Повышение финансовой грамотности учащихся на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.
Финансовая грамотность предполагает знание финансовых терминов, финансовых рисков, их понимание, а также умения, необходимые при принятии решений в конкретных финансовых ситуациях для улучшения финансового благополучия. Современные подростки нередко получают частичную возможность самостоятельно организовывать своё финансовое поведение. Но из-за отсутствия жизненного опыта, желания выглядеть в глазах сверстников взрослым они чаще, чем взрослые, принимают неверные решения. Поэтому темы финансовой грамотности, где рассматриваются вопросы банковских карт или наличных денег, защиты от мошенников, распределения семейного бюджета в этом возрасте наиболее актуальны. И что самое главное, нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. И поэтому, воспитание детей финансово грамотными является очень важным, ведь тогда мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Навыки по финансовой грамотности можно внедрять не только в рамках самостоятельного курса по финансовой грамотности, но и на уроках обществознания. В этом случае формирование культуры грамотного финансового поведения происходит на основе материалов, изучаемых на уроке обществознания в блоке «Экономика»
В учебниках обществознания много теоретического материала по финансовой грамотности, но мало практических заданий. Для формирования практических навыков по финансовой грамотности я использую активные формы и методы работы как на уроках обществознания, так и во внеурочной деятельности. Одной из урочных форм работы является использование контекстной задачи. Контекстная задача – это задача мотивационного характера на основе конкретной жизненной ситуации, связанной с социокультурным опытом учеников (известное, данное). Необходимо осмыслить, проанализировать и объяснить сложившуюся ситуацию. Важно, что здесь не существует неправильного ответа, так как контекстная задача имеет множество решений. Результат решения контекстной задачи является осознание значимости проблемы для каждого человека. В подобных задачах мы рассматриваем такие темы, как безопасное использование пластиковых карт, расчет бюджета семьи, страхование, денежные вознаграждения и т.д. Например, в 8-ом классе мы с детьми составляем бюджет семьи. В 9 классе при изучении тем «Право и имущественные отношения», «Потребитель и его права» для решения подобных задач провожу ролевые игры, на которых ученики учатся понимать, как важно знать свои права и обязанности в отношении имущества. Важно, что все эти уроки проходят в интерактивной форме, учащиеся общаются и с учителем, и между собой.
Еще один вид деятельности, который я использую на уроках обществознания для повышения финансовой грамотности учащихся – это игра. Учебная игра по финансовой деятельности – это игра, в которой моделируются ситуации в сфере личных финансов и взаимоотношений человека с конкретными организациями (финансовыми, государственными), для того чтобы сформировать у участников игры финансовые компетенции. Подобные игры могут носит обучающий, тренинговый или обобщающий характер. Например, деловая игра «Семейный бюджет» имитирует ведение семейного бюджета в течение нескольких месяцев. Участники распределяют финансовые ресурсы, реагируют на непредвиденные негативные события или наоборот счастливые возможности, влияющие на различные категории бюджета. Игра «Личный финансовый план» учит понимать механизм работы различных финансовых институтов, выработать свою финансовую стратегию и выбрать необходимые финансовые инструменты для реализации стратегии. В старших классах провожу такую игру, как «Защита прав потребителей», которая вводит учеников в курс темы по защите прав потребителей и формирует такие умения, как осознание проблемы, принятие решения в короткие сроки.
Также использую настольные игры, например, игру «Не в деньгах счастье», которая отрабатывает навык определения жизненных целей и способов их достижения с использованием финансовых инструментов. Благодаря игре ученики знакомятся с принципами поведения, связанного с личными финансами, учатся оценивать риски при покупках товара, учатся планировать свой бюджет.
Нередко на уроках провожу познавательные игры в формате «Что? Где? Когда?». Целью таких игр является создание условий для развития познавательной активности к финансовому просвещению, содействие осознанному повышению финансовой грамотности обучающихся, активизация познавательной деятельности обучающихся. Помогают в отборе игр онлайн-ресурсы «Ваши финансы. РФ», «Вклад в будущее», «Финансовая грамота» и другие.
Одна из популярных форм внеурочной деятельности, практикуемых в рамках работы над повышением финансовой грамотности – экскурсии. Цель экскурсий – посещение государственных финансовых организаций для знакомства с их услугами. Объектами таких экскурсий являются Сбербанк России, налоговые организации, Пенсионный фонд. Содержание экскурсий может быть заранее подготовлено и проводиться в форме квеста или занимательного путешествия (для детей среднего школьного возраста).
Большой интерес у учащихся вызывают такие формы получения новой информации как развивающие книги. В рамках внеурочной деятельности я периодически использую такие книги для повышения финансовой грамотности. Одна из любимых учениками 5-7 классов книга - Пес по имени Мани, или Азбука денег» Бодо Шефера. В ней рассказывается о девочке Кире и ее друзьях, которые хотят разбогатеть и пытаются найти самые эффективные методы для этого.
Старшеклассникам наиболее интересна книга Джорджа Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне». Здесь на примере простых людей показан, как можно сформировать свой капитал. Мы зачитываем отрывки из книг, анализируем ситуации, описанные в ней, делаем выводы. Очень интересно после чтения отрывков проходят коммуникативные бои. Класс делится на две группы. Выбираем утверждение, высказанное автором. Первая группа приводит аргументы «за», вторая группа – аргументы «против». Темы таких боев иногда рождаются спонтанно. В отдельных случаях использую темы из сборника заданий коммуникативных боев всероссийского чемпионата по финансовой грамотности и предпринимательству.
Важной составляющей финансовой грамотности является умение самостоятельно находить источники достоверной финансовой информации, уметь анализировать ее, применять на практике, нести личную ответственность за принятые финансовые решения. Значит, уже в школе необходимо развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Чтобы пробудить интерес к изучению финансовой грамотности, предлагаю задания, которые носят проблемно-поисковый и практико-ориентированный характер. Например, на уроке по теме «Гражданские правоотношения. Право собственности» в 9 классе мы говорим о рисках потери денег и имущества и способах защиты от этих рисков, а дома дети вместе с родителями готовят сообщения по теме. Кроме докладов и сообщений, ученики могут самостоятельно подготовить презентации к конкретным темам, определенные аналитические материалы, в частности, об изменениях уровня инфляции, написать эссе о рисках использования криптовалют.
Отдельные темы по финансовой грамотности могут стать основой для работы ученика по реализации индивидуального проекта. Примеры таких тем:
С
емейный бюджет
, п
ути формирования
.
Как жить экономно?
Как увеличить свой доход?
Как правильно выбрать страховую кампанию?
Темы проектов выбираем в ходе совместного обсуждения. Главное, чтобы ученики, запланировавшие выполнение индивидуальных проектов, осознали, что в проектной деятельности важно четко поставить цель и спрогнозировать конечный результат, имеющий практическую направленность – продукт индивидуального проекта, правильно выбрать алгоритм действий, отобрать необходимую информацию из интернет – ресурсов и создать спрогнозированный продукт.
Финансовая грамотность формируется в течение продолжительного времени в процессе многократного повторения и закрепления. И целью такого учебного процесса является умение применять полученные навыки на практике, что поможет ученикам впоследствии избежать многих ошибок, приобрести финансовую самостоятельность и финансовое благополучие. И очень важную роль в этом процессе играет учитель обществознания.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат