Формирование финансовой грамотности у учащихся
Финансовая грамотность занимает немаловажное место в структуре функциональной грамотности современного человека. Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня нельзя себе представить мир без денег. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают - деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определенного уровня финансовой грамотности.
Финансовая грамотность - это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности, поэтому она изучается на предметах: окружающий мир, математика, технология и литературное чтение.
На уроках математики и технологии целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий. Например, решение математических и экономических задач, задач-расчётов, ситуационных задач и др.
Рассмотрим темы занятий (фрагменты занятий) финансовой грамотности для встраивания в содержание уроков математики, окружающего мира и технологии в 1-4 классах.
Все темы можно объединить в 5 основных модулей:
Зачем нужны деньги и как они появились.
(Зачем нужны деньги.
Как появились деньги.
Деньги в разных странах)
Доходы и расходы семьи
.
(Семейный бюджет.
Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи.
Заработная плата родителей)
Учимся копить и тратить
(Личные денежные средства.
Товары и покупки.
Финансовые цели и планы)
Осторожно! Финансово опасно!
(Защита от мошенничества.
Опасности в сети Интернет.
Финансовый обман.)
Своё дело
(
Сюжетные игры
)
В первом классе на уроках можно использовать такие темы:
Что такое финансовая грамотность?
Как распоряжаться карманными деньгами
Зачем семье сбережения?
Где лучше хранить деньги
Сколько стоит автомобиль и прое
зд в тр
анспорте.
Во втором классе:
Как тратить деньги с умом
Как разумно делать покупки
Жизненная арифметика
Откуда в семью приходят деньги
Зачем планировать расходы семьи
В третьем классе:
Деньги настоящие и ненастоящие
Зачем семье сбережения
Легко ли вести свое дело?
История происхождения и роль денег. Виды денег.
Когда рискуешь деньгами
В четвертом классе
Личные деньги
Когда берешь в долг
Деловая игра «Магазин»
Как пользоваться банковской картой
Деньги в разных странах
Мы рассмотрели некоторые примеры тем, которые можно использовать на уроках. Хочется отметить еще одну важную проблему современных детей. Это Интернет и покупки в сети Интернет. Ребенок не просто может бесполезно и неосознанно потратить большую сумму денег с помощью интернет - покупок, но и даже переступить черту закона. Часто эти преступления совершаются подростками и детьми в силу недостаточного понимания социальных норм, они часто путают виртуальную и реальную жизнь. Думают, что их никто не видит, поэтому их проступки окажутся без наказания. На занятиях со школьниками следует уделить внимание данной проблеме.
Примерные темы для детей 1-4 классов:
Как пользоваться банковской картой в сети
И
нтернет
;
Offline
или
online
покупки?
Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги в сети Интернет
.
Полученные на уроках знания должны применяться в реальной жизни. Для большей вовлеченности учеников на уроках можно использовать и различные формы, методы и приемы работы: работа с кроссвордами и ребусами, задания с поговорками и пословицами, решение ситуационных задач, учебные экскурсии, экономические игры, творческие работы, проекты и так далее.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат