Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Приёмы театрализации литературных произведений как условие нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Работа №56625

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Приёмы театрализации литературных произведений как условие нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения
Работа:

Пайметова Дарья Степановна

студент

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ФГБОУ ВО "ХГУ им. Н.Ф. Катанова")

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра педагогики и методики начального образования

г. Абакан, Республика Хакасия

Приёмы театрализации литературных произведений как условие нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения

Аннотация: уроки литературного чтения имеют огромный воспитательный потенциал: через приемы театрализации литературных произведений младшие школьники осваивают общечеловеческие ценности, воспитывают и совершенствуют свои нравственные качества. Театрализация на уроках литературного чтения рассматривается в контексте игры и игровых возможностей, проводится диагностика уровня воспитанности нравственных качеств.

 

Ключевые слова: театрализация, нравственное воспитание, литературное чтение, театрализованные игры.

 

Techniques of dramatization of literary works as a condition for the moral education of younger schoolchildren in the lessons of literary reading

Abstract: literary reading lessons have a huge educational potential: through the techniques of theatrical literary works, younger schoolchildren master universal values, educate and improve their moral qualities. Theatricalization in the lessons of literary reading is considered in the context of the game and gaming opportunities, the diagnosis of the level of education of moral qualities is carried out.

Keywords: theatricalization, moral education, literary reading, theatrical games.

 

Воспитание нравственности младших школьников – одна из задач современного образования, о чем гласит Концепция духовно-нравственного воспитания [1]. С учетом того, что в современном информационном обществе активно распространяются поведенческие девиации, нравственное воспитание детей целесообразно реализовывать именно в русле борьбы с бездуховностью, жестокостью, безверием, агрессивностью. Начальная школа может предложить обучающимся развиваться нравственно на основе идеалов вечности, и такую возможность дают уроки литературного чтения.

Уроки литературного чтения играют очень весомую роль в формировании полноценной, самостоятельной и активной личности ребенка [4, с. 23]. К. Д. Ушинский замечал, то «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому одна из главных задач уроков литературного чтения – это духовно-нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства» [7, с. 44].

Как подчеркивает В.С. Мухина, ребенок младшего школьного возраста, воспринимая окружающие объекты, учится выделять их особенности, анализировать обобщать, делать свои выводы. На этой основе у учащихся все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для осмысления мотивов поступков героев, выделения его качественных характеристик [5, с. 65].

Театрализация литературных произведений – это игровой прием организации урока, позволяющий детям через художественные образы, моделирование взаимоотношений развивать эмпатию, дружелюбие, совершенствовать мировосприятие. Игра, как вид деятельности, в свою очередь, позволяет перенимать ценности, нормы, чувства, убеждения и безусловно заинтересовывает детей. М.Е. Дуранов трактует игру как тип осмысленной непродуктивной деятельности, в которой мотив лежит не в результате, а именно в процессе [2, с. 384].

При реализации театрализованных задач в игре младший дошкольник обретает свободу, примеряет на себя разные роли, ощущает ответственность на себе, из-за чего старается показать себя в выгодном свете. Благодаря собственному опыту ребенок конструирует совершенно новую для себя модель поведения и следует ей.

М.Е. Дуранов театрализованную игру рассматривает как средство социализации младшего школьника в процессе освоения им нравственного смысла литературного текста и фольклора через организованную коллективную деятельность [2, с. 192].

С.В. Пазухина и Т.Н. Шайденкова под театрализованной игрой понимали такой вид художественной деятельности, в котором младшие школьники отыгрывают литературные произведения через мимику, жесты и интонации [6, с. 108].

И.А. Каиров предлагает следующую классификацию театрализованных игр [3, с. 105]: игры-драматизации (инсценирование потешек, песен, сказок, небольших литературных текстов), игры-спектакли (драматический спектакль, опера, мюзикл, пантомима), театрализация (праздники, массовые действа).

Среди приемов использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе отмечаются следующие:

- персонификация – участие в театрализованной постановке реального прообраза или непосредственно писателя позволяет учителю опираться на «соведушего» в процессе проведения урока. Интересно, что учитель может самостоятельно примерить на себя ту или иную роль;

-  ролевое прочтение текста - рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения.

-  ролевая игра «Кто я?», в ходе которой ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе»;

-  историческая сценка – небольшое представление, позволяющее издавать учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов;

-  сценически-игровые упражнения. Младшие школьники вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют из поведение, определяют место и время действия, то есть, работают с образами. Здесь могут использоваться такие виды упражнений как, например, сценические этюды, пантомима, составление словесного портрета героя. Дети работают над развитием речи, пластики, игровых способностей;

-  драматизация – это самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов. Учитель с детьми работает над сценической выразительностью: определение движений, действий, мимики, жестов персонажа, его интонации. Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни, перекладывая на них креативный подход театрализации.

Получив представление о значимости театрализации литературных произведений на уроках литературного чтения, в 2023 году нами была проведена опытно-экспериментальная работа – диагностика уровня воспитанности нравственных качеств у младших школьников, целью которой стало исследование перечня нравственных качеств: честность, дружелюбие, дисциплинированность, эмпатичность, ответственность, трудолюбие. В процессе работы использовалось три методики: для того, чтобы выявить уровень воспитанности честности, дружелюбности и дисциплинированности у младших школьников, применялась методика М.И. Шиловой «Диагностика уровня воспитанности». Уровень эмпатии позволила выделить методика В.В. Бойко «Эмоциональная эмпатия» в форме тестирования. Выявить уровень воспитанности ответственности и трудолюбивости у младших школьников помогла методика О.И. Моткова «Самоанализ личности».

По методике М.И. Шиловой результаты уровня воспитанности нравственных качеств оказались низкими. В частности, выявлен низкий уровень дружелюбия (только 8 детей обладают этим показателем), отзывчивость обнаружена у 6 детей, честностью обладает только 1 ребенок. Воспитанность детей характеризуется с точки зрения нетребовательности к себе, безынициативности (только 6 детей обладают характеристиками воспитанности). Методика В.В. Бойко «Эмоциональная эмпатия» на уровень эмпатии показала, что 3 ребенка обладают высоким уровнем эмоциональной эмпатии; у 9 младших школьников наблюдается средний уровень и еще у 8 детей – низкий уровень. По методике О.И. Моткова «Самоанализ личности» низким уровнем воспитанности ответственности по оценке учителя обладает 3 человека. Средний уровень обнаружен у 13 человек, высокий – у 4 человек. Что касается критерия трудолюбия, то низкий он у 3 младших школьников. Средний уровень отмечен у 10 человек. Высоким уровнем трудолюбия обладают 7 обучающихся. Полученные результаты первичной диагностики позволили выявить, что большинство детей имеют низкий уровень воспитанности нравственных качеств, это свидетельствует о необходимости внедрения методических разработок на уроках литературного чтения.

На этом основании разрабатывался комплекс театрализованных игр по литературным произведениям. Его целью стало повышение уровня воспитанности нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, в частности, таких как честность, дружелюбие, дисциплинированность, эмпатичность, ответственность, трудолюбие. Комплекс включил такие формы деятельности: работу в группах; творческие работы; индивидуальные задания. Одна из театрализаций – постановка спектакля «Теремок», где дети были задействованы в сюжет как литературные персонажи, то есть были вынуждены решать морально-этическую проблему коллективно, к тому же, им хорошо известен сюжет, что дает больше простора для импровизации и самореализации. Моделирование жизненной ситуации воспитывает в младших школьниках необходимые общечеловеческие качества.

По окончании прохождения комплекса театрализованных игр была проведена повторная диагностическая работа для того, чтобы узнать, какие произошли изменения по развитию нравственных качеств у обследуемых. Обработка результатов показала, что уровень нравственной самооценки стал выше. Дети стали понимать категории нравственных ценностей: добро, справедливость, честность и прочее. Это доказывает, что правильно организованная работа с детьми повлияла на уровень нравственной самооценки детей. Таким образом, театрализация на уроках литературного чтения является основой формирования нравственных качеств обучающихся начальной школы в воспитательном процессе.

 

Список литературы

Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://clck.ru/34b8Q7.

Дуранов

, М. Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / М.Е.

Дуранов

. – Магнитогорск: МГПИ, 2006. – 315 с.

Каиров

, И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А.

Каиров

. – М

осква

: Просвещение, 1989. – 190 с.

Логинова, Ю. А. Возможности уроков литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст] / Ю.А. Логинова // Актуальные

вопросы современной педагогики

: материалы XIII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, июнь 2020 г.). – Казань: Молодой ученый, 2020. – С. 23-25.

Мухина, В. С. Детская психология

/ В.С. Мухина. – Москва

: Просвещение, 1985. – 272 с.

Пазухина

, С. В.,

Шайденкова

, Т. Н. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования: (задания и упражнения для практических занятий и самостоятельной работы студентов): учеб. Пособие / С.В.

Пазухина

, Т.Н.

Шайденкова

. – М

осква

:

Директ

-Медиа, 2016. – 267 с.

Ушинский, К. Д. Родное слово [Текст] / К.Д. Ушинский

//

Пед

. соч. в 6 т. – Т. 2. – Москва

: Педагогика, 1988. – 525 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×