Тема: «Формирование умений и навыков у учащихся написания эссе при подготовке к ЕГЭ по обществознанию»
/учитель истории, обществознания МБОУ СОШ №4 Калининского района Силкова Людмила Николаевна/
Главной задачей моей работы является: обеспечение школьникам необходимого уровня качества знаний для успешной сдачи ЕГЭ и помочь ребятам осуществить свою мечту для поступления в престижные ВУЗы России.
Более 10 лет готовлю учеников к ЕГЭ по обществознанию. За этот период накоплен определённый опыт по подготовке, в частности, в написании эссе, т.к. правильное написание имеет важное значение в ЕГЭ. Оценивается в 6 первичных баллов.
Проблемой методики написания эссе занимались О.А. Чернышёва, С.А. Фомина, Р. В. Пазин и другие. В своей работе я использую их опыт.
I. Педагогическая техника по написанию эссе включает в себя 3 этапа: диагностирующий, формирующий , рефлексивный.
Первый этап – диагностирующий.
Я считаю, что подготовку к ЕГЭ следует начинать с началом изучения курса. Умения и навыки написания эссе закладываются еще в основной школе в 8-9 классах и окончательно формируются в старшей школе. В этом мне помогает учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Он построен так, что после каждого параграфа есть разные рубрики:
рубрика «Подумай» даёт возможность поразмышлять, обсудить ситуации;
рубрика «Факты» - даёт интересные цифры и сведения, которые мы можем использовать в качестве теоретической аргументации;
в рубрике «Мнения» представлены разные точки зрения, что помогает увидеть проблему с разных сторон.
В 8-9 классе провожу работу, которая помогает ребятам определиться с выбором предмета для сдачи ОГЭ по обществознанию, а позже и ЕГЭ. Для тех, кто целенаправленно и систематически готовится по предмету, положительный результат будет дополнительным стимулом и придаст уверенности в силах, те же, кто получит балл ниже ожидаемого, сделают выводы, что готовиться нужно еще больше.
Всю подготовку веду на высоком уровне трудности. Учу рассуждать, чтобы самый сложный вопрос можно было решить или «вытянуть» из задания максимально возможный балл.
Не боюсь ситуаций, когда в ходе рассуждений, мы уходим так далеко, что выбрать верную мысль от неверных сложно. Возвращаемся к нему и на следующем уроке, где я объясняю свою точку зрения, привожу доводы ученых обществоведов, выслушиваю мнения детей.
Подготовка к ЕГЭ в течении 2-3 лет (9-11 классы) подводит учащихся к пониманию обыденности экзамена, дети перестают бояться и волноваться.
На первых уроках в профильной группе я провожу диагностику. Все результаты диагностики вносятся в «Лист Роста», которая ведется учениками до 11 класса и в ней фиксируются все успехи ребенка.
Сама диагностика заключается в следующем:
1. Вначале провожу анкетирование для учащихся (Что такое эссе? Чем оно отличается от сочинения? В какой части ЕГЭ требуется выполнить это задание? Какие требования предъявляются?) (Приложение № 1 )
Это помогает мне сделать вывод о том, владеют ли ученики элементарными знаниями об эссе.
2. Всем учащимся предлагается ответить на вопрос «Почему я выбрал социально-экономический профиль?» Этот вопрос позволяет проверить умение аргументировано и доказательно рассуждать по проблеме.
3. На одном из вводных уроков учащимся предлагаю раскрыть одну из предложенных тем эссе без указания критериев оценки. Как правило, ученики пишут сочинение-рассуждение.
На всю перечисленную работу - 1-2 урока.
4. На заключительном уроке пишем эссе и проводим совместный разбор написанных эссе по критериям.
У каждого ученика есть «Папка по подготовке к ЕГЭ» , где есть отдельные файлы по подготовке к написанию эссе. Вот сюда мы и вкладываем все необходимые памятки по написанию эссе, а также и «Лист роста», который и будет показывать какой из критериев эссе у ребёнка получается хуже всего.
Это главный этап, на котором ведется длительная работа по подготовке учеников.
Работа на данном этапе заключается в следующем:
Сначала знакомлю
с
критериями
задания 2
9
, записываем
эти требования в тетрадях (тетради
завожу
отдельные, которые используются только на уроках подготовки к выполнению эссе).
На первых двух уроках вводим
прие
м «незаконченного предложения»
,
знакомлю с формулой
ПОПС
(позиция, обоснование, примеры и следствие)
Здесь предлагаю цитату, все вместе приводим обоснование по цитате, подбираем примеры и делаем вывод. Всё это пока в устной форме, фронтально.
По мере освоения учащимися формы развернутого ответа вводятся понятия «тезис», «аргумент». Используя материал из учебника и словарей, ученики осуществляют подборку терминов и аргументов для подтверждения или опровержения какого-либо положения.
С помощью приема «мозговой штурм» на каждом уроке
провожу
так называемую «словарную пятиминутку», когда учащиеся устно должны перечислить все термины и понятия по предлагаемому высказыванию
.
На данном этапе учащиеся уже могут самостоятельно давать аргументированные ответы с использованием обществоведческих понятий. Кроме того, они пишут эссе уже на уроках, т.к. эта работа требует ограниченности по времени и объему, на эссе отводится 45 минут (чтобы дети «чувствовали» время).
После прохождения некоторых тем учащимся предлагается дома написать эссе по одному из высказываний. Высказывания нужно подобрать так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превратится в интересный способ закрепления материала.
Следующий урок начинается с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои эссе. Каждое эссе разбираю вслух по критериям, указываю ученику на ошибки. Критерий оценки учителя должен примерно совпадать с критерием оценки эссе на ЕГЭ. Я пользуюсь этими критериями:
Оценка «5» ставится, если ученик набирает 5-6 баллов.
Оценка «4» ставится, если ученик набирает 3- 4 балла
Оценка «3» ставится, если ученик набирает 2 балла
Оценка «2» ставится, если менее 2-х баллов
После подготовительной работы приступаем к написанию эссе, даю им полезные советы, которые размещаем в накопительную папку.
1. Обязательно выпиши высказывание, по которому будешь писать эссе.
2. Используя черновик при написании эссе, полезно оставлять пустые строчки, где потом можно внести исправления и дополнения.
3. Выделяйте абзацы; соблюдайте красную строку;
4. Используйте схему построения предложений:
А) «Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как.»..
Б) «Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как, …, потому что …»
В) «По моему мнению.., я разделяю позицию автора…»
Г) «В заключении можно сделать вывод, что…»
5. Владейте набором определений по каждой теме.
И напоминаю, что прежде чем начать писать, задайте себе следующие вопросы:
– Какой раздел обществознания я знаю лучше всего?
– Какое высказывание из предложенных могу раскрыть наиболее полно?
– Какие идеи я хочу сообщить?
– Какие понятия использовать при раскрытии темы?
Затем представляю общую памятку для написания эссе с пояснениями:
Три основные элемента написания ЭССЕ.
ВЫБОР ТЕМЫ
При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки.
Начните работу с написания цитаты, автора, науки и номера задания, например:
29.1 - философия. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский).
Во введении использую такой момент как ЗАЧИН ИЛИ ВСТУПЛЕНИЕ.
Вступление обычно содержит 2-3 предложения в виде вопросов, исходящих из высказывания, на которые и надо будет дать ответы в ходе дальнейшего рассуждения.
Я считаю, когда ученик, задаст сам себе вопросы, то он потом легко сможет раскрыть тему, не пропуская главного.
Вот примеры некоторых зачинов:
Правоведение
«Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного» (аксиома права).
Всегда ли люди, виновные в совершении преступления, подвергаются справедливому наказанию? Существуют ли нарушения законности в деятельности самих судебных органов? Осознает ли тот, кто щадит виновного, что он наказывает невиновного? Попытаюсь осмыслить данную аксиому права.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
После зачина формулируем основные идеи, заложенные в основе высказывания.
Учу КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ И СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК ПРОБЛЕМ
Философия
«Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» (М. Монтень).
На мой взгляд, в основу своего высказывания Монтень ставит проблему морали и ответственности ученых. И сегодня, в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем она становится особенно актуальной. Трудно не согласиться с автором в том, что любой ученый прежде чем заниматься научной деятельностью должен постичь науку добра
Б) Термины, их значение, на основе которых и развивается дальнейшая аргументация. При этом рекомендуется использовать 3 термина строго по выбранной тематике, употреблять к месту, а не как попало, механически;
В) Раскрытие смысла высказывания, аргументация должна подтверждаться примерами. Лучше, если это будут факты из научной практики, художественной литературы. Также для детей подготовила по разделам некоторую аргументацию. А также даю им задания самостоятельно делать подборку аргументов по заданной теме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(
2-3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
.
Работа заканчивается подведением итогов, выводом, где ученик подтверждает свое понимание высказанной мысли. Не делать повтора мыслей в выводе. Т.Е. опять возвращаемся к цитате и делаем перефраз. Каждому ученику раздаю образец черновика.
Третий этап – рефлексивный.
В основном, это резервные уроки в профильных группах 11 класса. Уже у учащихся сформированы навыки написания эссе. Главная цель – закрепить эти умения. Учащиеся осуществляют разбор и анализ эссе на основе предъявляемых критериев.
В итоге учащиеся заполняют «Лист роста» по написанному эссе, а на индивидуальных консультациях я помогаю устранить имеющиеся минусы.
К 11 классу выпускники успешно справляются с выполнением эссе.
III. Результативность
По итогам ЕГЭ за последние годы мои учащиеся показывают высокие результаты по написанию эссе. Ежегодно 35-40 % учащихся пишут эссе на максимальный балл:
Благодаря качественной подготовке к экзамену мои учащиеся поступают в престижные ВУЗы России на бюджет
А также и в другие Вузы России и Краснодарского края – КУБГУ, КУБГТУ, КУБГАУ. ЮРГТУ , ЮФУ, Саратовский государственный университет и т.д.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат