Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Программа «Взгляд в будущее». Работа №56878

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Программа «Взгляд в будущее»
Работа:

Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию у старшеклассников как основы их профессионально – личностного самоопределения

Программа «Взгляд в будущее»

Педагог-психолог МБОУ Городская гимназия

города Димитровграда Ульяновской области

Гордецкая Н.Е.

Цель данного курса - дать возможность юношам и девушкам сформировать представление о своем будущем - ближайшем и далеком, найти новые и укрепить старые ориентиры в жизни и в результате продвинуться в плане самоопределения, развития себя как личности, в обретении и осознании своей идентичности. Активизация процессов профессионального и личностного самоопределения.

Исходя из поставленной цели, можно выделить целый ряд задач, отражающих специфику данного курса, таких как:

 принятие своего прошлого как неотъемлемой части жизненного опыта;

 формирование более четкого представления об отдельных этапах человеческой жизни;

 попытка определения собственной системы жизненных ценностей;

 осознание стереотипов поведения людей на разных этапах жизненного пути;

 осознание важности собственного мнения для стабильности своего "Я";

 развитие временной перспективы и способности к целеполаганию;

 осознание своих достоинств и недостатков могущих оказать влияние на достижение поставленных профессиональных целей;

 представление о внешних и внутренних препятствиях на пути к достижению цели;

 формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к цели.

Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, самоанализ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Занятие 1. Давайте познакомимся.

Занятие 2. Мои жизненные ценности.

Занятие 3. Игра «Мой выбор». Совместная постановка задач курса. Совместно с ведущим дети должны ответить на вопрос: Зачем человеку нужно планирование своего будущего? Что может помочь человеку осознанно выбрать свой путь?

Занятие 4.Знаешь ли ты себя.

Занятие 5. Мои сильные и слабые стороны.

Занятие 6. Мой темперамент.

Занятие 7. Игра «Эпитафия».

Занятие 8. Упражнение «Мой день через 10 лет».

Занятие 9. «Искусство успевать».

Занятие 10. Формулируем цели.

Занятие 11. Ресурсы.

Занятие 12. Игра «Ловушки–капканчики». Осознание препятствий на пути к достижению целей, поиск путей их преодоления.

Занятие 13. Упражнение «Волшебное лекарство». Осознание своих целей и потребностей.

Занятие 14. Мои проблемы. Формулирование проблем в виде целей.

Занятие 15. Упражнение «Карта будущего».

Занятие 16. Итоговое занятие.

Занятие 1. Давайте познакомимся.

Цель: Установление контакта с подростками, создание положительной мотивации на предстоящие занятия, постановка задач курса.

Ход занятия.

Игра «Интервью»

Подростки делятся на группы. В группе каждому нужно задать такие вопросы, чтобы как можно больше узнать об участнике занятий.

Рекомендации ведущему: Если группа небольшая, то упражнение целесообразнее проводить в общем кругу.

Беседа о психологии.

Что такое психология?

Кто такой психолог?

Чем может помочь психология в жизни?

Прежде чем начать занятия психолог предлагает выработать и принять правила, по которым будет происходить общение на занятиях.

Добровольность участия в упражнениях.

Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твоё мнение.

Анонимность приведённых примеров (нельзя превращать занятия в классный час по разбору проблем).

Лучше промолчать, чем говорить то, что не думаешь.

Нельзя давать оценку выступлению другого, если он сам об этом не просит.

Вне занятий не обсуждать то, что узнаём друг о друге на занятиях.

Рекомендации ведущему: список правил может быть расширен самими подростками.

Проведение анкетирования по поводу ожиданий, связанных с занятиями.

Занятие 2. Мои жизненные ценности.

Цель: определение ценностных ориентаций подростков и связанных с этим проблем, а также диагностика проблем построения жизненной перспективы.

Ход занятия:

Поведение методики Е.Б.Фанталовой выявляющей систему ценностных ориентации

Обсуждение результатов.

Гистограмма «Моя жизнь»

На бланке изображены две оси: Горизонтальная «ВРЕМЯ» (годы жизни) и вертикальная «ЗНАЧИМОСТЬ СОБЫТИЯ» от 0 до 10 баллов. Ось время задаётся самим испытуемым (по годам или подробнее). На ней в соответствующем месте нужно изобразить в виде столбика важные события своей жизни: прошлой, настоящей и будущей, а по вертикальной оси отложить личную значимость каждого события (от 0 и до 10). Синим цветом, обозначают события прошлого, красным – настоящего, зелёным – будущего (9).

Психологический комментарий: Методика диагностирует проблемы построения жизненной перспективы. Нормальная картина предполагает приблизительно одинаковое количество красного, зелёного и синего цвета на этой гистограмме. Наличие у подростка проблем с будущим – указывает либо полное отсутствие зелёного, либо присутствие 1–2 столбиков не привязанных к определённым годам жизни – «когда–нибудь умру», « когда–нибудь разбогатею».

Обсуждение результатов занятия.

Занятие 3. Игра «Мой выбор».

Цель: Активизация процессов личностного и профессионального самоопределения, постановка задач курса.

Методическое оснащение: карточки с заданиями.

Ход занятия:

Игра «Мой выбор»

Ведущий: - Кем вы хотели бы стать в будущем?

Поднимите руки те, кто выбрал будущую профессию?

Будущее это только та профессия, которую ты выберешь?

Сегодня в игре мы попробуем определить, что человеку нужно для осознанного выбора.

Сейчас мы с вами поделимся на команды. В командах придумайте

название, девиз

, который бы отражал ваше отношение к будущему.

Задание 1

Кем могли бы работать в наши дни:

Волк из сказки «Семеро козлят»

Кот

Матроскин

Красная Шапочка

Шарик из Простоквашино

Ведущий: На что вы опирались, давая ответы? На склонности и способности, которые проявляли данные персонажи.

Задание 2.

Возможен ли такой выбор, чтобы при этом учитывались и склонности и способности? А нужен ли он?

«Биржа труда»

К вам пришли за советом два человека, исходя из их особенностей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) кем бы они могли работать? Дайте как можно больше рекомендуемых профессий, а также противопоказанные, нерекомендуемые профессии.

Обсуждение.

Задание 3.

После того как сделан выбор нужно учиться. Команда задает профессию, а другая посовещавшись отвечает: «Где нужно учиться чтобы приобрести эту профессию (техникум, ПТУ, ВУЗ…)? Есть ли в нашем городе, области учебное заведение где можно её получить?»

Задание 4.

Ведущий:

Не достаточно просто сделать выбор, чтобы достигнуть своей цели. На пути могут встретиться трудности. Трудности могут быть как внешние, так и внутренние.

Ваша задача определить цель и спланировать, как её достигнуть. Каждая команда выбирает конкретную цель, выдуманного или реального человека (это может быть желание поступить в конкретное учебное заведение, окончание его, оформление на работу, карьерный рост…).

Беседа.

Игра помогла задуматься над будущим. Давайте, теперь определим, что человеку может помочь выбрать свой жизненный путь?

Знание о себе

Знание об окружающем мире, социальной ситуации и т.д.

Понимание того, что ты хочешь

Умение поставить цель и достигнуть её

Что ещё?

На листе бумаги оцените, насколько вы владеете знаниями и умениями выделенные нами, о чем вам интересно было бы узнать.

Обсуждение результатов занятия.

Литература:

Дубровина И.В. и др. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 528 с.

Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. — М.: УЦ «Перспектива», 2002. — 52 с.

Пряжников

Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. Изд.

Academia

, 2008.

Пряжников

, Н. С. 

 

Профориентология

 :

учебник и практикум для вузов /— Москва : Издательство

Юрайт

, 2023.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×