Консультация на тему:
«Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». С. Михалков.
Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к представителям других народов, их традициям и обычаям.
Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом повара, дворника и других работников, дети понимают смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке труда людей – наградах и поощрениях.
Таким образом, можно выделить основные ценностные ориентиры, формирующиеся в ходе нравственно-патриотического воспитания:
семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
историческое единство русского народа;
общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.
В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос: с детским садом, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей. Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели вместе с родителями и детьми могут оформить уголки нравственно-патриотического воспитания в детском саду своими руками.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА
Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать это чувство. Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детского сада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в обществе, воспитание патриотических чувств – наиболее актуальное направление работы дошкольного учреждения с воспитанниками. Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду. Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).
2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).
3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также убирать ненужные).
4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).
5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
1. Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад).
2. Ознакомление с малой Родиной (родной город (село) и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города Республики Коми, стихи и рассказы о городе (селе).
3. Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладного искусства, русская и коми народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор).
4. Ознакомление с Родным краем (символика – гимн РК, флаг, герб), карта РК, животный и растительный мир, заповедники, достопримечательности, знаменитые люди Республики Коми, исторические особенности, города РК, полезные ископаемые и т.д.).
5. Ознакомление с Родной страной: символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи, достопримечательности, Великая отечественная война, наша планета Земля (модель земного шара, национальности)
ГЛАВНЫЕ АТРИБУТЫ
Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические уголки в детском саду:
- Фото или портрет президента России, главы Республики Коми
- Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.
- Герб – является государственным символом, представляет собой щит четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел, держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия Победоносца, убивающего змея.
- Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке.
Правильно оформленные патриотические уголки в детском саду позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями.
Материалы, размещенные в уголке, должны освещать основные направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?», «Они защищали Родину» и т.д.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УГОЛКОВ
1. Логика размещения материала
2. Эстетичность оформления
3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)
4. Соответствие материала возрасту детей
5. Творческий подход педагога в оформлении уголка
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с ближайшим окружением (семья, детский сад, родной город), даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных.
В уголке размещен материал по социально
–
нравственному
и патриотическому
воспитанию
:
взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
семья
- подбор иллюстраций, тематических папок
«Наши мамы», «Моя семья»
, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи
- заботливое отношение, совместные действия
, совместный отдых
;
дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях
- девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются
, играют
и т.д.;
эмоциональные состояния
-
тематические папки,
иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;
поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, илл
юстрации по типу «Хорош
о–
плохо
»
, «Т
ак можно делать, а так нельзя», этикет
для малышей
.
Материал для знако
мства детей с «малой родиной» (
детс
ким садом, близлежащими улицами,
родным городом)
:
фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты
- группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад.
3.Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной культуры : предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.
4.Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки, игры, разные виды театра и т.д.)
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской и коми культуры.
1. В уголке пополняется материал по нравственно-патриотическому воспитанию: семейные, народные и государственные праздники, традиции, художественная литература нравственной тематики.
2.Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей города и села. Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Животный и растительный мир, природа в разное время года.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства, различные макеты (коми избы, комнаты - горницы, крестьянское подворье), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме; атрибуты к сюжетно-ролевым играм и т.д.
4.Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки, разные виды театра и т.д.
5.Элементы государственной символики – флаг, герб, гимн.
6.Элементы региональной символики – флаг, герб, гимн.
7.Материал для ознакомления с защитниками Отечества- подбор иллюстраций, тематические папки, макеты, художественная литература, видеопрезентации, наборы военной техники; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Моряки», «Пограничники» и т.д.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим героическим прошлым России; продолжают формировать представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме; знакомят с достопримечательностями Республики Коми, города Сыктывкара, Эжвы, с историей города. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями русских и коми писателей, композиторов, поэтов, художников и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
Моя семья
– семейные фотоальбо
мы, самодельные книги на тему «
Герб моей с
емьи», «Генеалогическое дерево», «Отдыхаем всей семьей»,
видеопрезентации
и т.д.
Родной город
– иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «И
стория возникновения города», «Наука
, образование и кул
ьтура», «Знаменитые земляки»,
«Наши земляки в
годы
Великой Отечественной войны», «
Наше духовное наследие», «Достоприме
чательности», «Архитектура», «
Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).
Мой край
– символика Республики Коми, карта
, материал, знакомящий детей со слав
ой и достижениями Республик
и
Коми (города РК
, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство
, полезные ископаемые
-коллекции
).
Родная страна
– карта России
, природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и с
ельское хозяйство),
презентации,
символика (
герб, флаг, гимн
-аудиозапись)
, портрет президента
.
Защитники Отечества
– иллюстраци
и, тематические папки на тему «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «
Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидак
тические игры по теме: макеты (
древняя крепость
)
,
коллекции «В
оенная техника
», «Военная форма»;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр военной тематики и т.п.
Приобщение к истокам русской
и коми
народной культуры
– иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского
и коми
народного костюма», «Народные праздники и гулянья
»
, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки,
русские и коми народные музыкальные инструменты;
предметы народного декор
ативно – прикладного искусства
, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме
, создание мини-музеев
.
Духовно – нравственное воспитание
– материал, дающий детям первоначальн
ое представление о православии: фотоматериалы соборов, церквей; книги, брошюры и т.д.
Художественная литература по фольклору
русские и коми народные сказки, былины, предания, коми легенды, игры-инсценировки, разные виды театра и т.д.
Великие соотечественники
– порт
реты, художественная литература
, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявши
х Россию и Республику Коми.
Наша планета земля
– глобус, детская карта мира; х
удожественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других стра
нах мира, их обычаях, традициях
, профессиях, характерных для той или иной страны
.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УГОЛКЕ
Воспитатели, планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию, могут делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый город», «Моя родина - Россия», «Животный и растительный мир России» и т. д. Каждая тема изучается с использованием бесед, видеопрезентаций, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок, оформлением фотоальбомов, мини-музеев. Работа в уголке ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (страна, город). После ознакомления с материалами в уголке с детьми проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке.
Только постоянная и планомерная совместная работа педагогов ДОУ и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. А правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда по воспитанию нравственно-патриотических чувств и ценностей в этом только поможет.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат