Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Организация и содержание внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС. Работа №57436

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Организация и содержание внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС
Работа:

Автор: Корнева Н.С.,

учитель начальных классов

МАОУ Гимназия №33

г. Улан-Удэ

Организация и содержание внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС

В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 2861 и № 2872 (далее – ФГОС НОО и ООО), достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса.

Под внеурочной деятельностью понимают образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность обеспечивает взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования объединяя все виды деятельности младших школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их образования, развития, воспитания, социализации.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у обучающихся интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, создание условий для воспитания и социализация духовно-нравственной личности.

Задачи внеурочной деятельности:

- вовлечение обучающихся в разнообразную внеурочную деятельность;
- обогащение и расширение культурно-нравственного уровня обучающихся;
- создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
- освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование.
- сотрудничество с социальными институтами в целях организации внеурочной деятельности;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- создание условий для эффективной реализации образовательных программ различного, реализуемых во внеурочное время;
- организация информационного сопровождения внеурочной деятельности;
- совершенствование материально-технической базы для организации внеурочной деятельности обучающихся.ть контакты

Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями:

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) -

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ ;

- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);

- Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;

- Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);

- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21).

В рабочих программах курсов внеурочной деятельности, которые составили по ФГОС-2021, нужно указать формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС НОО – 2021, п. 32.1 ФГОС ООО – 2021). Например, поход, соревнование, экскурсия посещение театров, музеев (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). В каком именно компоненте рабочей программы нужно указать форму занятий, ФГОС-2021 не определяют. Рекомендуем урегулировать эту норму в локальном акте школы.

 

 

Методическая поддержка учителей.

Методрекомендации включают список мер методической поддержки, чтобы школы смогли реализовать внеурочную деятельность по новым ФГОС. Так, для педагогов разрабатывают сценарии занятий «Разговоры о важном», рабочие программы внеурочной деятельности, интенсивы, УМК по развитию школьных театров, спортивных клубов и музеев. Методические материалы готовят Академия Минпросвещения и Институт стратегии развития образования РАО

Методическая поддержка администрации.

Методрекомендации содержат комплекс организационно-управленческих мероприятий. Также документ предлагает школам чек-лист, чтобы школы могли провести самодиагностику. Это позволит определить, готовы ли вы реализовать внеурочную деятельности по ФГОС-2021 НОО и ООО.

Как сказано в Рекомендациях, при реализации внеурочной деятельности школа может использовать ресурсы других организаций, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.

В нашей школе организациями доп образования проводятся занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии:

Футбольный клуб «Перун»

Танцевальный клуб «Золотой луч»

Рисование

«Юный Пикассо»

Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий, переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

Например, в нашей школе в начале учебного года детям и их родителям предлагается перечень курсов внеурочной деятельности. Дети выбирают тот курс, который им интересен. Я веду Интегрированный курс «Чтение с увлечением», ко мне приходят детки из нашей параллели.

В новом ФГОС НОО разработчики уменьшили объем внеурочной деятельности за четыре года обучения. Так, было 1350 часов максимум, стало – 1320 часов. При этом новый ФГОС регламентирует вариативность содержания внеурочной деятельности. Теперь при определении состава, структуры и форм внеурочной деятельности нужно учитывать не только интересы школьников, но и их потребности, а также запросы родителей.

Обновленные ФГОС не указывают обязательные направления внеурочной деятельности, как это было в предыдущих стандартах.

Рекомендуется часы внеурочной деятельности использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся. При этом внеурочная деятельность должна обязательно иметь воспитательную направленность.

Предусмотренные на внеурочную деятельность 10 часов в неделю рекомендовано распределить следующим образом:

Обязательная часть (для всех)

1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);

1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности

1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).

Вариативная часть

3 часа в неделю — на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);

2 часа в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах.

2 часа в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия — страна возможностей», а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»);

С 1 сентября 2022 года Министерство просвещения Российской Федерации запустило в школах новый масштабный проект – цикл внеурочных занятий "Разговор о важном»

Цель проекта «Разговор о важном»- развитие ценностного отношения школьников к своей родине России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.

Дополнительно к разработкам я распечатываю РЛ каждому ученику. Дети завели папки для РЛ. В марте мы участвовали в общероссийском конкурсе «Разговоры о важном» и эти РЛ очень нам помогли в подготовке. Участвовало 23 ученика, 2 чел получили дипломы 1 ст, 8 учеников – диплом 2 ст, 8 чел – 3 ст.

Занятия по формированию функциональной грамотности школьников

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Одной из составляющих функциональной грамотности является финансовая грамотность.

Необходимость внедрения внеурочной деятельности по финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете.

Курс «Азбука финансовой грамотности» у нас пока ведется только в 1 классе. УМК представлен методическими рекомендациями для учителя, РТ для детей и книги со сказкой. В пособии на примере «Сказка про то, как Иван царство спас» доступным языком объясняется, что такое банки, банковские карты, налоги, кредиты, доходы, пенсии, бюджет и страхование. К сказке подготовлена тетрадь ("Обсуждай, рассуждай и играй: креативные задания для детей по финансовой грамотности"), выполняя которые ребёнок легко усваивает прочитанное.

Следующий курс направлен на развитие читательской грамотности.

Я преподаю курс «Чтение с увлечением» с 1 по 4 класс

Особенностями построения программы курса «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает в работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта, забота, чуткость и др.

Образовательный курс «Русский с увлечением» создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся, так как на всех занятиях они выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно выполнять нестандартные задания, анализировать изучаемый материал, пользоваться справочной литературой. Данный курс дает возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с целью реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Курс, связанный с реализацией проектно-исследовательской деятельности, ведется в 1 классе и называется «Азбука исследовательской деятельности».

Цель курса: получить первоначальные навыки проведения собственных исследований под руководством учителя.

Занятие по Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России" ведутся в 1 классе и класс в полном составе.

Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

В течение года обучающиеся под руководством учителей могут принять участие в коллективных творческих делах разных направленностей и достигнуть звания «Орлёнок» в 7 треках.

https://рдш.рф/competition/2686

«Умники и умницы». Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов (разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий) и рассчитана на четыре года обучения.

Занятие, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в физическом развитии «Подвижные игры». Ведет учитель физкультуры. Школьники, освоившие программу «Подвижные игры», приобретают качества, необходимые им в будущей жизни: приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.

Творческое развитие школьников представлен курсом «Волшебные пальчики» В данной программе используется лепка из пластилина, лепка из глины и лепка из соленого теста.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

Достижение результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×