Дидактические игры на уроках русского языка для детей с ОВЗ.
Тема «Предложение» , 5 класс
ОТГАДАЙ, ГДЕ РАСТЕТ.
Цель: отработка умения быстро составлять предложение.
Оборудование: мяч.
Ход игры: учитель бросает мяч и называет овощ, фрукт, дерево, куст, ягоду. Обучающийся, поймавший мяч, составляет предложение о том, где растет это растение, и возвращает мяч учителю.
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ.
Цель: отработка умения правильно составлять предложение по вопросу учителя.
Ход игры: учитель задает вопрос, обучающиеся дают на него полный ответ.
Примерный материал:
Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
Какой месяц короче? (февраль или май)
Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным)
На какое дерево садится ворона после дождя? (на мокрое)
Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)
Как называется дерево с белым стволом?
У какого цветка на стебле шипы?
Какие овощи стелются по земле?
Какие деревья не знают листопада?
Какую птицу зовут лесным доктором?
Какая птица любит блестящие вещи?
Какая птица кладет свои яйца в чужие гнезда?
Какие птицы прилетают к нам первыми?
Какой зверь любит лакомиться малиной?
Для чего кошке нужны мягкие лапки и острые когти?
УЗНАЙ, ЧТО Я СКАЗАЛА.
Цель: формирование умения составлять предложения из данных слов, развивать словесную память обучающихся, быструю ориентировку в языковом материале.
Ход игры: учитель называет слова деформированного предложения (можно распечатать слова на отдельном листе бумаги). Обучающиеся устно расставляют слова в нужном порядке и называют предложение.
У, были, цыплята, курицы.
Она, их, на, повела, лужок.
Около, лужка, маленькая, протекала, речка.
Одина, бросился, цыпленок, речку, в.
Курица, с, закудахтала, испугу.
Цыпленок, речке, в, спокойно, плыл.
Он, был, цыпленок, не, а, утенок.
Желающие могут повторить весь рассказ после окончания игры.
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
«Мягкая посадка» При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит. Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
«Третий лишний» Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д. Например: • опасность, окрестность, местный (лишнее - опасность); • горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
Игра «Я работаю волшебником» Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные. Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
Игра «Соберём полянку цветов» Ребята, вы любите цветы? Сейчас мы будем сажать цветы. На улице снег лежит, а у нас в классе будет так красиво! Но сажать цветы будем не все, а только те, в которых есть ЦИ-. Я заранее готовлю карточки со множеством цветов, среди которых и цветы на нужную нам орфограмму. • Ребята образуют две группы, выбирают и сажают цветы на ватмане(использую магниты) Кто быстрее. Нарциссы Астры Гиацинты Гладиолусы Глициния Лилии Цикламены Георгины Настурция Хризантемы Годеция Сирень Циния Тюльпан
«Бумеранг» - заранее ученик из класса готовит слова на определенную орфограмму, затем бросает мячик, тот, кто поймал, должен назвать проверочное слово и бросить мячик назад ведущему
Чередование гласных О-А в корнях -лаг – лож- В качестве разминки использую грамматическую зарядку в середине урока. Грамматическая зарядка Задание Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем. • Прил…гать усилия. • Сл…жить вещи. • Отл…жить празднование. • Возл…гать надежды. • Предл…жить блины. • Безотл…гательное дело. • Радостное предпол…жение • Распол…житься у костра
Дидактические игры на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления, речи. ("Футбол", "Испорченный телефон", " Чепуха – не чепуха")
"Футбол". (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
Игра проводится на последнем, повторительно-обобщающем уроке.
Класс делится на 2 команды.
1. Члены команды совместно продумывают вопросы для соперников, каждый вопрос должен вытекать из предыдущего. Переход инициативы в руки соперников происходит после того, как они ответят на заданный вопрос.
2. Если игра заканчивается с одинаковым счётом, начинается серия пенальти: на "воротах" по очереди стоят разные игроки команд, вопросы задаются также по очереди разными игроками, при этом времени на подготовку вопроса и обдумывание ответа не даётся.
«Угадай меня»
Цель:
закрепить знание учащихся о морфемах
а) Ученик загадывает слово, дает детям лексическое значение загаданного слова и рисунок морфем, из которых оно состоит. Класс должен отгадать слово, которое загадал учащийся.
б) Один учащийся загадывает слово, говорит его второму, тот с завязанными глазами рисует морфемы, из которых это слово состоит и показывает, что оно значит. Класс должен отгадать слово.
2. «Собери свой багаж»
Цель:
закрепить знание орфограммы «буквы
а-о
в корнях
–л
аг- - -лож-, -
раст
- - -рос-
На доске развешены картинки чемоданчика и карточки со словами на орфограммы буквы
а-о
в корнях –лаг- - -лож-, -
раст
- - -рос- вокруг них. У каждого ученика на парте лежат карточки с буквами а,
о
в
том количестве, сколько на доске записано слов. Каждый ученик, записав слова в тетрадь, подходит к доске и кладет в чемоданчики нужное количество букв. В конце игры учитель подсчитывает количество багажа в каждом чемоданчике, и помогает учащимся найти свои ошибки.
3. «Внимание, внимание!»
Цель:
активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова со сочетаниями
ча
,
ща
:
а) Целый день я
хлопо
____ б) Мишка, мой
матер____тый
,
Всё в гнездо свое та
____ С
пи в
пижамке
клет____той
!
Разбудить кого хо______ - Я тебя
кА____ю
,
Очень громко
затре_____
: Песню напеваю:
Глазки, соня, открывай, «Дождь, не лейся
____сто
,
Утро новое
встре____й
! Стало так ненастно,
Плачут все осины,
Клёны и рябины,
____хнут
травы и листва -
Осень
в
___________ к нам пришла!»
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат