Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование читательской грамотности. Работа №56519

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование читательской грамотности
Работа:

 

 

 

Читательская грамотность

как основа успешности обучающихся

в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

Антуфьева Наталья Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4

 

 

 

 

В Федеральном государственном стандарте начального образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов. Среди метапредметных результатов особое место занимает чтение и работа с информацией.

Как говорил К.Д.Ушинский « Читать – это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное»

Я на проблему читательской грамотности обратила внимание совсем недавно. Это когда в моём 4 классе в предыдущие годы прошла Всероссийская проверочная работа и когда, я участвовала в качестве собеседника на итоговом собеседовании в 9 –ом классе.

Особое значение формирования читательской грамотности приобретает сегодня, когда ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, сокращается круг чтения, литературные вкусы делаются более примитивными, утрачена ценность книги, произошла замена книги различными гаджетами. К этому еще добавим, что сейчас практически не читают родители. Поэтому учителю в этой ситуации необходимо главную роль в формировании читательской грамотности взять на себя. Педагог должен уметь замотивировать ребёнка к чтению, т к успех обучения в школе невозможен без сформированности читательской грамотности. Важно, чтобы организованная в этом направлении работа носила не стихийный характер, а была в системе.

Итак, что же такое читательская грамотность. Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширить свои знания и возможности.

Читательская грамотность у обучающихся – это сформированная способность к целенаправленному осмыслению прочитанного до чтения, по мере чтения и после прочтения.

Проблемой развития интереса к чтению занимались многие ученые и педагоги, в том числе и Наталия Николаевна Светловская. Она выделяет в развитии читательской грамотности такие этапы:

- овладение техникой чтения ;

- владение приёмами понимания прочитанного;

- знание книг и умение их самостоятельно выбирать.

На основе анализа исследований , проведенных Н.Н.Светловской было установлено, что все три этапа невозможны друг без друга.

Я согласна с тем, что именно эти этапы мы должны выделить. Но считаю, что третий этап, это тот этап, которым овладевают обучающиеся школы в выпускных классах.

В работах Н. Н. Светловской особое внимание уделяется смысловому чтению. Думаю, что функциональная грамотность и смысловое чтение - это понятия, между которыми можно поставить знак равенства, т к цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить прочитанную информацию, а это как раз и является целью формирования функциональной читательской грамотности.

Работу над формированием читательской грамотности начинаю вести с 1 класса. В 1 классе основная деятельность направлена на овладение техникой чтения, умение работать с книгой. Для этого использую следующие методы и приёмы работы:

- чтение произведений учителем (для мотивации) как образец; (Осеева, Ушинский)

- оформление выставки книг (книги должны быть яркими, с крупными рисунками);

- артикуляционная зарядка ;

- составление из слогов разных слов;

- игра «Догвори словечко».

Т.е это должны быть самые первые простые задания, направленные на овладение техникой чтения, а так же умение рассматривать книгу. Если в 1 кл обучающийся справляется с такими заданиями, то он будет успешно выполнять задания не только связанные с литературным чтением, но и другим предметам. Это самые первые шаги по формированию читательской грамотности.

Во 2 – ом классе продолжается работа, начатая в первом классе. Вместе с тем появляются новые методы ,приёмы и виды работ. Во 2 - ом классе формирование читательской деятельности идёт с использованием таких приёмов работ, которые направлены на то, как обучающиеся понимает значение слов. Очень много времени уделяю словарной работе до чтения, во время чтения. Почему во 2 классе? Потому что возраст детей таков, что можно заинтересовать, замотивировать такими заданиями как:

- работа со словарем (впервые показываю как работать со словарем),спроси у родителей (или найдите с родителями значение слова в словаре);

- чтение по ролям (стараюсь только сказки или интересные произведения, которые знакомы хорошо детям)

- соотнеси рисунок и текст.

Этому приёму уделяю много внимания, т к данная работа приводит к тому, что выполняя это задание, обучающийся не один раз обращается к произведению. Это приводит к тому, что лучше запоминается текст, чтение становится осознанным. Этот приём помогает успешно представить «картинку», когда обучающиеся решают задачи на уроках . Разрешаю детям не только составлять краткую запись, но и схематически «нарисовать» задачу.

В 3 – 4 –х классах, когда у обучающихся практически сформирован навык чтения, основной деятельностью уроков чтения становится само литературное произведение и его смысл.

На этом этапе использую такие методы и приёмы:

- предтекстовая деятельность

Это предваряющие чтение вопросы, для активации мыслительной деятельности и создание высокой мотивации для чтения. К предтекстовой деятельности относится и словарная работа, и прогнозирование (или рассечение вопроса)

- чтение про себя с вопросами; (составление вопросов друг другу)

- чтение про себя с пометками ;

- анализ текста;

Для этой деятельности при подготовке к уроку выбираю наиболее интересные, трогательные, волнующие моменты , чтобы обучающиеся могли понять тему и суть произведения. Ставлю проблему, чтобы появилась необходимость ещё раз обратиться к тексту и найти в тексте то, что необходимо.

- выборочное чтение;

- деление текста на части и озаглавливание частей;

- чтение с остановками (дети предполагают, что может произойти дальше)

- игра «Ты мне, я тебе» ( составление вопросов по содержанию друг другу)

- творческие работы ( викторины, кроссворды, сочинения)

- характеристика героев

Здесь должна обратить внимание, что можно предложить разные варианты данной работ

Найди в тексте слова, характеризующие героя

Выбери из перечисленных характеристик то, что подходит герою

Дайте характеристику герою

( более

сложный вариант)

Методов, приёмов и видов работ, формирующих читательскую грамотность очень много. Все, конечно, рамках данного выступления не охватишь и не озвучишь. Об этом скажут мои коллеги.

Читательская грамотность не формируется только на каком – то одельном уроке, этим мы занимаемся на всех уроках. Ещё хотелось бы остановиться на том, что развитие читательской грамотности формируется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. На протяжении уже нескольких лет я в своих классах веду общекультурное направление внеурочной деятельности «Мир книг». В рамках этого направления провожу разные виды деятельности. Особенно детям нравится посещение школьной и городской библиотек. Очень тесно сотрудничали с Еськовой Верой Владимировной. Она приходила к нам в школу.

Сейчас веду данное направление самостоятельно, но программу составляю так, чтобы были аудиторные занятия и внеаудиторные.

Ещё раз хочу обратиться к теме моего выступления: читательская грамотность как основа успешности обучающихся в начальной школе.

Все приёмы, о которых я говорила сегодня, формируют у обучающихся читательскую грамотность. Сформированная читательская грамотность – это залог успешного обучения, так как это связано со всеми предметами. Обучающийся, у которого сформирована читательская грамотность сможет прочитать и понять задачу, правильно и осмысленно прочитать любое задание в учебнике, самостоятельно понять его и успешно выполнить. Ну и новые ВПР, итоговое собеседование в 9 – х классах, требуют высокой сформированности читательской грамотности. Приведу примеры работ, выполненные обучающимися. Эти виды работ как раз требуют того, чтобы был сформирован высокий уровень читательской грамотности. Это обучающиеся, которые учатся на отлично или хорошо. У них не вызывают затруднения те виды работ, которые требуют осмысленного чтения. Это как раз успешные дети, с высокой мотивацией к чтению и в целом к обучению.

Своё выступление хочу закончить словами В.А.Сухомлинского : « Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить- станем успешными и в обучении, и в жизни !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×