Методы и приемы технологии решения изобретательных задач (ТРИЗ)
Теория решения изобретательских задач ― одна из самых противоречивых методик. Кто-то активно внедряет в свои проекты, а кто-то не может понять, что это такое и как это работает, ― разбираемся.
В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, чаще всего используемые изобретателями. Всего он выделил 40 приёмов, которые назвал теорией решения изобретательских задач.
Он пришёл к выводу, что решение технической задачи приводит к моменту, когда ответа на вопрос ещё нет, а вариантов много. В такой ситуации оказывается каждый изобретатель. Также Альтшуллер заключил, что самое эффективное решение задачи достигается при помощи ресурсов (материальных, временных, пространственных, человеческих и так далее), которые у вас уже есть. Тогда ответ станет очевидным. В 80-х годах эту теорию брали за основу методики преподавания в советских школах и использовали на заводах. Но позже эта практика забылась. Сегодня ТРИЗ имеет широкое признание во всем мире. Ведущие производственные компании используют методы и инструменты ТРИЗ в своей работе — Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson&Johnson и другие.
Методы и приемы ТРИЗ и развития творческого воображения (РТВ), используемые мною:
«Нестандартный вход в урок» - сообщаю учащимся противоречивые факты, которые можно объяснить, только получив новые знания.
«Ассоциативный ряд» - к названию новой темы и понятию подбираются слова, которые ассоциируются у учащихся с этим словом. В конце урока анализируются.
Метод «Анаграммы»
«Анаграмма» - зашифровать название темы, перепутав буквы в названии.
Математические анаграммы я использую при усвоении математической терминологии. На уроке математики в 5 классе по теме «Площадь» может быть предложено задание следующего типа.
Решите анаграммы и исключите лишнее слово: тдаракв, ьпщаолд , елос
При решении анаграммы учащиеся путем перестановки букв определяют первое слово «Квадрат». При нахождении лишнего слова определяют логическую закономерность, лежащую в основе подбора данных терминов, и, исходя из неё, исключают логически несовместимое слово –«Село». После этого можно ребятам задать вопрос: «Как логически взаимосвязаны математические термины, представленные в этом задании?» Другой дидактической целью использования анаграмм может быть введение нового математического понятия. Например, перед введением понятия «функция» можно рассмотреть с ребятами следующее логическое задание.
Решите анаграммы и исключите лишнее слово: уанирвене, фнцукия, здчааа
Рассуждения ребят могут быть следующими: исходные слова – «уравнение», «функция», «задача». Так как задачи могут решаться с помощью уравнений, то лишним будет слово «функция». Сразу возникает вопрос: «Что такое функция?». Таким образом, я перехожу к объяснению нового материала.
В работе со школьниками при использовании технологии ТРИЗ основной акцент делается не столько на практической применимости возникших идей и решений, сколько на том, чтобы стимулировать мыслительный процесс в нужном направлении, снять барьеры на пути анализа и поиска новых возможностей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат