Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Использование нейропсихологических методов и приемов в развитии и коррекции речи обучающихся". Работа №56575

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Использование нейропсихологических методов и приемов в развитии и коррекции речи обучающихся"
Работа:
Андрианова Галина Николаевна
учитель-логопед, МБОУ СОШ №10 г. Орла
galina-timohina26@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье обоснова актуальность проблемы применения нейропсихологического подхода в логопедии, представлен опыт работы по развитию и коррекции речи детей младшего школьного возраста с использованием нейропсихологических методов и приемов.
Ключевые слова: нейропсихология, нейропсихологический подход, кинезиологические упражнения, нейроигры, кинезиопозы, кинезиоскороговорки, нейроклассики, Су-Джок массажеры, нейроскакалка, балансир.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Нейропсихологические технологии являются универсальными, их можно использовать как в профилактических и развивающих целях (при норме), а можно — с целью коррекции речевых нарушений, компенсации особенностей развития психических процессов ребенка через движение.
Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга — гуманитарное, образное, творческое. Левое полушарие головного мозга — математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга и состоит из двухсот миллионов нервных волокон.
В норме развитие межполушарных связей должно сформироваться у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8,5 лет. У детей с нарушением межполушарного взаимодействия одним из главных признаков является нарушение речи. Изучив работы нейропсихологов, я изменила свой подход к коррекционной деятельности. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе и реализуется не вместо нее, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.
В свои занятия я стараюсь включать упражнения и игры, в ходе которых активизируются оба полушария мозга и формируются сразу несколько навыков, например: согласованность движений рук, движений глаз и языка.
Кинезиологические упражнения или нейроигры (Гимнастика для мозга) – это комплекс упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать мозолистое тело, улучшать память, внимание, речь, пространственные представления, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
Я активно использую кинезиопозы и кинезиоскороговорки.
Кинезиопозы – разноуровневые упражнения с попеременным переключением позы рук и проговариванием слогов.
Кинезиоскороговорки – одновременное переключение позы рук и проговаривание рифмованных четверостиший.
В своей коррекционно-развивающей деятельности я попыталась соединить двигательные упражнения с логопедическим материалом, назвав такую игру нейроклассиками.
Также в своей работе я использую нейротренажеры.
Су-Джок массажеры – легкие шарики с шипами. Внутри шариков- ежиков находятся два металлических кольца. Очень полезны для массирования пальцев рук.
Пример:
Мячик-ежик мы возьмем,
(берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.
(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
(можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем.
(пальчиками одной руки нажимаем на шпики)
Пустим ежика на стол,
(кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем
(ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем…
(ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик
Нейроскакалка — тренажер для развития межполушарного взаимодействия, способности концентрироваться на нескольких действиях одновременно, осуществляя их в общем ритме. Может использоваться для развития речи.
Инструкция игры: определить сколько в слове слогов, прыгнуть столько раз, сколько слогов в слове.
Дидактическое упражнение Скажи наоборот.
Дидактическое упражнение Назови пять… (фруктов, овощей,
предметов обуви и пр.).
Дидактическое упражнение Назови первый звук.
Чтение чистоговорок.
Балансир — это тренажер, который представляет собой неустойчивую поверхность. Физиологи и нейропсихологи не устают повторять: дети развиваются через движение! Суперсила балансиров в том, что они заставляют наше тело работать, а мозжечок — координировать многочисленные сигналы, поступающие из разных уголков периферии.
Инструкция игры:
Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых есть звук Р.
Таким образом, активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей не только психические процессы, но и речевые недостатки, способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений и коррекции. Нейропсихологические методы и приемы легко внедрились в мою коррекционную деятельность и благотворно сказываются на речевом развитии обучающихся. Основным требованием к использованию нейроигр, является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно увеличивая время и сложность.
Литература
1. Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход/ Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст]: теоретические положения современной нейропсихологии, высшие психические функции человека и процессы их развития, патология речи: методы диагностики и коррекции: учебник для студентов вузов /Т.Г. Визель. - Москва: В. Секачев, 2017. – 264 с.
3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.
4. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости//нейропсихология сегодня/ Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – С. 154-160.
5. Тарасова О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 421-424.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×