Сё Светлана Николаевна
СОШ п. Сосновка, учитель-дефектолог
ПРИЁМЫ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС
Дети, имеющие психическое заболевание, при котором наблюдается искажение процесса развития с дефицитом социального взаимодействия и коммуникации, наличием повторяющихся действий, обучаются по адаптированным общеобразовательным программам. Такие программы разрабатываются в соответствии с рекомендациями, которые содержит заключение ПМПК. Также образовательному учреждению необходимо на постоянной основе контролировать результативность проводимой работы с каждым ребенком, у которого диагностировано расстройство аутистического спектра (РАС). Благодаря тому, что преподаватель меняет условия, при которых дети, имеющие РАС, обучаются, а также исходит из их индивидуальных особенностей достигается наилучший эффект во время обучения.
Важно, чтобы учитель регулярно работал с содержанием учебной программы, подбирал подходящие формы для подачи информации по учебным дисциплинам, способы оценивания и контроля знаний. В этом заключается индивидуально-ориентированная направленность действий педагога во время работы с детьми, страдающими РАС. Данную работу определяет специфика психического развития ребенка с РАС, поэтому она крайне важна. Речь идет о недостаточном развитии речи (как письменной, так и устной), сниженной познавательной мотивации, трудностях организационного характера, невозможности сконцентрировать внимание, проблемах с обработкой услышанной информации, специфичном развитии мыслительного процесса, проблемах, связанных с передачей умений и знаний, которые получены, и пр.
В процессе осуществления образовательной деятельности ребенок, у которого диагностировано РАС, сталкивается со следующей проблемой: после прочтения текста он не может понять его. Для помощи таким детям материалы учебных пособий делают адаптированными, выделяя при этом главное в тексте. К примеру, если ключевое слово будет выделено в задании, то ребенку будет проще понять, что от него требуется. Кроме того, ключевые слова могут применяться детьми и в том случае, когда им нужно пересказать текст или ответить на вопросы, связанные с текстом. Использование такой маркировки обусловлено тем, что по умолчанию ребята уже сталкивались с этим и поэтому знают, как использовать.
Ребенок, у которого диагностировано РАС, характеризуется неустойчивым темпом психологической деятельности, поэтому учитель должен излагать материал постепенно, много раз повторяя то, что нужно сделать в задании. Для этого могут применяться вспомогательные средства. К ним можно отнести таблицу, схему, памятку, инструкцию в письменном виде, в которой прописан план действий.
Если ребенку с РАС предстоит ознакомиться с рассказом, который характеризуется большим объемом и многочисленными персонажами, то рекомендуется его разделение на несколько частей и проведение работы в отдельности с каждой частью. Для этого каждая часть выносится на отдельный лист, составляются вопросы, позволяющие понять, о чем говорится в тексте. Также улучшить процесс текстового восприятия позволяет его представление в виде предложений, каждое из которых находится на отдельном листе. При этом ребенку предлагается сначала их прочесть, а затем озвучить вопросы. При ответе на вопрос ребенок читает нужное предложение. Также можно использовать такой способ: дать текст, в котором вместо слов находятся картинки. Это будет тренировкой в рамках общей работы по улучшению понимания текста. Сначала ребенок говорит слово, а после этого составляет его из букв. В дальнейшем можно уже работать без использования картинок с этим текстом.
Преподавателю необходимо до того, как он представит материал устной дисциплины детям, проработать его, изучить все непонятные фразы и слова. Чаще всего при этом применяются такие вспомогательные средства, как видеоматериал, картинки. Для этого нужно по всем темам подготовить комплекс материалов. При этом важно придерживаться определенного плана действий. В частности, с наступлением новой недели педагог обсуждает с родителями, в какой последовательности будут изучаться темы. Перед днем начала изучения определенной темы родители должны со своим ребенком дома пройтись по материалу этой темы. Это делается с помощью специальных методичек. Благодаря таким действиям детям, у которых выявлено РАС, на уроке будет гораздо комфортнее.
Также значимой в отношении детей, у которых диагностировано РАС, является проблема, касающаяся понимания и методов применения материалов для обучения. Это обуславливает необходимость принятия адаптационных материалов с учетом уровня разработки специальной программы образования, а не только путем изменения способов подачи информации. Также важно учесть предполагаемые преобразования в отношении порядка и количества тем. Это будет способствовать установлению более результативной взаимосвязи с изучаемой информацией по учебной дисциплине. В качестве примера можно привести применение тематического материала на занятиях по математике или природоведению.
Проблема формирования умения правильно располагать руку и передвигать ее во время рисования или письма характерна практически для каждого ребенка, страдающего РАС. Поэтому во время занятий с прописями таким детям предлагается использование тетрадей, у которых больше наклонных линий, а также более широкая разлиновка. Кроме того, допустимо применение «листа-помощника». Он представляет собой лист, у которого наклонные линии находятся в 0,5 см по отношению друг к другу. Благодаря такому листу во время написания букв или слов ребенок чрезмерно не напрягается.
Во время математических занятий нужно направлять детей к тому, чтобы они делали задание сами, а не просто следовали инструкции. При этом они могут применять различные схемы, наглядные подсказки. В итоге у детей появляется навык управления процессом выполнения задания, они его успешно выполняют, достигают результатов. К тому же появляется способность самому найти недочеты, проверить, правильно ли выполняется задача. Преподаватель учит ребенка, страдающего РАС, применять в заданиях калькулятор, если он так и не смог научиться решать примеры, пользуясь исключительно наглядными подсказками и разными методами.
Важной является адаптация методов изучения и оценивания материалов для обучения. При этом могут применяться задания, где нужно выбирать ответы на такие вопросы, которые относятся к открытым. Проверять правильность выполнения заданий у детей с РАС можно и таким образом: попросить их подготовить презентацию на компьютере или доклад, написанный от руки. Также можно менять форму задания. Примером может послужить ответ, написанный от руки, на устный вопрос (или наоборот).
Литература
1. Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей: В 3 кн. Кн. 2. / пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. 288 с.
2. Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения в интегративной среде детей с нарушениями интеллектуального развития: Методические рекомендации / Авт.-сост. Ю.В. Афанасьева, А.А. Еремина, Е.Н. Моргачёва. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: РУДН, 2008. 92 с.
3. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 80 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат