Семинар-практикум для воспитателей
«Рисование акварелью как средство художественно-эстетического развития дошкольников».
Цель: Раскрыть изобразительные возможности акварели, показать его влияние на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста помочь взрослым организовать занятия с детьми как в ДОУ, так и в домашних условиях. Пропаганда среди педагогов рисования акварелью Показать актуальность кружковой работы в детском саду.
Задачи: - изучить поливариантное использование изобразительных материалов в образовательной работе с детьми;
- представить уже знакомые материалы в новом контексте;
- разработать методику художественно-эстетического развития детей;
- определить показатели результативности работы по изобразительной деятельности и художественному труду.
Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка».
Подготовительный этап:
Оформить выставку детских рисунков в технике рисования акварелью.
Оформить
выставку своих работ.
Приг
отовить литературу по
художественному творчеству.
Цитаты. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
«Дерево ожиданий» в начале семинара – практикума раздать заранее приготовленные бумажки в форме палитры, на которых педагоги напишут то, что они ожидают от данного семинара-практикума (листочки с вопросом об ожидании представлены заранее, чтобы у педагогов было время обдумать ответ). Затем прикрепить их на «дерево ожиданий».
Цель: сбор информации.
I часть. Теоретическая.
Выступление.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Я хочу с вами сегодня поговорить о рисовании акварелью. Акварель – сложный материал, требующий определенной подготовки и сноровки. Мы здесь не говорим о том, что нельзя давать акварельные краски детям младшего возраста – перефразируя классика, скажу, что акварели все возрасты покорны. Я как воспитатель хочу рассказать о программном обучении в садике.
Рисовать акварельными красками непросто, они не дают такого насыщенного цвета, как гуашь, ее нужно разбавлять водой, рисунок долго сохнет, цвета не перекрываются, а смешиваются. Много нюансов. Для начала нужно выбрать хорошие краски, иначе ребенок вообще не захочет использовать акварель.
Для начинающих художников отлично подойдет палитра красок «Классика» производства «Луч». Здесь 24 цвета, которые оставляют насыщенный цвет на бумаге, изготовлены из безопасных материалов с добавлением пчелиного меда. Эта краска отечественная и недорогая, но очень хорошая, советую.
Чтобы маленький художник не запачкался в творческом порыве, а также с раннего возраста приучился к порядку, уроки рисования акварелью нужно проводить в полной «экипировке» – я бы порекомендовала купить красивые фартуки.
Какие задачи стоят перед воспитателем в период обучения рисованию акварелью дошкольников?
Подойдя к этапу знакомства дошкольников с акварельными красками, педагог или родитель должен понимать, что в итоге он хочет добиться от детей.
По моему опыту, не стоит пренебрегать мелочами и тонкостями владения кисточкой и красками.
Так, что нужно уметь и знать:
Как разводить акварельные краски водой;
Как пользоваться палитрой для смешивания цветов;
Как добиться более темного или светлого оттенка с помощью воды или черной краски;
Как аккуратно смачивать кисточку водой, стряхивая капельку на краску;
Как тщательно промывать кисть, осушать ее о салфетку или тряпочку, проверяя чистоту кисти.
Помните, что следует сразу же, на первых этапах знакомства деток с красками, приучить их правильно работать с ними. Они приобретут навыки и полезные привычки, которые помогут им рисовать аккуратно и красиво, не пачкая все вокруг и себя тоже.
Техника рисования акварелью весьма разнообразна. Мы с детками моей группы рисуем пальцами, ставим отпечатки ладони, делаем оттиски природных материалов (листьев), пытаемся рисовать мокрой техникой.
Необязательно покупать специальную палитру для красок, можно использовать альбомную бумагу. Она и воду лишнюю впитает и позволит сразу понять, получился ли нужный оттенок.
Если для рисования гуашью не нужно пробовать цвет, он в любом случае получится точно такой же, как в баночке, то акварель нужно сначала наносить на палитру.
Следите, чтобы детки рисовали кистью не против ворса, а по ворсу, иначе кисть испортится, а ровной и чистой линии не получится. Дети часто делают кисточкой движения туда-сюда, как карандашом. С красками это не проходит: мазок делается в одну сторону один раз.
Уроки рисования акварелью для начинающих художников предусматривают ознакомление с кисточками разной формы и номеров. Мы в садике используем круглые кисточки среднего размера – 10-14 номер. Подготовительная группа может пользоваться более тонкими (2-6 номер) и более толстыми (12-16).
Для закрашивания фона и больших плоскостей можно использовать широкие плоские кисти, которые называются флейц.
Так, с организационными моментами понятно, да? Перейдем к практике.
Практические заметки
Осваивать акварель нужно поэтапно, шаг за шагом, от простого до сложного. В детском саду мы начинаем с декоративного рисования. Расписываем кувшины, салфетки, рушники, тарелки, конечно, все это вырезается из белой бумаги и расписывается акварельными красками.
Декоративные узоры представляют собой повторяемые элементы, осваивая которые, детки, как говорится, набивают руку для более сложных рисунков. Это самый действенный путь к оттачиванию техники. Научившись изображать разные узоры, дети становятся смелее, уверенней в своих способностях.
В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
II часть. Практическая.
Имитационная игра с педагогами.
Даю взрослым три разных задания (листочки розданы заранее).
Я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в детей. Мы сегодня отправляемся путешествовать в волшебную страну рисования. А чтобы попасть в эту страну надо выполнить три задания. Слушайте внимательно:
Когда вы были маленькими. Вы рисовали «
каля-маля
». Теперь вы выросли и уже умело рисуете взрослые рисунки. Сегодня я для вас приготовила каракули малышей. И прошу вас помочь мне увидеть в них что-то интересное. Но сначала надо выбрать, чем вы будете рисовать
На этих волшебных листах что-то нарисовано. Предлагаю вам дорисовать то, что вы увидите в этих кляксах.
Ребята, мы с вами находили в окружающей обстановке предметы похожие на геометрические фигуры. Сегодня я вам предлагаю с помощью изобразительных средств нарисовать картину из геометрических фигур.
Мы выполнили с вами все задания, и попали в волшебную страну Рисования. Но злой волшебник заколдовал всё в этой стране, и все предметы стали невидимыми. С помощью акварельной краски мы попытаемся расколдовать злые чары. Вы поможете мне в этом?
Сегодня я хочу вам предложить окунуться в яркий мир творчества, отрешиться от своих проблем, почувствовать себя совершенно свободными. Я предлагаю вам пройти за столы и попробовать самим создать необыкновенные рисунки с помощью обыкновенных вещей. Нам понадобятся наши собственные умелые руки, краски разных цветов, листы бумаги, ваша фантазия и хорошее настроение. Выполнение и анализ творческих работ педагогов. ( под музыку "Времена года")
Полученные изображения вырезают и оформляют в общий коллаж.
А вот и прекрасная страна, она встречает нас яркими красками, ароматом цветов, зеленью деревьев, жужжанием и порханием бабочек.
Рефлексия.
Зачитывание «палитр» с «дерева ожиданий».
Рефлексия (вопросы для обсуждения).
- Какие ощущения, эмоции вызвала затронутая тема?
- Считаете ли вы ее для себя актуальной?
- Что вам показалось наиболее интересным на данном семинаре-практикуме?
- Что вызвало трудности, заставило задуматься?
Спасибо за внимание!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат