Дата публикации:
08.06.2023
Автор:
Мазурова Наталья Васильевна
Название работы:
Рост потребности в высококвалифицированных специалистах и профессиональной подготовки педагогов.
Работа:
РОСТ ПОТРЕБНОСТИ В ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТАХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ.
Мазурова Н.В., (natalilady2019@mail.ru)
Московский гуманитарно-экономический университет (МГЭУ) г. Москва
Аннотация:
современные условия, профессиональная подготовка, качество профессиональной подготовки, современные компетенции, формирования компетенций, функционирование педагогической системы.
В условиях социально-экономических преобразований в России возникает необходимость серьезных изменений в системе образования. Одно из существенных противоречий современного образования, которое привлекает внимание учёных и практиков последние десятилетия, заключается в увеличении учебно-воспитательных нагрузок с повышением требований возрастающей интенсификации процесса обучения в связи с нарастанием информационных потоков и подготовкой педагогов.
Современные требования к качеству профессиональной подготовки будущего учителя активизировали процесс оптимизации системы педагогического образования, которое, выступая социокультурным институтом в духовно-нравственном и интеллектуальном развитии страны, ориентировано, прежде всего, на гуманистические и демократические ценности.
Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов в онлайн образовании, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.
Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning— лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником.
Онлайн-обучение даёт студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача— сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдаётся ученику, педагогже помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на основных проблемных моментах необходимых тем.
Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.
В настоящее время сеть образовательных организаций высшего образования, реализующих программы подготовки педагогических кадров, имеет продуктивный опыт разработки, реализации и трансляции передовых практик педагогического и общего образования, полученный в том числе в ходе реализации в 2014-2017годах комплексного проекта модернизации педагогического образования, в рамках которого на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта педагога были разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и технология модульного проектирования образовательных программ, усилены практическая предметная и исследовательская компоненты педагогического образования, его воспитательная направленность, предложена система независимой оценки профессиональных компетенций выпускников.
Вместе с тем содержание, технологии, управление и инфраструктура педагогического образования требуют постоянной трансформации, связанной с изменениями, происходящими в системе общего образования, с необходимостью обеспечивать опережающие темпы изменений системы подготовки педагогических кадров. Сохраняются проблемы, препятствующие обеспечению качества педагогических кадров, включая:
дисбаланс качества и условий подготовки педагогов в разных образовательных организациях и отсутствие единых подходов к механизмам и инструментам оценки качества;
разрыв между темпом обновления содержания и инфраструктуры педагогической подготовки и темпом обновления общего образования;
дефицит опережающих научных исследований в сфере образования для формирования современного содержания подготовки педагогических кадров;
недостаточное соответствие результатов подготовки выпускника (молодого педагога) актуальным запросам отрасли образования, общества и государства;
слабую вовлеченность работодателей, включая региональные системы образования, в процесс подготовки педагогических кадров;
дефицит педагогических работников, недостаточный уровень подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования по программам подготовки педагогических кадров;
недостаток комплексных мер по ранней профориентации школьников на педагогические профессии.
Для решения указанных проблем правительством предлагается реализовывать комплекс мероприятий, связанный не только с совершенствованием системы подготовки педагогических кадров, но и с мерами поддержки педагогов на всех этапах жизненного цикла профессии, в том числе предусмотренными при реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019г. N3273-р.
Сегодня необходимо уделять особое внимание педагогическим ВУЗам, которые и занимаются подготовкой молодых педагогов и преподавателей. Подготовкой педагогических и научно-педагогических кадров для образовательных учреждений всех типов занимаются соответствующие высшие и средние профессиональные учебные заведения. С помощью педагогического образования решаются вопросы укомплектования детских дошкольных учреждений, а также учреждений начального, основного, среднего, дополнительного и профессионального образования кадровыми специалистами соответствующего уровня.
Формирование компетенций в профессии, ценностей и личностных качеств во взаимодействии с нацеленностью педагогического процесса на эффективность подготовки будущего учителя оказывает влияние на динамичность качественного функционирования педагогической системы. Среди актуальных направлений педагогического образования можно выделить:
поддержку системы непрерывного образования учителя, его психологического сопровождения;
усиление воспитательной работы;
совершенствование содержания образования, обеспечивающего готовность будущего учителя к самостоятельной, компетентной и ответственной педагогической деятельности, к самосовершенствованию и самообразованию.
При этом профессиональная подготовка будущего учителя отличается многоплановостью, это обусловлено многоаспектностью содержательных линий работы в образовательных организациях: познавательно-коммуникативного, социально-личностного, художественно-эстетического развития подрастающего поколения, в условиях педагогического процесса важным является передача опыта, воспитание культуры, создание условий для личностного развития. Студент – будущий учитель должен быть субъектом созидающей деятельности (творящий, добывающий креативные знания и интегрирующий их в свою педагогическую деятельность).
Важным компонентом готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности является наличие знаний и компетенций, методов и технологий на каждом этапе ее реализации. В структуре профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности выделяют:
эмоционально-волевой компонент (наличие положительных эмоций к профессиональной деятельности, вера в свои силы, способность ставить и решать поставленные задачи);
ценностно-мотивационный компонент (интерес, ценностные ориентации, смыслы, отношение к деятельности, настрой на достижение успешности в профессии);
деятельностный компонент (способности к определению целей, задач и этапов деятельности, использование средств и технологий на основе личных возможностей и ресурсов);
оценочный компонент (оценка и самооценка результатов, способности вносить коррективы и устранять недостатки).
Профессиональное развитие студента происходит через обогащение субъектного опыта в различных видах деятельности на основе взаимосвязи психолого-педагогических, технологических, методических знаний, умений студентов, которые определяют их готовность к педагогической деятельности. Деятельностный подход изменяет содержание взаимодействия преподавателя и студента, а процесс обучения выступает как совместная деятельность, сотрудничество, при котором формируется ценностное отношение к педагогической деятельности, создаются и вырабатываются механизмы решения поставленных целей и задач в процессе совместного поиска.
Включение будущего учителя в разнообразные виды деятельности создаёт условия для их саморазвития, профессиональной подготовки и творчества. Таким образом, профессиональная направленность активности личности заключается в реализации субъектом своих интересов, в практическом участии будущего учителя в педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая активность – определенная позиция субъекта, в которой выражается её отношение к воспитанникам и деятельности, при этом мера активности зависит от степени заинтересованности личности в разрешении профессиональных проблем.
В свою очередь, субъект- центрированный подход расширяет границы аксиологического подхода, который представляет собой ориентацию на культурные ценности, в соответствии с которыми происходит отбор содержания и использование инструментария его реализации. В процессе ценностно-ориентационной деятельности необходимо уделять внимание выявлению основополагающих ценностей, определению субъективных ценностных ориентиров, обоснованию необходимости и важности ценностных категорий. Профессиональная подготовка будущего учителя выстраивается на основе приоритетов общечеловеческих и культурных ценностей, а так же максимального раскрытия его личностного потенциала на основе взаимопомощи и поддержки; учета их потенциальных возможностей и мотивации.
Культурологический подход это принципиальная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры,ее главным действующим лицом,творцомспособным вмещать в себя все "старые" смыслы культуры и одновременно производить новые (Г.И. Гайсина). При таком подходе сфера бытия человека, сфера его деятельности рассматриваются как культура.
С позиции культурологического подхода образовательный процесс предстает как особая сфера содействия её культурному развитию и саморазвитию. Формирование чувства сопричастности к российской идентичности, традициям и культуре необходимо начинать с воспитания подрастающего поколения в рамках школьного образования, используя современные средства и методы, с пониманием запросов сегодняшнего мира. Следовательно, культурологический подход расширяет культурные основы содержания педагогического образования, создаёт условия для развития и саморазвития будущего учителя в культурно-образовательной среде: культуры жизненного самоопределения, творческой индивидуальности.
Следовательно, современному преподавателю сегодня необходимо рассматривать преподаваемую дисциплину из более широкого пространства культуры: история открытий, жизненный путь творцов, особенности отношений этой науки со смежными дисциплинами на разных этапах исторического развития.
В этом контексте важно обеспечивать целостное междисциплинарное содержание и комплексное учебно-методическое сопровождение. В основе содержания психолого-педагогических дисциплин лежит базовая часть, содержание которой обусловлено требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки Педагогическое образование. Психолого-педагогические и специальные дисциплины представляют собой единый комплекс, который изучается студентами по программам бакалавриата и магистратуры. Они раскрывают вопросы:
планирования и организации образовательного процесса с обучающимися разного возраста;
постановки актуальных проблем современного педагогического знания и поиска путей их решения через анализ практического опыта педагогов;
анализа теоретических и научно-исследовательских трудов;
изучения истории развития системы образования и её теоретических основ в контексте развития российской системы обучения и воспитания.
В основе данных процессов лежат способности будущего учителя работать с информацией, получаемой из различных источников, путем её верификации, а также конструировать объективные знания о педагогической деятельности. Использование гаджетов подготовило ситуацию, способную формировать новые способы получения знаний и их презентацию. К сожалению, студенты стремятся к получению быстрой и легкой информации, не требующей глубокого анализа учебной проблемы. Интернет становится главным и единственным помощником, а добытая информация не коррелирует с традиционным понятием знание.
Виртуальное взаимодействие субъекта и объекта изменило традиционные ценностные ориентиры, в частности интеллектуальная деятельность субъекта сузилась до поиска информации, и практически полностью закрыло диалоговое окно с самим собой (аналитику, основанную на выявлении причинно-следственных связей, умение рассуждать, аргументировать, находить сильные и слабые стороны той или иной научной разработки).
Реализация данного подхода позволяет систематично подойти к проблеме формирования навыков самостоятельной учебной рефлексии субъекта – будущего учителя. В процессе рефлексии будущий учитель проявляет умения оперировать способами анализа, оценки, самоконтроля и приемами коррекции когнитивной и эмоционально-волевой сферы. При этом важным фактором является организация мотивированной творческой деятельности. Эффективный мотивационный фон складывается при условии установления коммуникативных связей участников образовательного процесса, стимулирования практических действий будущего учителя в их собственной познавательной деятельности. В таком случае конструктивным инструментом является диалог, позволяющий студентам демонстрировать результаты обучения и оценивать их самостоятельно. Будущий учитель, находясь в культурно-образовательной среде, богатой плодотворными возможностями, совершает наиболее значимый для него выбор.
В рефлексии проявляется личностное начало будущего учителя: его личностные качества, профессиональные ценностно-смысловые установки, модели поведения. Для успешного освоения теоретических дисциплин, в том числе психолого-педагогической направленности, необходим высокий уровень общего интеллектуального развития (восприятия, представлений, познавательных интересов), который характеризуется широким кругом логических операций. Посредством развитой рефлексии будущий учитель становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности.
Реализация современного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя позволяет наделить студента, как субъекта деятельности, важными характеристиками: от проявления его субъектного опыта при решении познавательных задач в педагогической деятельности до построения его индивидуально-субъектного опыта и индивидуально-субъектной траектории профессионального развития, которые в дальнейшем создадут системообразующие связи, способствующие его самореализации и саморазвитию в самостоятельной педагогической деятельности.
На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу Образование 4.0, цель которой— внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса Учи.ру школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.
Допрофессиональноеобучение в наших современных условиях проходят старшеклассники общеобразовательных школ в рамках получения профильного образования. Этот этап направлен на выявление учеников, проявляющих интерес к педагогике, создание условий для раскрытия их способностей, знакомство учащихся с особенностями будущей профессии. На этом этапе старшеклассников общеобразовательных школ ориентируют на профессии педагогического профиля. Обучение может проводиться как в школе, так и на базе учреждений дополнительного образования.
Развитие необходимых навыков и склонностей позволяет учащимся осознанно подходить к выбору будущей профессии. В некоторых регионах при школах формируют педагогические классы, в которых помимо общеобразовательных предметов преподают основы психологии и педагогики. Полученные навыки старшеклассники отрабатывают на практике в качестве вожатых. Такой подход помогает учащимся ознакомиться с будущей профессией, понять, подходит ли она им, соответствуют ли их ожидания тем требованиям, которые предъявляют к современным педагогам.
Основные цели развития информатизации МГЭУ определены стратегией развития Вуза и направлены на обеспечение научного, учебного и организационного процессов в вузе новыми видами информационных ресурсов на основе использования компьютерных сетей и их информационного наполнения, а также новыми информационно-коммуникационными технологиями.
С 2010 года в университете ведется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием на факультете среднего профессионального образования "Колледж" по специальностям: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 39.02.01 Социальная работа, 38.02.07 Банковское дело, 42.02.01 Реклама, 38.02.06 Финансы.
Подготовка магистров осуществляется в университете с 2020 года по следующим направлениям: 37.04.01 Психология (профиль: психология инновационного образования); 38.04.01 Экономика (профиль: экономика и бухгалтерский учет фирмы); 38.04.02 Менеджмент (профиль: стратегический и инновационный менеджмент); 38.04.08 Финансы и кредит (профиль: современное банковское дело и модели управления); 40.04.01 Юриспруденция (гражданское, семейное, международное частное право); 40.04.01 Юриспруденция (профиль: правовое регулирование правоохранительной деятельности).Образовательный процесс АНО ВО МГЭУ включает и образовательные программы дополнительного образования детей и взрослых, переподготовки и повышения квалификации.
Библиотечный фонд ежегодно увеличивается и обновляется. АНО ВО МГЭУ активно сотрудничает с различными ЭБС: BOOK.ru, Университетская библиотека онлайн. АНО ВО МГЭУ располагаетсовременными компьютерными классами, аудиториями многофункционального назначения, лабораториями, лингафонными кабинетами, учебными аудиториями, которые оснащены современным оборудованием и новой мебелью. Научная деятельностьв АНО ВО МГЭУ осуществляется по двум направлениям: подготовка кандидатов наук и научно-исследовательская работа. В университете действуют студенческие научные кружки, поводятся студенческие и международные научно-теоретические и практические конференции. Студенту важно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио, но и получить доход.
Литература
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и этносоциология образования: второе рождение. // Вопр. психологии. - М., 1999. - № 4. - С. 106-107.
Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.., Юрайт, 2020. С. 128.
Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М., Юрайт, 2016. С. 478.
Блинникова И.В. Культурно-историческая психология: взгляд со стороны. // Психол. журнал. - М., 1999. - Т. 20, № 3. - С. 127-130.
Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М., Фолиант, 2018. С. 256.
Марцинковская Т.Д. Путь А.Р. Лурия к культурно-исторической психологии. // Вопр. психологии. - М., 2002. - № 4. - С. 44-49.
Медведев В.Е., Татур Ю.Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. №11. С. 46-56; Вербицкий А.А. Преподаватель - главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13-20.
Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности. М.: ИНФРА-М., 2019. С. 389.
Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / ред. Байбородова Л. В. М.: Юрайт, М., 2019. С. 364.
Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия. // Человек. - М., 1999. - Вып. 3. - С. 35-46.
Шапиро А.З. Психология, культура, биология. // Психол. журнал. - М., 1999. - Т. 20. - С. 123-126.
Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. С. 320.
Скачать работу
Мазурова Н.В., (natalilady2019@mail.ru)
Московский гуманитарно-экономический университет (МГЭУ) г. Москва
Аннотация:
современные условия, профессиональная подготовка, качество профессиональной подготовки, современные компетенции, формирования компетенций, функционирование педагогической системы.
В условиях социально-экономических преобразований в России возникает необходимость серьезных изменений в системе образования. Одно из существенных противоречий современного образования, которое привлекает внимание учёных и практиков последние десятилетия, заключается в увеличении учебно-воспитательных нагрузок с повышением требований возрастающей интенсификации процесса обучения в связи с нарастанием информационных потоков и подготовкой педагогов.
Современные требования к качеству профессиональной подготовки будущего учителя активизировали процесс оптимизации системы педагогического образования, которое, выступая социокультурным институтом в духовно-нравственном и интеллектуальном развитии страны, ориентировано, прежде всего, на гуманистические и демократические ценности.
Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов в онлайн образовании, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.
Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning— лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником.
Онлайн-обучение даёт студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача— сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдаётся ученику, педагогже помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на основных проблемных моментах необходимых тем.
Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.
В настоящее время сеть образовательных организаций высшего образования, реализующих программы подготовки педагогических кадров, имеет продуктивный опыт разработки, реализации и трансляции передовых практик педагогического и общего образования, полученный в том числе в ходе реализации в 2014-2017годах комплексного проекта модернизации педагогического образования, в рамках которого на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта педагога были разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и технология модульного проектирования образовательных программ, усилены практическая предметная и исследовательская компоненты педагогического образования, его воспитательная направленность, предложена система независимой оценки профессиональных компетенций выпускников.
Вместе с тем содержание, технологии, управление и инфраструктура педагогического образования требуют постоянной трансформации, связанной с изменениями, происходящими в системе общего образования, с необходимостью обеспечивать опережающие темпы изменений системы подготовки педагогических кадров. Сохраняются проблемы, препятствующие обеспечению качества педагогических кадров, включая:
дисбаланс качества и условий подготовки педагогов в разных образовательных организациях и отсутствие единых подходов к механизмам и инструментам оценки качества;
разрыв между темпом обновления содержания и инфраструктуры педагогической подготовки и темпом обновления общего образования;
дефицит опережающих научных исследований в сфере образования для формирования современного содержания подготовки педагогических кадров;
недостаточное соответствие результатов подготовки выпускника (молодого педагога) актуальным запросам отрасли образования, общества и государства;
слабую вовлеченность работодателей, включая региональные системы образования, в процесс подготовки педагогических кадров;
дефицит педагогических работников, недостаточный уровень подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования по программам подготовки педагогических кадров;
недостаток комплексных мер по ранней профориентации школьников на педагогические профессии.
Для решения указанных проблем правительством предлагается реализовывать комплекс мероприятий, связанный не только с совершенствованием системы подготовки педагогических кадров, но и с мерами поддержки педагогов на всех этапах жизненного цикла профессии, в том числе предусмотренными при реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019г. N3273-р.
Сегодня необходимо уделять особое внимание педагогическим ВУЗам, которые и занимаются подготовкой молодых педагогов и преподавателей. Подготовкой педагогических и научно-педагогических кадров для образовательных учреждений всех типов занимаются соответствующие высшие и средние профессиональные учебные заведения. С помощью педагогического образования решаются вопросы укомплектования детских дошкольных учреждений, а также учреждений начального, основного, среднего, дополнительного и профессионального образования кадровыми специалистами соответствующего уровня.
Формирование компетенций в профессии, ценностей и личностных качеств во взаимодействии с нацеленностью педагогического процесса на эффективность подготовки будущего учителя оказывает влияние на динамичность качественного функционирования педагогической системы. Среди актуальных направлений педагогического образования можно выделить:
поддержку системы непрерывного образования учителя, его психологического сопровождения;
усиление воспитательной работы;
совершенствование содержания образования, обеспечивающего готовность будущего учителя к самостоятельной, компетентной и ответственной педагогической деятельности, к самосовершенствованию и самообразованию.
При этом профессиональная подготовка будущего учителя отличается многоплановостью, это обусловлено многоаспектностью содержательных линий работы в образовательных организациях: познавательно-коммуникативного, социально-личностного, художественно-эстетического развития подрастающего поколения, в условиях педагогического процесса важным является передача опыта, воспитание культуры, создание условий для личностного развития. Студент – будущий учитель должен быть субъектом созидающей деятельности (творящий, добывающий креативные знания и интегрирующий их в свою педагогическую деятельность).
Важным компонентом готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности является наличие знаний и компетенций, методов и технологий на каждом этапе ее реализации. В структуре профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности выделяют:
эмоционально-волевой компонент (наличие положительных эмоций к профессиональной деятельности, вера в свои силы, способность ставить и решать поставленные задачи);
ценностно-мотивационный компонент (интерес, ценностные ориентации, смыслы, отношение к деятельности, настрой на достижение успешности в профессии);
деятельностный компонент (способности к определению целей, задач и этапов деятельности, использование средств и технологий на основе личных возможностей и ресурсов);
оценочный компонент (оценка и самооценка результатов, способности вносить коррективы и устранять недостатки).
Профессиональное развитие студента происходит через обогащение субъектного опыта в различных видах деятельности на основе взаимосвязи психолого-педагогических, технологических, методических знаний, умений студентов, которые определяют их готовность к педагогической деятельности. Деятельностный подход изменяет содержание взаимодействия преподавателя и студента, а процесс обучения выступает как совместная деятельность, сотрудничество, при котором формируется ценностное отношение к педагогической деятельности, создаются и вырабатываются механизмы решения поставленных целей и задач в процессе совместного поиска.
Включение будущего учителя в разнообразные виды деятельности создаёт условия для их саморазвития, профессиональной подготовки и творчества. Таким образом, профессиональная направленность активности личности заключается в реализации субъектом своих интересов, в практическом участии будущего учителя в педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая активность – определенная позиция субъекта, в которой выражается её отношение к воспитанникам и деятельности, при этом мера активности зависит от степени заинтересованности личности в разрешении профессиональных проблем.
В свою очередь, субъект- центрированный подход расширяет границы аксиологического подхода, который представляет собой ориентацию на культурные ценности, в соответствии с которыми происходит отбор содержания и использование инструментария его реализации. В процессе ценностно-ориентационной деятельности необходимо уделять внимание выявлению основополагающих ценностей, определению субъективных ценностных ориентиров, обоснованию необходимости и важности ценностных категорий. Профессиональная подготовка будущего учителя выстраивается на основе приоритетов общечеловеческих и культурных ценностей, а так же максимального раскрытия его личностного потенциала на основе взаимопомощи и поддержки; учета их потенциальных возможностей и мотивации.
Культурологический подход это принципиальная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры,ее главным действующим лицом,творцомспособным вмещать в себя все "старые" смыслы культуры и одновременно производить новые (Г.И. Гайсина). При таком подходе сфера бытия человека, сфера его деятельности рассматриваются как культура.
С позиции культурологического подхода образовательный процесс предстает как особая сфера содействия её культурному развитию и саморазвитию. Формирование чувства сопричастности к российской идентичности, традициям и культуре необходимо начинать с воспитания подрастающего поколения в рамках школьного образования, используя современные средства и методы, с пониманием запросов сегодняшнего мира. Следовательно, культурологический подход расширяет культурные основы содержания педагогического образования, создаёт условия для развития и саморазвития будущего учителя в культурно-образовательной среде: культуры жизненного самоопределения, творческой индивидуальности.
Следовательно, современному преподавателю сегодня необходимо рассматривать преподаваемую дисциплину из более широкого пространства культуры: история открытий, жизненный путь творцов, особенности отношений этой науки со смежными дисциплинами на разных этапах исторического развития.
В этом контексте важно обеспечивать целостное междисциплинарное содержание и комплексное учебно-методическое сопровождение. В основе содержания психолого-педагогических дисциплин лежит базовая часть, содержание которой обусловлено требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки Педагогическое образование. Психолого-педагогические и специальные дисциплины представляют собой единый комплекс, который изучается студентами по программам бакалавриата и магистратуры. Они раскрывают вопросы:
планирования и организации образовательного процесса с обучающимися разного возраста;
постановки актуальных проблем современного педагогического знания и поиска путей их решения через анализ практического опыта педагогов;
анализа теоретических и научно-исследовательских трудов;
изучения истории развития системы образования и её теоретических основ в контексте развития российской системы обучения и воспитания.
В основе данных процессов лежат способности будущего учителя работать с информацией, получаемой из различных источников, путем её верификации, а также конструировать объективные знания о педагогической деятельности. Использование гаджетов подготовило ситуацию, способную формировать новые способы получения знаний и их презентацию. К сожалению, студенты стремятся к получению быстрой и легкой информации, не требующей глубокого анализа учебной проблемы. Интернет становится главным и единственным помощником, а добытая информация не коррелирует с традиционным понятием знание.
Виртуальное взаимодействие субъекта и объекта изменило традиционные ценностные ориентиры, в частности интеллектуальная деятельность субъекта сузилась до поиска информации, и практически полностью закрыло диалоговое окно с самим собой (аналитику, основанную на выявлении причинно-следственных связей, умение рассуждать, аргументировать, находить сильные и слабые стороны той или иной научной разработки).
Реализация данного подхода позволяет систематично подойти к проблеме формирования навыков самостоятельной учебной рефлексии субъекта – будущего учителя. В процессе рефлексии будущий учитель проявляет умения оперировать способами анализа, оценки, самоконтроля и приемами коррекции когнитивной и эмоционально-волевой сферы. При этом важным фактором является организация мотивированной творческой деятельности. Эффективный мотивационный фон складывается при условии установления коммуникативных связей участников образовательного процесса, стимулирования практических действий будущего учителя в их собственной познавательной деятельности. В таком случае конструктивным инструментом является диалог, позволяющий студентам демонстрировать результаты обучения и оценивать их самостоятельно. Будущий учитель, находясь в культурно-образовательной среде, богатой плодотворными возможностями, совершает наиболее значимый для него выбор.
В рефлексии проявляется личностное начало будущего учителя: его личностные качества, профессиональные ценностно-смысловые установки, модели поведения. Для успешного освоения теоретических дисциплин, в том числе психолого-педагогической направленности, необходим высокий уровень общего интеллектуального развития (восприятия, представлений, познавательных интересов), который характеризуется широким кругом логических операций. Посредством развитой рефлексии будущий учитель становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности.
Реализация современного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя позволяет наделить студента, как субъекта деятельности, важными характеристиками: от проявления его субъектного опыта при решении познавательных задач в педагогической деятельности до построения его индивидуально-субъектного опыта и индивидуально-субъектной траектории профессионального развития, которые в дальнейшем создадут системообразующие связи, способствующие его самореализации и саморазвитию в самостоятельной педагогической деятельности.
На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу Образование 4.0, цель которой— внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса Учи.ру школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.
Допрофессиональноеобучение в наших современных условиях проходят старшеклассники общеобразовательных школ в рамках получения профильного образования. Этот этап направлен на выявление учеников, проявляющих интерес к педагогике, создание условий для раскрытия их способностей, знакомство учащихся с особенностями будущей профессии. На этом этапе старшеклассников общеобразовательных школ ориентируют на профессии педагогического профиля. Обучение может проводиться как в школе, так и на базе учреждений дополнительного образования.
Развитие необходимых навыков и склонностей позволяет учащимся осознанно подходить к выбору будущей профессии. В некоторых регионах при школах формируют педагогические классы, в которых помимо общеобразовательных предметов преподают основы психологии и педагогики. Полученные навыки старшеклассники отрабатывают на практике в качестве вожатых. Такой подход помогает учащимся ознакомиться с будущей профессией, понять, подходит ли она им, соответствуют ли их ожидания тем требованиям, которые предъявляют к современным педагогам.
Основные цели развития информатизации МГЭУ определены стратегией развития Вуза и направлены на обеспечение научного, учебного и организационного процессов в вузе новыми видами информационных ресурсов на основе использования компьютерных сетей и их информационного наполнения, а также новыми информационно-коммуникационными технологиями.
С 2010 года в университете ведется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием на факультете среднего профессионального образования "Колледж" по специальностям: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 39.02.01 Социальная работа, 38.02.07 Банковское дело, 42.02.01 Реклама, 38.02.06 Финансы.
Подготовка магистров осуществляется в университете с 2020 года по следующим направлениям: 37.04.01 Психология (профиль: психология инновационного образования); 38.04.01 Экономика (профиль: экономика и бухгалтерский учет фирмы); 38.04.02 Менеджмент (профиль: стратегический и инновационный менеджмент); 38.04.08 Финансы и кредит (профиль: современное банковское дело и модели управления); 40.04.01 Юриспруденция (гражданское, семейное, международное частное право); 40.04.01 Юриспруденция (профиль: правовое регулирование правоохранительной деятельности).Образовательный процесс АНО ВО МГЭУ включает и образовательные программы дополнительного образования детей и взрослых, переподготовки и повышения квалификации.
Библиотечный фонд ежегодно увеличивается и обновляется. АНО ВО МГЭУ активно сотрудничает с различными ЭБС: BOOK.ru, Университетская библиотека онлайн. АНО ВО МГЭУ располагаетсовременными компьютерными классами, аудиториями многофункционального назначения, лабораториями, лингафонными кабинетами, учебными аудиториями, которые оснащены современным оборудованием и новой мебелью. Научная деятельностьв АНО ВО МГЭУ осуществляется по двум направлениям: подготовка кандидатов наук и научно-исследовательская работа. В университете действуют студенческие научные кружки, поводятся студенческие и международные научно-теоретические и практические конференции. Студенту важно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио, но и получить доход.
Литература
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и этносоциология образования: второе рождение. // Вопр. психологии. - М., 1999. - № 4. - С. 106-107.
Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.., Юрайт, 2020. С. 128.
Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М., Юрайт, 2016. С. 478.
Блинникова И.В. Культурно-историческая психология: взгляд со стороны. // Психол. журнал. - М., 1999. - Т. 20, № 3. - С. 127-130.
Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М., Фолиант, 2018. С. 256.
Марцинковская Т.Д. Путь А.Р. Лурия к культурно-исторической психологии. // Вопр. психологии. - М., 2002. - № 4. - С. 44-49.
Медведев В.Е., Татур Ю.Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. №11. С. 46-56; Вербицкий А.А. Преподаватель - главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13-20.
Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности. М.: ИНФРА-М., 2019. С. 389.
Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / ред. Байбородова Л. В. М.: Юрайт, М., 2019. С. 364.
Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия. // Человек. - М., 1999. - Вып. 3. - С. 35-46.
Шапиро А.З. Психология, культура, биология. // Психол. журнал. - М., 1999. - Т. 20. - С. 123-126.
Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. С. 320.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств