Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Особенности формирования профессиональных навыков на уроках трудового обучения в коррекционной школе. Работа №56885

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Особенности формирования профессиональных навыков на уроках трудового обучения в коррекционной школе
Работа:
Особенности формирования профессиональных навыков на уроках трудового обучения в коррекционной школе.
И.Н.Никулина I.N.Nikulina, г. Ковров
Трудовое обучение является неотъемлемой частью системы работы специальной школы, от которой решающим образом зависит развитие личности учащихся. Вот почему все исследователи, занимавшиеся изучением, обучением и воспитанием школьников с особыми познавательными потребностями, всегда уделяли большое внимание их трудовому обучению и воспитанию.
Общетрудовые навыки и умения имеют единую структуру для различных профилей трудовой подготовки школьников и формируются у них при изучении разных тем во всех периодах трудового обучения. Это навыки планирования, организации своего рабочего места и координации движений, навыки самоконтроля. Они одновременно являются и общепроизводственными навыками и умениями, характерными для многих видов труда, на предприятиях различных отраслей. Профессиональные навыки и умения имеют определённую структуру в зависимости от профиля трудовой подготовки. К профессиональным относятся навыки и умения подготовки и образцового содержания рабочего места, в том числе – ухода за оборудованием и инструментами (инвентарём), выполнение трудовых приёмов. Овладевая профессиональными навыками, учащиеся вспомогательной школы испытывают затруднения в ориентировке в задании (анализ образца, понимание инструкции, привлечение своего прошлого опыта к решению данной задачи), планировании трудовой деятельности (определение последовательности операций и приёмов работы). Всё это и является причиной недостаточной самостоятельности школьников. Постепенное повышение самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий помогает решать задачу формирования общетрудовых умений. Помощь учителя является одним из важнейших фактов формирования общетрудовых умений, но она должна строго дозироваться и постепенно уменьшаться.
Учитель трудового обучения, подбирая типичные работы для формирования общетрудовых навыков и умений, должен учитывать, что одни и те же трудовые действия и приёмы во время работы повторяются. Необходимо обогащать их новым содержанием, направленным на решение новых задач. Общетрудовые навыки и умения в результате постоянного углубления, уточнения и закрепления их учащимися совершенствуются и складываются в систему: изолированные движения при их объединении составляют действие.
В работах Б.И.Пинского, Г.И.Дульнего, Е.А.Ковалёва, С.Л.Мирского, А.Р.Малера, В.В.Воронковой, И.М.Бгажноковой и других, исследовавших вопросы трудового обучения детей с недоразвитием интеллекта, отмечается, что педагогически правильно организованное трудовое обучение является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся вспомогательной школы.
Наибольшая сложность трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит в формировании обобщённых умений, способности выполнять трудовые задания не только в определённой ситуации, но и при изменении условий
Рассматривая перспективы обучения детей с особыми познавательными потребностями, а также последующую проблему трудоустройства данной категории учеников, скорректирована программа по обслуживающему труду, в которой важное значение имеет изучение темы Уборка помещений и проходит в каждом классе с использованием принципа концентричности знаний. В пятом классе начинаем с изучения темы Уборка мастерской. Необходимым условием выполнения любой работы является знание и строгое соблюдение правил техники безопасности. Страдает не запоминание, а действенность правил (помнят, но не выполняют). Для этого с целью запоминания, повторения и выполнения правил техники безопасности использую разнообразные игровые приёмы (правила техники безопасности в загадках, игру Поймай мяч - продолжи правила и др.).
На начальном этапе обучения знакомлю девочек с необходимостью уборки рабочего места и рабочего помещения в процессе или после завершения работы. На первом занятии провожу беседу о необходимости содержания помещения в чистоте,о вреде пыли. Беседу сопровождаю иллюстрациями или фрагментами видео об уборке помещения. Девочки рассматривают хозяйственный инвентарь, оборудование для уборки, находят соответствующий в кабинете обслуживающего труда. Особое внимание обращаю на маркировку инвентаря.
Далее происходит знакомство с разнообразными видами и правилами использования специальной рабочей одеждой, правилами использования инвентаря для уборки, последовательностью уборки, особенностью профессии уборщицы.
Во время проведения дидактических игр Узнай и назови, Кому что нужно для работы дети упражняются в узнавании названия профессии, орудий труда и трудовых действий. Эти задания включают в себя демонстрационный раздаточный материал: картинки, изображающие трудовые действия людей и орудия труда, облегчающие работу.
Одновременно выясняем, кто из воспитанников помогает взрослым в уборке , как часто это делает. При этом обязательно усиливаю мотивацию к работе, сообщая, что уборщиц в учреждении мало, они перегружены работой, поэтому многое должны выполнять сами учащиеся.
На каждом уроке провожу словарную работу, что помогает усвоению учебного материала, расширению словарного запаса.
Переходя непосредственно к обучению детей влажной уборке , я вначале показываю её преимущество перед сухой. Вытирая пыль влажной тряпкой, показываю, что вся пыль прилипает к ней, а к сухой не прилипает. Несколько учащихся повторяют это упражнение. Совместно с детьми делаем вывод о преимуществе, в данном случае, влажной уборки.
Непосредственную практическую деятельность учащиеся начинают с подметания пола влажным веником, что представляет для них определённую трудность. Поэтому в предварительном инструктаже наряду с объяснением последовательности операций я показываю, в каком направлении следует мести (от себя), обращаю внимание на то, что нельзя пропускать части поверхности пола и собирать мусор в середине помещения.
После выполнения этого задания, девочки приступают к влажной уборке столов, классной доски и плинтусов. Используя уже сформированные, с помощью выполнения практических работ, навыки данного вида деятельности с этой простейшей работой воспитанники справляются относительно самостоятельно.
Особую сложность представляет мытьё полов. Здесь необходимо проведение специальных тренировочных упражнений. Я объясняю и показываю, как для выполнения этой работы, поверхность пола необходимо разделить на отдельные участки. На каждом из этих участков ученицы овладевают необходимыми приёмами работы. Продолжая использовать приём тренировочных упражнений, я показываю и объясняю им, как отжать тряпку, как правильно надеть её на швабру, как правильно выполнить необходимые действия. Особое внимание обращаю на то, чтобы дети не терли одно и тоже место , своевременно переходили с одного участка на другой.
Овладев в процессе тренировочных упражнений необходимыми приёмами труда, воспитанники переходят непосредственно к практической работе. Но прежде чем к ней приступить, учащимся следует опять подробно рассказать о цели той или иной работы, по возможности сформировать у них представление о конечном результате труда.
Самостоятельность во многом зависит от их умения планировать свою деятельность. Практическую деятельность регулирую планами. Планирование заключается в определении порядка и содержания действий для достижения цели.
Умение планировать работу развивается постепенно. В начале обучения при выполнении задания школьники работают по готовому плану, затем я учу самих решать задачу планирования ( самостоятельно составлять план для выполнения работы).Успешность работы по словесной инструкции во многом зависит от понимания и запоминания плана, что в свою очередь связано с развитием речи учащихся. Для того чтобы учащиеся усвоили стандартные планы , использую различные приёмы: написать недостающий пункт плана на доске, на индивидуальных карточках, указать последовательность выполнения работы.
При объяснении последовательности выполнения трудовых операций и при проверке знаний учащихся в ходе повторения учебного материала, для индивидуальной помощи воспитанникам, которые не справляются с работой мне помогают инструкционные карты.
Во время практической работы я обращаю внимание на правильное выполнение того или иного приёма, инструктирую. Я стараюсь помочь каждому ученику в отдельности, провожу индивидуальный и групповой инструктаж. Стараюсь, чтобы каждый ученик попытался найти свою ошибку.
Безусловно, в школе невозможно выработать у учащихся все навыки, которые потребуются им в жизни. Поэтому очень важное значение для практики приобретает перенос навыков, уяснение того, в какой степени двигательный опыт используется для формирования новых движений.
Литература
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В. В.Воронковой. Москва Школа-Пресс, 1994г.
Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью. А.М. Маллер. М.; АПКи ППРО,2008г.
Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе.-М.: Просвещение, 1988г.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×