Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Теория формирования и развития естественно-научной грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся. Работа №57485

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Теория формирования и развития естественно-научной грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся
Работа:

Теория формирования и развития естественно-научной грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся

 

Функциональная грамотность активно изучалась и в нашей стране и за рубежом, начиная с 80-х годов XX века. Широко известны работы в области естественнонаучного образования по вопросам формирования естественно-научной грамотности учёных В.Г. Разумовского, М.В. Рыжакова, А.Н. Захлебного, А.А. Журина и др. Основы теории и технология формирования функциональной грамотности учащихся описаны в 1998 году доктором педагогических наук, профессором ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» Перминовой Людмилой Михайловной.

Особый интерес вызывает статья Перминовой Л.М. « Дидактическое обоснование формирования естественно-научной грамотности», в которой автор рассматривает версию естественнонаучной грамотности как интегративного понятия и вида школьных образовательных стандартов, даётся характеристика ЕНграмотности с дидактических позиций и доказывается базовая функция ЕНграмотности в обеспечении систематичности и преемственности реализации задач естественнонаучного образования [1].

Оценка функциональной грамотности в PISA базируется на компетентностном подходе. В нашей стране компетентностный подход реализуется в системе высшего образования и постепенно завоевывает позиции в школьном образовании. Эффективность обучения при таком подходе определяется не только полнотой и систематичностью знаний, но и способностью обучающихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний и умений в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в окружающей действительности. Компетентность не противопоставляется знаниям и умениям, она включает их в себя, но не путем простого суммирования, а посредством свободного использования наиболее эффективного для данной конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале учащегося знаний-умений.

Под естественно-научной грамотностью понимают «способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям» [2].

Человек, обладающий естественнонаучной грамотностью, должен проявлять следующие компетенции:

научно объяснять явления;

понимать особенности

естественно

-

научного

исследования

;

научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Для формирования/оценки естественнонаучной грамотности используются тематические блоки, которые включают описание реальной ситуации, и задания, связанные с этой ситуацией. Каждое из заданий характеризуется следующими признаками:

компетентность (как правило, умение, составляющее данную компетентность);

естественнонаучное знание (т.е. те знания из географии, которые необходимы для выполнения задания);

контекст (т.е. характеристика жизненной ситуации, использующейся в задании);

уровень сложности.

Практико-ориентированные задания, как правило, содержат информацию, описывающую реальную жизненную ситуацию, но для ее понимания необходимо обладать определенным запасом естественнонаучных знаний и уметь пользоваться терминологией естественных наук. Все это возможно в том случае, если контекст учитывает тематику вопросов, изучаемых по географии в данном классе. Знаниевая (или тематическая) составляющая представляется двумя блоками:

знание содержания (определяется для каждого из классов на основе программ по

географии

);

знание

процедур (включает понимание

естественно-научных

методов познания).

Определяющей характеристикой заданий являются компетенции, на проверку которых они направлены. Для каждой из компетентностей предлагается набор познавательных действий, являющихся структурными элементами данных компетенций. Как правило, в процессе выполнения заданий формируется или оценивается одно или несколько из этих познавательных действий.

Познавательные действия, относящиеся к компетенции «Научно объяснять явления»:

п

рименить

естественно

-

научные

знания для анализа ситуации/проблемы

;

в

ыбрать модель, лежащую в основе объяснения

;

в

ыбрать объяснение, наиболее полно отражающее описанные процессы

;

с

оздать объяснение, указав несколько причинно-следственных связей

;

в

ыбрать возможный прогноз и аргументировать выбор

;

с

делать прогноз на основании предложенного объяснения процесса

;

п

ривести примеры возможного применения

естественно-научного

знания для общества

.

Познавательные действия для компетенции «Понимание особенностей естественно-научного исследования»:

р

азличать вопросы, которые возможно исследовать методами естественных наук

;

р

аспознавать гипотезу (предположение), на проверку которой направлено данное исследование

;

о

ценить предложенный способ проведения исследования/план исследования

;

и

нтерпретировать результаты исследований/находить информацию в данных, подтверждающую выводы

;

с

делать выводы по предложенным результатам исследования

;

о

ценить способы, которые используются для обеспечения надежности данных и достоверности объяснений

;

п

редложить способ увеличения точности получаемых в исследовании данных

.

Познавательные действия для компетенции «Интерпретация данных и использование научных доказательств»:

о

пределять недостающую информацию для решения проблемы

;

р

аспознавать предположения (допущения), аргументы и описания в научно-популярных текстах

;

н

аходить необходимые данные в источниках информации, представленной в различной форме (таблицы, графики, схемы, диаграммы, карты)

;

п

реобразовать информацию из одной формы представления данных в другую

;

и

нтерпретировать данные и делать соответствующие выводы

;

о

ценивать достоверность научных аргументов и доказательства из различных источников.

Вследствие решения практико-ориентированных заданий
обучающиеся смогут освоить основные алгоритмы их решения, критерии оценивания этапов выполнения, развить компетентности в практической познавательной деятельности, навыки сотрудничества, когда решаются задания в группах или с участием педагога.

 

Используемая литература:

1. Перминова Л.М. Дидактическое обоснование формирования естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017.Т.1, № 4 (41).С.162-171

2. Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×