Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование профессионально – трудовых приемов и навыков у обучающихся с задержкой психического развития на занятиях элективного курса «Вода в жизнедеятельности человека».. Работа №56806

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование профессионально – трудовых приемов и навыков у обучающихся с задержкой психического развития на занятиях элективного курса «Вода в жизнедеятельности человека».
Работа:

С.Р. Гришина

Саткинский район

МКОУ «СОШ р.п. Сулея»

Формирование профессионально – трудовых приемов и навыков у обучающихся с задержкой психического развития на занятиях элективного курса «Вода в жизнедеятельности человека».

Задача школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду. Трудовое обучение – одно из главных условий подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в образовательном пространстве. Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, а также профессионально - трудовыми навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Задача учителя заключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе.

Современная деятельность школы  предусматривает формирование профессионально – трудовых приемов и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Рассмотрим более подробно задачи по формированию профессионально-трудовых приемов и навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) на примере преподавания в 9 классе элективного курса по химии: «Вода в жизнедеятельности человека».

Учебная мотивация у детей с ЗПР снижена, интересы в основном игровые. Для формирования положительного отношения к учебе необходимо заботиться о создании положительной атмосферы на уроке. Необходимо снижать тревожность детей, исключать иронию, выговор, создать ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение. Шире опираться на игру, делать ее естественной организацией быта детей. Целенаправленно стимулировать детей на уроке, возбуждать интерес, эмоции, удивление, важна также новизна и формирование оптимистического настроения.

Практика обучения химии показывает, что большой интерес у обучающихся с ЗПР вызывают социально и личностно значимые проблемы

Эти проблемы стали настолько серьезными, что для
формирования профессионально-трудовых приемов и навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) необходима индивидуальная работа. Передача знаний, умений, навыков – это задача учителей.

Учитель, используя поощрения в учебной работе, тем самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы. При обучении детей с задержкой в психическом развитии весьма существенным представляется подведение их к обобщению не только по материалу всего занятия, но и по отдельным его этапам. Необходимость поэтапного обобщения проделанной на занятии работы вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в памяти весь материал и связывать предыдущее с последующим. В учебной деятельности обучающемуся с задержкой психического развития значительно чаще, чем нормальному обучающемуся, дают задания с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкретные и в той или иной степени абстрактные. При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл в принципе, поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям.

Именно поэтому на первом занятии курса обучающимся с ЗПР выдается маршрутный лист в виде таблицы (табл. 1), что позволяет поэтапно пройти по всем занятиям курса, выполнить все задания и получить зачет.  

Таблица №1

Маршрутный лист реализации элективного курса: «Вода в жизнедеятельности человека»

№ п/п

Ф.И.О.

Дата

практика

проект

тетрадь

соц.опрос

зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем курса 12 часов (0,34 час в неделю). Элективный курс «Вода в жизнедеятельности человека» предназначен для изучения в 9-х классах. Большинство занятий предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности обучающихся с ОВЗ, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа обучающихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. При такой организации реально предоставляется возможность выбора проектов обучающихся по их интересам, развить общеучебные и социальные умения (работа с приборами, постановка опытов, целенаправленные наблюдения и четкая фиксация их результатов и т. д.), коммуникативные умения и навыки, научить эффективно, работать в группе. Выбирая тему проекта, обучающийся ассоциирует данный материал с будущей профессией, что значительно повышает интерес. Например: проект «Заболевания, вызванные низким качеством воды» - будущий медик, проект «Содержание в различных продуктах воды» - будущий диетолог и т.д.

Изучаемым объектом данного курса является ВОДА. Согласно «Всеобщей декларации прав человека», право на чистую воду, её охрану и
информацию о качестве воды - основные права человека, защищающие не
только его здоровье, но и жизнь. В связи с этим 22 февраля 1993 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций объявила 22 марта Всемирным днем воды (водных ресурсов). Цель
этого праздника - привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой
воды, необходимости сохранения и рационального использования водных
ресурсов. В течение преподавания курса необходимы обучение приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Поэтому вместо обычного текста по опросу жителей, для обучающихся с ЗПР выдается таблица, которая удобна и с точки зрения заполнения, и с точки зрения расчетов результатов опроса (табл.2).

Таблица №2

Статистический опрос жителей «Довольны ли они качеством питьевой воды»

Содержание вопроса

№ квартир или домов (количество 10)

Итого

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Довольны ли вы качеством

питьевой воды?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Вас беспокоит:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) присутствие в воде хлора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) содержание тяжелых металлов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) цвет воды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) содержание органических

веществ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Вы пьете воду:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) из- под крана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) кипяченую -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) отфильтрованную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Вы считаете, что для

улучшения качества воды нужно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) установить фильтры в квартирах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) прочистить трубы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) не загрязнять природные

источники вод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) использовать для очистки

новые технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия курса могут проводиться на базе школьных кабинетов химии . Также планируется работа в библиотеках, поиск информации в Интернете, экскурсии.

Способы оценивания достижений учащихся:

Результатом деятельности учащихся может быть: отчет по практической работе, экскурсии, мини-исследованию, защита групповых исследований, выдвижение и защита собственных проектов по решению данной экологической проблемы, формирование профессионально-трудовых приемов и навыков у обучающихся с задержкой психического развития. Общим результатом является отчетное занятие, которое проводится как открытый урок с приглашением администрации и учителей школы. На котором обучающиеся докладывают о проделанных исследованиях и наблюдениях, делятся впечатлениями и делают выводы об экологическом состоянии водных ресурсов.

Ожидаемые педагогические результаты:

1. Профессиональная ориентация в области естественных наук и экологии.

2. Развитие экологической культуры обучающихся.

3. Приобретение учащимися практических знаний и умений: планирование и организация эксперимента.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×