Ивашко К.С., Пигуз В.Н., Изосимова С.А.
ФГБНУ «Институт проблем искусственного интеллекта», г. Донецк
Процессы установления связи между языком и реальностью в формировании личности
Личность - целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм поведения.
Мораль - это уникальное средство духовно-практического усвоения мира человеком, который осуществляется в логико-рефлексивной, эмоциональной и познавательной формах. Главная цель морального развития личности - возможна ли полная реализация человеком самого себя, своих возможностей, возможно ли более полное самовыражение и самораскрытие.
Морально-этическое воспитание приобрело важнейшее значение. Это дало бы возможность опираться на разумное и нравственное в душе человека и помочь каждому определить целостные основы собственной жизнедеятельности, приобрести чувство солидарности с другими людьми и разделить ответственность за сохранение моральных основ общества.
Этическое воспитание в практике базируется на традиционных формах образования (70-е гг.). Основной метод этих форм - беседа на этические темы с оживляющими её структуру различными методическими средствами включения художественных текстов, жизненных ситуаций.
Воспитание трактуется как целенаправленная организованная деятельность, призывающая к взаимодействию с окружающим миром и формирующая систему отношений ценностей к этому миру, как стимулирование процессов изменений личности.
Воспитательные задачи этики достаточно четко в свое время выдвинул П.А. Кропоткин: действовать в направлении морали, призывая к лучшим потребностям человека; выявлять и объяснять основы, без которых люди не смогли бы жить как общество; призывать к высшему: любви, мужества, братства, самоуважения, к жизни согласно идеалу.
Нравственное формирование личности не представляет собой пассивно отражение общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия. Основными качествам и, которые лежат в основе нравственно развитой личности, являются активность, желание реализации себя и осознанное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности.
Нравственность человека трактуется как совокупность его навыков и привычек, связанных с соблюдением норм, правил и требований. Формирование морали или моральной воспитанности, является переводом моральных норм, правил и требований в знания.
Наука, как особый вид познавательной деятельности, направлена на систематизацию и обоснование знаний и ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться посредством человеческой деятельности. Проблемой человека занимаются: медицина, физиология, биология, психология и ряд других отраслей наук, каждая из которых объясняет природу человека посредством накопленных фактов. Несмотря на это, в каждой из отраслей существуют несколько десятков теорий и концепций, не являющихся универсальными, однозначными и абсолютно завершенными/
Процесс духовно-нравственного воспитания может быть полноценно описан, опираясь на методологию антропологического подхода, который предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик личности, которые указывают на ее существенную природу.
Проблема языка может быть исследована в самых разных аспектах: логико-методологическом (язык – метод), риторическом (автор – язык – код – читатель), поэтическом (текст – код – реальность), эстетическом (текст – форма – переживание), семиотическом (текст – код – информация), социально-психологическом (наука – язык – коллектив).
Философия языка включает в себя широкую область исследований, направленных на изучение взаимоотношений между языком, бытием (реальностью, действительностью, миром) и мышлением, а также сами теоретико-методологические знания, выражающие и интерпретирующие эти взаимосвязи. Эти сферы – язык, бытие и мышление – могут трактоваться при этом в различных лингвофилософских концепциях как: 1) само-стоятельные и независимые друг от друга, 2) частично тождественные или 3) вообще не отличающиеся друг от друга.
Исследуемым предметом избрано фундаментальное измерение проблемы связи между языком и реальностью.
Гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Уорфа выдвигает тезис, согласно которому существующие в сознании человека системы понятий, а, следовательно, и существенные особенности его мышления определяются тем конкретным языком, носителем которого этот человек является [1], [2, c. 87]. Структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят.
У. Куайн говорил о том, что связь между компонентами системы отдельно взятого языка строится по своим внутренним законам, в результате чего спроецировать систему одного языка на систему другого, не исказив при этом содержательных отношений между компонентами, оказывается невозможным [3, c. 15].
Языковые системы отдельных языков не только по-разному фиксируют содержание культурного опыта, но и предоставляют своим носителям несовпадающие пути осмыс-ления действительности и способы ее восприятия.
Мы осознаём мир как реальность, как реальность повседневной жизни. Реальность повседневной жизни понимается как упорядоченная реальность. Данная реальность является уже объективизированной, т.е. конституированной порядком объектов [4, c. 70]. Язык, который используется в данной реальности, предоставляет нам необходимые объективации и устанавливает порядок. Язык отмечает координаты жизни в обществе и наполняет реальность значимыми объектами.
Язык служит формой выражения реальности. Осознание реальности не существует и не может существовать вне языковой оболочки.
Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации мира, носители разных языков могут видеть мир немного по-разному, через призму своих языков.
«Реальный мир» в значительной степени неосознанно строится на основе языковых привычек той или иной социальной группы. Два разных языка никогда не бывают столь схожими, чтобы их можно было считать средством выражения одной и той же социальной действительности [2, с. 22].
Литература
1. Куайн У. Онтологическая относительность. – М., 1996.
2. Самсонов В.Ф. К анализу гипотезы Куайна о неопределён-ности перевода – М., 1979. – С. 21-29.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реально-сти. – М., 1995.
4. Уорф Б.Л. Наука и языкознание. О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление. – Режим доступа: http://lingvolab.chat.ru/library/worf2.htm
5. Сепир Э. Статус лингвистики как науки // Сепир, Э. Избран-ные труды по языкознанию и культурологии. – М., 1993.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат