Теория формирования и развития естественно-научной грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся
Функциональная грамотность активно изучалась и в нашей стране и за рубежом, начиная с 80-х годов XX века. Широко известны работы в области естественнонаучного образования по вопросам формирования естественно-научной грамотности учёных В.Г. Разумовского, М.В. Рыжакова, А.Н. Захлебного, А.А. Журина и др. Основы теории и технология формирования функциональной грамотности учащихся описаны в 1998 году доктором педагогических наук, профессором ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» Перминовой Людмилой Михайловной.
Особый интерес вызывает статья Перминовой Л.М. « Дидактическое обоснование формирования естественно-научной грамотности», в которой автор рассматривает версию естественнонаучной грамотности как интегративного понятия и вида школьных образовательных стандартов, даётся характеристика ЕНграмотности с дидактических позиций и доказывается базовая функция ЕНграмотности в обеспечении систематичности и преемственности реализации задач естественнонаучного образования [1].
Оценка функциональной грамотности в PISA базируется на компетентностном подходе. В нашей стране компетентностный подход реализуется в системе высшего образования и постепенно завоевывает позиции в школьном образовании. Эффективность обучения при таком подходе определяется не только полнотой и систематичностью знаний, но и способностью обучающихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний и умений в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в окружающей действительности. Компетентность не противопоставляется знаниям и умениям, она включает их в себя, но не путем простого суммирования, а посредством свободного использования наиболее эффективного для данной конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале учащегося знаний-умений.
Под естественно-научной грамотностью понимают «способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям» [2].
Человек, обладающий естественнонаучной грамотностью, должен проявлять следующие компетенции:
научно объяснять явления;
понимать особенности
естественно
-
научного
исследования
;
научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Для формирования/оценки естественнонаучной грамотности используются тематические блоки, которые включают описание реальной ситуации, и задания, связанные с этой ситуацией. Каждое из заданий характеризуется следующими признаками:
компетентность (как правило, умение, составляющее данную компетентность);
естественнонаучное знание (т.е. те знания из географии, которые необходимы для выполнения задания);
контекст (т.е. характеристика жизненной ситуации, использующейся в задании);
уровень сложности.
Практико-ориентированные задания, как правило, содержат информацию, описывающую реальную жизненную ситуацию, но для ее понимания необходимо обладать определенным запасом естественнонаучных знаний и уметь пользоваться терминологией естественных наук. Все это возможно в том случае, если контекст учитывает тематику вопросов, изучаемых по географии в данном классе. Знаниевая (или тематическая) составляющая представляется двумя блоками:
знание содержания (определяется для каждого из классов на основе программ по
географии
);
знание
процедур (включает понимание
естественно-научных
методов познания).
Определяющей характеристикой заданий являются компетенции, на проверку которых они направлены. Для каждой из компетентностей предлагается набор познавательных действий, являющихся структурными элементами данных компетенций. Как правило, в процессе выполнения заданий формируется или оценивается одно или несколько из этих познавательных действий.
Познавательные действия, относящиеся к компетенции «Научно объяснять явления»:
п
рименить
естественно
-
научные
знания для анализа ситуации/проблемы
;
в
ыбрать модель, лежащую в основе объяснения
;
в
ыбрать объяснение, наиболее полно отражающее описанные процессы
;
с
оздать объяснение, указав несколько причинно-следственных связей
;
в
ыбрать возможный прогноз и аргументировать выбор
;
с
делать прогноз на основании предложенного объяснения процесса
;
п
ривести примеры возможного применения
естественно-научного
знания для общества
.
Познавательные действия для компетенции «Понимание особенностей естественно-научного исследования»:
р
азличать вопросы, которые возможно исследовать методами естественных наук
;
р
аспознавать гипотезу (предположение), на проверку которой направлено данное исследование
;
о
ценить предложенный способ проведения исследования/план исследования
;
и
нтерпретировать результаты исследований/находить информацию в данных, подтверждающую выводы
;
с
делать выводы по предложенным результатам исследования
;
о
ценить способы, которые используются для обеспечения надежности данных и достоверности объяснений
;
п
редложить способ увеличения точности получаемых в исследовании данных
.
Познавательные действия для компетенции «Интерпретация данных и использование научных доказательств»:
о
пределять недостающую информацию для решения проблемы
;
р
аспознавать предположения (допущения), аргументы и описания в научно-популярных текстах
;
н
аходить необходимые данные в источниках информации, представленной в различной форме (таблицы, графики, схемы, диаграммы, карты)
;
п
реобразовать информацию из одной формы представления данных в другую
;
и
нтерпретировать данные и делать соответствующие выводы
;
о
ценивать достоверность научных аргументов и доказательства из различных источников.
Вследствие решения практико-ориентированных заданий
обучающиеся смогут освоить основные алгоритмы их решения, критерии оценивания этапов выполнения, развить компетентности в практической познавательной деятельности, навыки сотрудничества, когда решаются задания в группах или с участием педагога.
Используемая литература:
1. Перминова Л.М. Дидактическое обоснование формирования естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017.Т.1, № 4 (41).С.162-171
2. Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат