Развиваемся играя.
Власова Елена Викторовна. Воспитатель. МБОУ «Пригородная ООШ»
Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания.
Чтобы ребенок рос любознательным, умным и сообразительным нужно, чтобы все его возможности могли реализоваться, а способности раскрыться. Для этого необходимо слышать ребёнка, правильно понять особенности его возраста. И только играя, дети ненавязчиво развивают свои творческие способности, расширяют кругозор, приобретают новые знания, учатся взаимодействовать друг с другом. Во время игры формируется характер, отношение к действительности, а также вырабатываются трудовые и познавательные навыки.
Для ребёнка очень важно, чтобы родители играли вместе с ними. Игра никогда не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого, либо в совместной деятельности с ним. В организации игр главными вопросами являются: во что играть и как играть. Перенести в игру можно все, что окружает маленького ребенка. Можно поиграть в магазин, парикмахерскую, больницу, познакомиться с профессией повара, шофёра или сходить понарошку в гости.
А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации.
1. Во время игры, находитесь с ребёнком на одном уровне. Присядьте, показывая, что в игре вы на равных.
2. Всегда выбирайте яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, так как детское внимание ещё неустойчивое и оно будет рассеиваться от большого количества. Необходимо учитывать и размер игрушек (слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку).
3. Новую игрушку, обязательно обыграйте вместе (не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес).
4. Постепенно сокращайте время своего участия в игре, предоставляйте ребенку больше самостоятельности и возможность проявить свою активность.
5. Всегда разговаривайте во время игры, озвучивайте все ваши действия. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.
6. Подберите «правильное» время для игры. Ребёнок не должен хотеть спать или есть, или быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.
7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Так поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.
Игры, ориентированные на интеллектуальное развитие ребенка, можно условно подразделить на следующие группы: игры на развитие восприятия, внимания и памяти.
Игры на развитие восприятия.
- Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
- «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.
- Пазлы и разрезные картинки. Ребенку требуется собрать целую картину из кусочков.
- «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху.
- «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
- «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую вы ему опишите.
Игры, направленные на развитие внимания. С их помощью малыш учится сосредоточиваться на той или иной деятельности.
- «Дорисуй картинку». Заранее нарисуйте на листе бумаги предметы, у которых недостает деталей. Например, машинку без колес, кошку без хвоста или зайца без ушей. Пусть ребенок внимательно посмотрит на картинки и догадается, чего не хватает. Затем ребенок или взрослый дорисовывает каждую картинку.
- «Повтори за мной». Это упражнение можно выполнять как дома, так и на свежем воздухе. Покажите малышу простое движение и попросите повторить за вами. Постепенно увеличивайте количество движений.
- «Найди пару». Нарисуйте на бумаге или положите на стол вперемешку парные предметы. Пусть малыш разложит их по парам.
- «Найди отличия». Предложите ребенку рассмотреть две картинки, которые отличаются друг от друга несколькими деталями (не более 7). Малыш должен отыскать эти отличия.
- «Что перепутал художник?». Нарисуйте или распечатайте картинку, на которой изображены предметы в неподходящих для них местах или с неверными деталями. Например, машина летит по небу, у кошки заячьи уши, рыбы ходят по земле и так далее. Ребенок должен показать, что перепутал художник и объяснить почему.
Игры, направленные на развитие памяти. Они помогают ребенку запоминать предметы и действия, тренируя его память и готовя малыша к более взрослой жизни.
- «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
- «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.
- «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.
Игра - это способ вхождения ребенка во взрослый мир, получения опыта человеческой деятельности, репетиция своей будущей жизни. Участие родителей в детской игре показывает, что они одобряют такие их занятия.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат