Патриотическое воспитания дошкольников
Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. В этой связи
огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родной стране. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой Родиной, - местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что его родной город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну. Главной целью ДОО в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время проведения ООД, в играх, в труде, в быту – т. к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но информируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Тематика, которой мы придерживаемся следующая: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Мой город», «Герои города», «Гордость моей страны», «Моя страна», «Герои спорта» «Праздники и памятные дни России». Работа по каждой теме должна включать ООД, игры, экскурсии, а по некоторым темам – праздники, тематические часы, челленджи с родителями и детьми.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию используются такие методы:
- целевые экскурсии (к памятным местам района, города, в городские музеи);
- виртуальные экскурсии;
- наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города;
- рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей;
- беседы с детьми о родном городе, о столице Родине Москве;
- использование детских художественных произведений, мультфильмов, просмотров короткометражных видеофильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
- разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
- знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством;
- наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении;
- поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах;
- личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания;
Тематическое планирование способствует эффективному и системному
усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они
живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и
длительность изучения. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например: «День защитника Отечества», «День Победы», встреча с участниками СВО, «День Российского флага» и др., а также национальные праздники.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах). Большое значение имеет семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных музеев, организация фотовыставок, выставок и рисунков детей, составление семейного древа, гербов семьи помогает детям понять, что семья – ячейка общества.
Благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат