Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Эффективные методы работы над сочинением в 9 классе. Работа №56342

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Эффективные методы работы над сочинением в 9 классе
Работа:

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9-Х КЛАССАХ.

У каждого учителя свой стиль работы, свои приемы обучения этой работе. Сегодня я хочу поделиться, как говорится, своими рецептами.

Так сложилось у меня, что я больше обращаю внимание на подготовку к сочинению 9.3. Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что они все - таки с легкостью берутся за этот вид сочинения. Наверно, конкретика задания и яркость представления понятия, с которыми они знакомы еще с 5-го класса, заставляет их сделать этот выбор.

Задание третьей части на ОГЭ проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению строить монологическую речь и аргументировать.

Именно это умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры. Развивать речь учащихся – значит делать ее более точной, логичной, выразительной, образной, связной, интонационно богатой. Особую роль при этом играют многообразные речевые упражнения, различные виды пересказов, составление текстов, упражнений со словом, устойчивыми оборотами, проводимые в системе, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Значит, чем раньше мы будем заниматься этим вопросом, тем легче будет формироваться речь.

Для её решения я применяю эффективные способы развития речи, наработанные в практике преподавания. Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень речевой культуры учащихся.

1. Хорошим помощником в подготовке к написанию сочинения-рассуждения является зачёт, который можно проводить ежегодно в сентябре месяце по летнему чтению. .Я использую это систематически. Его провожу среди учащихся 5-9 классов под девизом: «Мой верный друг-книга» или «Что я посоветую прочитать друзьям». Можно назвать и по-другому: «Книги, которые возьмем с собою в дорогу» или «Книги, которые делают нас людьми». В список книг по летнему чтению включены произведения не только из перечня обязательного чтения по школьной программе, но и из раздела «О твоих ровесниках», «О природе и животных», «Зарубежная классика», «Приключения и фантастика», произведения современных зарубежных и российских писателей. Каждый учащийся готовит презентацию понравившейся ему книги, рассказывает интересные факты из биографии писателя, представляет основных героев произведения, пересказывает самые увлекательные, захватывающие моменты из книги. В начале года у ребят сразу появляется большое количество оценок. Учащийся должен доказать, то есть проаргументировать, почему из всего перечня книг он выбрал именно эту, почему он её советует прочитать одноклассникам.

2.В течение всего учебного года провожу уроки мини-сочинений на тему: «Что такое дружба?», «В чём может выражаться настоящее сострадание?», «Как ты понимаешь выражение: «Красота спасёт мир»? Аргументы к сочинениям учащиеся могут приводить из самостоятельно прочитанных летом книг. Данная работа позволяет не только готовить учащихся к сдаче итоговой аттестации, но и помочь в выборе жизненных ориентиров.

3. У меня всегда на столе список понятий, которые должны понимать, знать и использовать дети, начиная с 5-го класса. Это понятия

Авторитет

Бескорыстность

Благодарность

Взаимовыручка

Взаимопонимание

Воображение

Внутренний мир

Выбор

Драгоценные книги

Дружба (настоящий друг)

Доброта

Жизненные ценности

Забота

Зависть

Красота

Любовь к жизни

Любовь к родителям

Материнская любовь

Мечта

Настоящее искусство

Неуверенность в себе

Нравственные ценности

Нравственный выбор

Общее дело

Ответственность

Память сердца

Понимание

Признать свои ошибки

Прийти на помощь

Проявлять внимание к человеку

Подвиг

Прощение

Решимость

Сила духа

Слава

Счастье

Творчество

Уважение к человеку

Фантазия

Цель в жизни

Чудо

Именно эти понятия нужно чаще использовать в речи, пояснять их и объяснять значение, приводя примеры, доказательства. Уже в 5 классе и далее в 6 и 7 классах проводить мини-сочинения по этим понятиям.

4. Часто домашнее задание состоит из работы с источниками. Ребята пишут объяснение понятия дома. Проверяют себя и выписывают более точное определение из словарей и дополнительной литературы. На уроке дети делятся своими определениями.

Я остановлюсь еще на том, на что я обращаю особое внимание при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Опять же, знакомство начинается со структуры сочинения-рассуждения ещё в 5 классе.

А с алгоритма экзаменационного сочинения-рассуждения знакомлю в 7 классе:

тезис

(толкование понятия и комментарии к нему);

привести

примеры (доказательства, аргументы), один

пример

из прочитанного текста, другой

-

из жизненного опыта, либо оба из прочитанного текста;

вывод

(поясняю детям, что вывод – это доказанный тезис). Далее идёт постоянная систематическая отработка данного алгоритма.

В 9 классе выпускники наизусть знают алгоритмы написания сочинения и умеют ими воспользоваться, справляясь с заданиями части 9, 3.

Подгот

овка к написанию сочинени

я-

рассуждения

также идёт и на уроках литературы, когда нужно дать ответ на вопросы типа

:

«Почему ты счи

таешь…», «Зачем герой так поступил

…», «За чт

о я осуждаю…», «Урок герою..». Д

ать письменный ответ на вопрос «Понравился ли рассказ и почему?», «

Мой любимый герой?», «Чему научил тебя рассказ?»,

«Моё любимое стихотворение». В таких случаях призываю детей добавлять пример из жизненного опыта. Такие задания развивают речь, творческие способности, расширяют кругозор, пополняют словарный запас, учат писать сочинения-рассуждения, решают не одну воспитательную задачу.

При написании работы по литературе дети допускают много ошибок, ведь тут главное высказать свои мысли. Поэтому я ставлю им две оценки: первую по литературе, вторую по русскому языку. Использование такого приёма позволяет ребятам обращать внимание на грамотность. Вернуться к тексту, проверить и исправить ошибки.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×