Дата публикации:
28.07.2023
Автор:
Палий Наталья Васильевна
Название работы:
"Работа над словарными словами на уроках русского языка"
Работа:
Работа над словарными словами на уроках русского языка
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные пути запоминания словарных слов
В практике преподавания русского языка в начальных классах используются следующие традиционные методы и приёмы работы со словарными словами: знакомство с новым словарным словом; запись слова с проговариванием; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; составление словосочетаний с данным словом; составление предложений со словарными словами; составление словариков; запись слов по алфавиту; словарный диктант.
Упор в данной методике делается на механическое запоминание словарных слов и орфограмм в них путем многократного повторения этого слова в различных упражнениях. Однако, такое запоминание, не подкрепленное привлечением образной и словесно-логической памяти, не даёт прочного и длительного сохранения информации в памяти .
Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями, необходимо наряду с традиционной моделью передачи знаний, ввести нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые будут направлены на развитие памяти и активизацию мыслительной деятельности учащегося.
Нетрадиционные приемы запоминания словарных слов
1. Этимология слов
Необходимо объяснить, как образовались те или иные слова, тогда легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы. Обращаться к этимологии слова нужно только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова.
Например: Слово берёза в старину означало ясный, светлый. От этого же корня образовалось слово белый. Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
2. Слова-подсказки
Связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; медведь любит мёд.
3. Слова с буквосочетаниями -оро- , -оло- , -ере- , -еле- .
Мороз, корова, дорога, ворона, воробей. Солома, молоко, молоток. Береза, деревня.
4. Звуковые ассоциации
Подобрать созвучные ассоциации к запоминаемому слову.
Например: Улица. Я вижу на улице знакомые ЛИЦА. Мебель. Мебель сделали из ЕЛИ.
5. Слова с удвоенными буквами
Слова с удвоенными согласными необходимо изучать группами или подбирать однокоренные слова.
Например: Суббота, субботник, субботний. Килограмм – грамм.
Ассоциативный приём
Суть приёма: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Нельзя навязывать ученику свой ассоциативный образ! То, что человек придумал сам, врезается в его память на всю жизнь.
Для обеспечения результативности использования данного приёма необходимо соблюдать следующие педагогические условия: систематичность (от урока к уроку, от класса к классу);
использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова;
систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе вариантов ассоциативных образов.
Таким образом, нетрадиционные методы работы со словарными словами позволяют осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе мнемотехники позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.
Скачать работу
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные пути запоминания словарных слов
В практике преподавания русского языка в начальных классах используются следующие традиционные методы и приёмы работы со словарными словами: знакомство с новым словарным словом; запись слова с проговариванием; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; составление словосочетаний с данным словом; составление предложений со словарными словами; составление словариков; запись слов по алфавиту; словарный диктант.
Упор в данной методике делается на механическое запоминание словарных слов и орфограмм в них путем многократного повторения этого слова в различных упражнениях. Однако, такое запоминание, не подкрепленное привлечением образной и словесно-логической памяти, не даёт прочного и длительного сохранения информации в памяти .
Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями, необходимо наряду с традиционной моделью передачи знаний, ввести нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые будут направлены на развитие памяти и активизацию мыслительной деятельности учащегося.
Нетрадиционные приемы запоминания словарных слов
1. Этимология слов
Необходимо объяснить, как образовались те или иные слова, тогда легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы. Обращаться к этимологии слова нужно только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова.
Например: Слово берёза в старину означало ясный, светлый. От этого же корня образовалось слово белый. Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
2. Слова-подсказки
Связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; медведь любит мёд.
3. Слова с буквосочетаниями -оро- , -оло- , -ере- , -еле- .
Мороз, корова, дорога, ворона, воробей. Солома, молоко, молоток. Береза, деревня.
4. Звуковые ассоциации
Подобрать созвучные ассоциации к запоминаемому слову.
Например: Улица. Я вижу на улице знакомые ЛИЦА. Мебель. Мебель сделали из ЕЛИ.
5. Слова с удвоенными буквами
Слова с удвоенными согласными необходимо изучать группами или подбирать однокоренные слова.
Например: Суббота, субботник, субботний. Килограмм – грамм.
Ассоциативный приём
Суть приёма: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Нельзя навязывать ученику свой ассоциативный образ! То, что человек придумал сам, врезается в его память на всю жизнь.
Для обеспечения результативности использования данного приёма необходимо соблюдать следующие педагогические условия: систематичность (от урока к уроку, от класса к классу);
использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова;
систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе вариантов ассоциативных образов.
Таким образом, нетрадиционные методы работы со словарными словами позволяют осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе мнемотехники позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств