Профориентационная работа эколого- биологической направленности
Конюшева З.Р., учитель биологии
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 имени кавалера ордена Мужества В.С. Бараева городского округа Сызрань Самарской области
А главный успех учителя – в его учениках, в выпускниках, которые не затерялись в большом мире взрослых и нашли в нем себя!
В настоящее время остро встает вопрос подготовки квалифицированных эколого-биологических кадров. Профессия эколого-биологической направленности подразумевает наличие у человека определенных личных качеств и взятие на себя ответственности за то, как будет развиваться все, что нас окружает. Поэтому становится актуальным вопрос о необходимости подготовки подрастающего поколения к профессиям этого профиля со школьной скамьи.
Актуальность этой темы обусловлена современной стратегией обновления образования. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина базовые национальные ценности определены как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально -исторических традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. К их числу относятся патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, труд и творчество, наука, природа, человечество. В соответствии с базовыми национальными ценностями определяется содержание воспитания личности ребенка. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах.
В настоящее время от образования требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению.
Далее представляю материал из опыта работы, который позволяет сформировать в системе дополнительного образования детей условия профориентации и предпрофессиональной подготовки учащихся, будущих специалистов эколого-биологического профиля.
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Поэтому основной задачей является создание условий для развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить их от неблагоприятных факторов.
Профориентационная работа эколого- биологической направленности в нашей школе реализуется через процесс обучения, внеклассную и внешкольную деятельность.
Традиционными общешкольными мероприятиями, способствующими экологическому воспитанию являются:
- Всемирный день птиц.
- День защиты от экологической опасности.
- Экологические линейки и викторины.
- Всероссийские уроки Экологии.
Эти мероприятия активизируют учащихся и вызывают познавательный интерес к предмету.
Традиционны конкурсы:
- фоторабот
- рисунков
- поделок из природного материала
Огромное количество этих работ участвует в конкурсах проводимых областной станцией юных натуралистов.
Данная работа помогает осознать хрупкость природы и воспитывает бережное отношение к ней.
Реальной экологической деятельностью учащихся, направленной на улучшением окружающей среды своей местности является:
- озеленение школы
- работа на пришкольном участке
- организация субботников в микрорайоне
- участие в экологических акциях, социальных проектах
Эта работа способствует всестороннему развитию личности, становлению духовных и патриотических качеств учащихся. А физическая работа на свежем воздухе, комфортное эмоциональное состояние - способствуют здоровьесбережению.
С 2007 года я являюсь руководителем экологического клуба «Экос», который функционирует в системе дополнительного образования нашей школы.
В программе клуба предусмотрены различные виды деятельности.
Один из них – добровольческая волонтерская деятельность.
Волонтеры:
- проводят для учащихся младших классов конкурсные программы
- организуют социально-значимые
- вовлекают в конкретную природоохранную
Ориентируя обучающихся на социально значимую деятельность, формирование у них лидерских качеств, организаторских умений и навыков – способствую развитию позитивного имиджа школы.
Большое количество учащихся выходят с инициативой участия в конкурсах по направлению эколого – биологической деятельности. Наиболее ярким и значимым партнером для нас является областная станция юных натуралистов, с которой наше образовательное учреждение ежегодно заключает договор и утверждает план совместной деятельности.
Считаю, что моя работа способствует совершенствованию системы эколого – патриотического воспитания подрастающего поколения в современной школе, формирует у учащихся такие качества – как гражданская ответственность, эколого – правовое самосознание, инициативность, самостоятельность. Ориентирует ребенка на выбор профессии, способствует успешной социализации и самореализации личности.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат