясь не оправдать родительского ожидания, возрастает уровень тревожности, который мешает школьнику собраться, настроиться на работу, либо приводит к эмоциональному «обнулению», выгоранию, разочарованию. По данным Аналитической компании Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education, которые провели международное исследование «Уверенность в процессе обучения», выяснилось, что 79% российских школьников испытывают стресс из-за успеваемости. Это самый высокий показатель.
Исследование шло в феврале 2019 года в Америке, Германии, Китае, России и Японии. На втором месте после России идёт Китай – 64 %, на третьем Германия – 61%.

В чём опасность «Синдрома отличника» для самого отличника и для классного коллектива в целом? Дети не всегда будут находиться в безопасных обстоятельствах, где успешность измеряется оценками и где всегда есть право на ошибку (ведь в большинстве случаев они могут выполнить работу над ошибками и пересдать работу). В школьном коллективе, как правило, большинство детей обладают эмпатийными качествами характера, поэтому наличие сверстника с «Синдромом отличника» будет вызывать у них желание помощь однокласснику быть успешнее. Где-то не будут поднимать руку на уроках, не будут проявлять инициативу, будут испытывать чувство вины из-за своего успеха. Данная ситуация будет снижать общую успеваемость и эффективность обучения класса в целом и лишать возможности большинства детей раскрываться в учебном процессе. За пределами школы нет таких «тепличных» условий, вместо стабильности и определённости всегда приходит растерянность и понимание, что «все равны». При этом привычная модель поведения сохраняется. Старательность выполнять действия на «отлично» и ожидать похвалы и награды закостеневают в сознании личности. Будь то похвала родителя, учителя, работодателя. Сформированные стереотипы пойдут с ребёнком по всему жизненному пути.

На что следует обратить внимание при анализе психологической гармонии внутреннего состояния ребёнка:

- Жертвует отдыхом и свободным временем, чтобы стать лучше остальных. Воспринимает успех других как личное поражение. Может высказываться в ходе урока: «Он умнее меня, он сделал сам, а я с помощью. Я так не хочу! Я должен быть лучше, чем все!».

- Не может самостоятельно оценить качество своей работы.

- Зависимость от мнения окружающих, при этом патологически не принимает критики, болезненно переживает малейшие ситуации неуспеха.

- Неудачи расценивает как личную катастрофу. Для такого ребенка не существует промежуточного результата, всё делится только на «хорошо» и «плохо», «белое» и «чёрное».

- Не принимает суждения о том, что в жизни невозможно всё делать идеально, что всегда есть место ошибкам и случайностям.

Если маркеры психологического дискомфорта имеют место, то такая ситуация практически всегда приводит к проблемам с самооценкой – с детства у ребенка вырабатывается нездоровый перфекционизм, неуверенность в своих силах, что мешает самостоятельно действовать. Такие люди всегда опасаются провала, поэтому не идут в незнакомую сферу, так как там они несовершенны. На работе становятся подчинёнными, так как думают, что не справятся с обязанностями (даже когда обладают всеми необходимыми знаниями).

Люди, которым с детства привили «Синдром отличника» никогда не решаются брать на себя ответственность. Тогда, как другие действуют, пробуют, ошибаются, идут маленькими шагами, иногда отступая назад и начиная заново, постепенно добиваясь высот.

Рекомендации для формирования психологического комфорта школьника:

- Не делайте хорошие оценки культом и главной целью пребывания в школе. Старайтесь донести школьнику, что важен сам процесс, когда ребёнок узнаёт что-то новое каждый день, получает опыт, учится справляться с разными ситуациями, переживать поражения.

- Не сравнивайте ребенка с другими! Сравнивайте его сегодняшние работы с его работами от вчера. Хвалите за усердие и старания: «Как здорово сегодня ты написал работу!», «Ничего страшного, что оценка в дневникеу 4. Ты повторил правила, подготовился и показал результат лучше, чем в прошлый раз».

- Помогайте учиться оценивать результаты своей работы, формируйте самостоятельность действий.

Главное в формировании психологически здорового климата учебного процесса, помнить, что неудачи, проигрыши, трудности, неуспех- это всё неотъемлемая часть пути, без которого невозможно развитие, без которого не бывает достижения целей и побед.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×